Пастырские встречи. Грехи и «грешочки»

Фото 1.jpg

Покаяние есть основа духовной жизни. Грехи – это то, что очень сильно мешает нам жить. Наши страсти являются причиной наших духовных, а иногда и физических болезней. Как научиться видеть свои грехи и прегрешения, как правильно в них каяться и можно ли не говорить о них на исповеди, а дождаться соборования и на нем получить прощение всех своих грехов? Этой теме была посвящена одна из Пастырских встреч, которую провел иеромонах Афанасий (Дерюгин).

– Мы просим оставления грехов и прегрешений. Это синонимы или есть разница в словах: «грехи», «согрешения», «прегрешения», «грехопадения»?

– По сути, конечно, это синонимы. Но когда мы говорим «грехи и прегрешения», если на современный язык переводить, то можно сказать «грехи и грешочки». С одной стороны, это звучит, может быть, немножко забавно, но с другой стороны, в этих «грешочках» кроется еще больше опасностей. Все мы понимаем, что убийство, блуд, воровство, обман – это очень серьезно. А, например, что-то плохое про кого-то подумать или чем-нибудь полакомиться… мы тяжесть этих грехов не замечаем. И кажется, что такие прегрешения – это какие-то мелочи.

Фото 2.jpg

Святые отцы такую параллель проводят: если человеку повесить на шею камень и бросить его в море – он потонет; и если повесить на шею мешок с песком, бросить в море – он точно так же потонет, никакой разницы не будет. То же самое с этими грехами и прегрешениями: если мы согрешили в чем-то большом, не каемся в этом, не исправляемся, то, конечно, такой грех отлучает нас от Бога. Но если у нас в жизни есть много таких мелких грешочков, на которые мы не обращаем внимания и которые вроде бы нам кажутся простительными, то это точно так же потопит нас, точно так же разлучит нас с Богом.

Один из важнейших моментов заключается в том, как мы к этому относимся. Ведь, разумеется, невозможно прожить жизнь полностью без таких грехов. И все мы, если внимательно за собой следим, то замечаем, что согрешаем таким образом каждый день, чуть ли не каждый час и каждую минуту. Но если мы это признаем, перед Богом каемся и хоть как-то стараемся исправиться, то мы находимся в правильном направлении, хотя бы движемся в сторону Бога. А если мы так грешим и думаем: «Ну, это ничего страшного», то это опасное состояние, тогда эти прегрешения могут нас точно так же погубить, как великие грехи, и никакой разницы не будет. Так что хотя разница между грехами и прегрешениями есть, но при этом бояться нужно и тех и других.

Хотя разница между грехами и прегрешениями есть, бояться нужно и тех и других

Какой самый страшный грех? Нераскаянный. Какой бы ни был грех, даже самый мелкий грешочек, если он нераскаян и если мы считаем, что это нормально, то он и будет самым страшным. И какой бы ни был великий грех, если он искуплен, омыт покаянием, то он не будет таким страшным.

– Есть ли такие ситуации, когда не нужно каяться?

– Есть – когда мы не согрешили. Знаете, в чем дело? Покаяние перед Богом в наших грехах обязательно должно быть, и это несомненно. Другое дело, когда мы, условно говоря, согрешили