Пастырские встречи. Главное таинство Церкви

Литургия святителя Василия Великого, литургия апостола Иакова, литургия Иоанна Златоуста – в чем их принципиальная разница? Есть ли литургия у католиков и мусульман? На вопросы о главном таинстве Православной Церкви на одной из Пастырских встреч отвечал иеромонах Лавр (Архипов).

Фото 1.jpeg

– В чем различие литургии Иоанна Златоуста и литургии Василия Великого?

– Особых различий нет, лишь в священнических молитвах и буквально в нескольких песнопениях. В то время, когда святитель Иоанн Златоуст был Константинопольским Патриархом, происходило формирование богослужения как такового. Того, которое мы знаем и которое служится в наших храмах. Каждый церковный иерарх, даже каждый священник, возглавляющий общину, может какие-то моменты богослужения менять. Например, у нас читается одна кафизма на вечернем богослужении. В другом храме читается две кафизмы, в третьем приходе могут прочитать лишь одну «Славу». Где-то читается канон на восемь, где-то – на шесть. Есть некие традиции, которые могут возникать в самом приходе. Русская Православная Церковь сейчас читает молитву о Святой Руси, которую благословил Святейший Патриарх, но не все Поместные Церкви это делают. Патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст написал литургию такую, святитель Василий Великий, не особенно ее меняя, лишь добавил молитвы, которые сам читал во время богослужения. Никто никому не противостоял. Есть еще литургия апостола Иакова. Есть литургия Преждеосвященных Даров, которая возникла в силу необходимости, так как в среду и пятницу Великим постом литургия обычно не служится. Это постные дни, скорбные дни, поэтому Дары заготавливаются заранее, они уже освящены, отсюда и название – литургия Преждеосвященных Даров.

Фото 2.JPG

– Есть ли какое-то подобие литургии у мусульман и у католиков?

– У мусульман совершаются намазы, у них нет литургии. У всех христианских церквей, включая католическую, есть понятие литургии. Дело в том, что Великий раскол случился в XI веке, а литургия Иоанна Златоуста была написана в IV веке, поэтому у католиков тоже есть литургия.

– У старообрядцев литургия отличается чем-то?

– Есть разные старообрядцы. С единоверцами мы поддерживаем литургическое общение. Литургия, которую они служат, отличается немного лишь обрядовой стороной. Как они крестятся, как мы крестимся: двумя перстами или тремя, – возглашаем «Аллилуйя» два раза или три раза. Если возьмем беспоповцев, там никакой литургии нет, у них батюшек нет, потому и называются они беспоповцами. Их религия ближе к язычеству, они даже исповедуются Матушке-земле, ложась на землю. Есть дырочники, которые в избе вырубают дырку и в нее молятся, есть молокане и так далее. С такими старообрядческими общинами, которые еще больше отошли от христианского православного учения, Церковь не общается. Только с единоверцами.

Фото 3.JPG
Единоверческое богослужение

– Священники служат в облачениях разных цветов. Что это означает?

– Облачение подбирается по цветам праздника. Например, голубой – цвет Богородичных праздников. Но это просто традиция. И если нужно в голубом, а батюшка в золотом, то ничего страшного нет. Может, у священника просто нет такого облачения – храм бедный, поэтому служит в том, что есть.

– Многие в храме встают на колени, а многие – не встают. Почему?

– Не смотрите на обрядовую сторону, смотрите в глубину. Господь обрядовую сторону постоянно нарушал. Фарисеи ругали апостолов, что они немытыми руками едят. Какое страшное нарушение! Субботу Господь постоянно нарушал. Фарисеи извратили толкование Моисеева закона. У нас очень часто наблюдается то же самое, когда обрядовая сторона жизни Церкви преобладает над духовной, над учением. И мы не проявляем милости к нашим ближним.

Не смотрите на обрядовую сторону, смотрите в глубину

Поклоны – это обрядовая сторона. Встал человек на поклон, не встал – не смотрите. Может, у человека колени болят. Может, он не совсем понимает, когда поклоны делаются, может, стесняется. Может, нет места встать на колени. Молитесь спокойно во время богослужения и не ставьте обрядовую сторону превыше духовной.

Фото 4.JPG

Обрядовая сторона – это некая часть выражения нашей любви к Богу, но это не преобладающая сторона, а лишь малая. Если человек не встал на колени – это не страшно. Вот нарушение заповеди «не убий» – это страшно. По Уставу, в воскресные дни не полагаются поклоны, так как это малая Пасха, торжество из торжеств. После Причастия не полагаются земные поклоны, потому что вы приняли Христа внутрь себя. В будни, когда священник заходит в алтарь, он полагает земной поклон, а после Причастия делает поясной. Земные поклоны в большом количестве кладутся Великим постом. Но если вы не можете по состоянию здоровья, исходя из своего возраста, не рвитесь, не ломайте себя, спины свои не травмируйте.

И относительно того, можно ли садиться в храме. В отличие от греческой церкви мы стоим, у нас несколько скамеек по периметру для пожилых людей. Но это не воспрещает принести с собой раскладную табуретку и сесть во время богослужения. Святитель Филарет (Дроздов) говорил, что лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах. В особые моменты богослужения – чтение Евангелия, Евхаристический канон – встаньте. И скажу словами Священного Писания: не человек для субботы, а суббота для человека (см.: Мк. 2: 27).

Фото 5.JPG
Святитель Филарет (Дроздов)

– Посоветуйте, пожалуйста, как не рассеиваться на службе? Много отвлекаюсь. Много факторов, которые отвлекают.

– Тренировка. Нужно усилие вашей воли. Смотрите за собой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) сравнивает каждого человека с сосудом. Кто-то – трехлитровая баночка, кто-то – десятилитровая. И каждый вмещает в себя столько, сколько он может. Больше он не вместит. Если человек не может долго молиться, то хотя бы столько, сколько он может. Пост – то же самое: если человек не может поститься так, как предписывает Устав, по совету священника из тех или иных побуждений идет послабление поста. Да, у нас рассеивается ум. И не все богослужение человек может ум сохранить в словах молитвы. Он может и засыпать, и быть рассеянным, он может и отвлекаться. Но одно дело – когда человек трудится во время богослужения и, замечая, что его ум рассеивается, снова усилием воли возвращается к молитве. За такой труд Господь дает великую благодать. А тот человек, который замечает, что рассеивается ум, и не способствует его возвращению в молитву, а дальше начинает думать о чем угодно, уходит пустым из храма. Он не потрудился на богослужении по мере своих сил.

– На что бы Вы посоветовали обратить внимание, чтобы покаяться во время Великого поста, чтобы это было угодно Богу?

– Угодно Богу только искреннее покаяние. Иногда мы путаем, что искренне покаяние заключается в наших слезах и каком-то особом покаянном чувстве в сердце. Нет. Так может быть, но не в этом заключается истинное покаяние. Мы можем даже ничего не чувствовать, но осознавать грех своим умом и понимать, что эти поступки и поведение не сообразны воле Божией. И в момент покаяния даже с холодным сердцем, холодным разумом говорим: «Господи, обещаю, что с этого момента больше не буду совершать этих поступков». И, может быть, у человека не будет слез, мук, он просто спокойно скажет: «Ну сколько можно? Я так больше не буду». И действительно, он прикладывает все силы для того, чтобы больше не наступать на эти грабли, и это будет истинное покаяние. И Господь примет это покаяние. Покаяние и переводится как «метанойя» – изменение образа жизни, изменение восприятия этой жизни.

Фото 6.jpeg

Что могу посоветовать? Внутрь себя заглянуть, посмотреть через призму Священного Писания, что не так в вашей жизни. Прислушайтесь к своей совести, и сразу вы поймете, что не так, и исправляйте это. Не унывайте, не печальтесь, не скорбите. Некогда этим заниматься. Нужно просто мужественно удалить из своей жизни все, что против воли Бога, против Его учения, против Евангелия, против заповедей.

Не унывайте, не печальтесь, не скорбите. Некогда этим заниматься

– Батюшка, мой сын живет с девушкой, они не расписаны. Можно ли на Великий пост подавать записки о здравии девушки, с которой он живет?

– Если она крещена, то можно, если не крещена, то нельзя. А то, что живут, – это их личное, лучше вам не вмешиваться. Они взрослые люди, может быть, со временем поймут. Очень много семейных пар венчаются в достаточно позднем возрасте, когда у них уже и трое, и четверо детей. А стараться сейчас даже какой-то силой убедить их в том, что они не правы, не стоит. Потом будете виноваты в семейных скандалах. Не надо этого делать. Будьте благоразумны.

– Должен ли человек верить в свои силы или только в силу Бога?

– Мы тоже что-то можем сделать, но должны понимать, как в Священном Писании написано: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19: 26). А в другом месте говорится, что человеку все возможно, но с помощью Божией. Мы понимаем, что человек должен прикладывать какие-то усилия и не должен лениться. Вся жизнь христианина заключается в союзе между ним самим и Богом, это единое целое. Любое решение, любое движение, любой поступок, любая мысль – все должно быть в соработничестве с Богом, в связи с Ним. Вот тогда меньше будет ошибок и больше будет побед.

Фото 7. ПРЕВЬЮ.JPG

– Где грань между упованием на волю Божию и леностью?

– Что значит «уповать на волю Божию»? Что такое упование на Бога? Это не бездействие, ни в коем случае. Допустим, есть проблема, мы молимся и понимаем, что без помощи Божией мы не можем эту проблему решить. Да и всегда лучше попросить помощи Божией, мы же не просто так с вами молимся перед началом какой-то работы и в конце ее. Почему мы молимся? Мы призываем благодать Божию даже на такие элементарные вещи, как приготовление пищи: «Господи, благослови и помоги приготовить пищу», – а потом благодарим Бога за то, что Он соучаствовал вместе с нами в том или ином деле. Всегда призывайте благодать Божию в любом деле. В учении мы молимся, перед началом учебы, после учебы, везде мы призываем благодать Божию.

Но тогда, когда особенно нам нужна помощь, в тяжелых моментах и обстоятельствах нашей жизни, в каких-то болезнях страшных просим Господа, чтобы Он разрешил этот вопрос. У нас просто нет таких возможностей и силы, нужно чудо. Как наши древние предки, когда Тимур Тамерлан шел на Москву, обратились за помощью Божией, и произошло чудо.

Когда мы просим Бога участвовать, мы говорим: «Господи, вот мы возлагаем всю волю, всех себя отдаем в руки Тебе, чтобы Ты помог. Мы не знаем, как выйти из этой ситуации, доверяем Тебе всецело и примем любое Твое решение, даже если оно будет вразрез нашему представлению о разрешении того или иного вопроса». Но при этом мы не просто приходим домой после молитвы, складываем ручки и сидим, ждем. Нет, мы тоже прилагаем все силы для того, чтобы этот вопрос решить. И, когда итоги ясны, мы должны проявить доверие Богу и некое послушание: «Господи, слава Тебе за все: и за печаль, и за радость», – если Господь разрешил вопрос так, как нам хотелось. Если произошло немного иначе либо совершенно по-другому: «Господи, слава Тебе и за это. Значит, так нужно, я со своей стороны старался, трудился, и, если Ты мне не дал так, как я бы хотел, значит, Ты мне дал все равно лучший итог, может быть, я его еще пока не осознаю, может быть, я со временем пойму, повернувшись назад и проанализировав те события, которые со мной сейчас происходят».

Фото 8.JPG

Такое очень часто происходит у верующих христиан, когда они, даже получая не тот итог, который хотели, оборачиваясь назад, понимают, что это был лучший выход, и благодарят Бога. Здесь как раз доверие Ему. Например, когда кого-то из близких теряем. Мы молимся о здравии, но Господь человека забирает. Это не значит, что Он не слышит наших молитв, Он всегда исходит из интересов самого человека, за которого мы молимся, и выбирает лучшее, даже если мы чего-то не понимаем в этот момент. Лености не должно быть. Нужно трудиться, должно быть соработничество с Богом.

Нужно трудиться. Должно быть соработничество с Богом

– Как победить в себе лень?

– Победить – это большая проблема. Я не знаю ни одного человека, который бы не боролся с этим пороком. Ни одного. Какая противоположная добродетель лени? Трудолюбие. Побеждайте лень трудолюбием. Понуждайте себя на те дела, которые вы должны делать. Если вы – супруга, то вы должны нести обязанности супруги и матери. На работе выполнять свои обязанности, выполнять как следует поручения, которые вам начальство дает, на сто процентов. Только трудолюбием можно победить эту страсть. И, конечно же, с помощью Божьей. Бога мы призываем на помощь в молитве.

– В состоянии ли человек победить свои страсти?

– Сам человек – нет. Только Богу это возможно. А человеку только с Богом это возможно. В союзе с Богом победим, но только Господь делает 99% от всех трудов, а нам хотя бы 1% сделать. Оттого общение с Богом и борьба против страстей напрямую связаны. Если человек хочет победить страсть самостоятельно, это будет тщетно. Он неспособен победить без помощи Божьей.

– А какие книги по аскетике по борьбе со страстями Вы посоветуете?

– Вся святоотеческая литература говорит о борьбе со страстями и грехами. Если хотите больше уяснить, то берите того автора, что ближе к нашему времени, – Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Тихон Задонский. После их изучения можете, наверное, брать Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Василия Великого. Но лучше начинать с наших святых отцов.

– Влияют ли на нас другие люди своим духовным состоянием?

– Как энергетические вампиры – нет. А вот как по слову Священного Писания: «И со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 27), – да. У нас есть поговорка: скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты. То общество, которым вы себя окружаете, может повлиять на ваше мировоззрение, на вашу духовную жизнь. Будьте внимательны, с кем вы общаетесь и какие дела вы ведете. Не каждый человек может устоять перед соблазном. А друзья у нас бывают хорошими советчиками в дурных делах.

Фото 9.JPG

– Как помочь человеку, который всегда жалуется и недоволен своей жизнью?

– Ох, как это сложно. Наверное, в первую очередь – проявить свою любовь, не раздражаться во время жалоб, выслушать его, потому что очень часто таким людям становится легче, когда они все выплеснут, выговорятся, вы их пожалеете. Постарайтесь приободрить, успокоить. В этом и проявляется ваша христианская любовь, и некая жертвенность, и помощь. Только так. А то, что они жаловались и будут жаловаться, – тоже, наверное, характер такой.

– Моя двоюродная сестра беременна третьим ребенком, муж часто выпивает, она собирается разводиться с ним и спрашивает моего совета. Каким святым необходимо молиться, чтобы Бог вразумил и помог ее мужу?

– Конечно же, в первую очередь надо постараться сберечь все-таки семью, но вы всех обстоятельств не знаете, ведь когда человек пьет – это очень тяжелое бремя, и не каждый готов взвалить его на себя. Может быть, муж, когда выпивает, становится агрессивным, и это может плачевно закончиться и для супруги, и для деток. Если вас просят какой-то совет, узнайте точнее, что происходит в их семье. Человек должен сам принять решение: жить дальше, неся это бремя, либо развестись. Иногда Церковь, скрепя сердце, разрешает разводы во избежание каких-то очень тяжелых ситуаций, потому что на фоне семейного насилия бывают даже убийства, особенно в алкогольном опьянении. Молиться нужно за супруга. Каким святым? В первую очередь Богу молитесь, потому что источником всякой благодати, всякого чуда является именно Господь. Пресвятой Богородице молитесь. Пусть Господь поможет вашим родственникам.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить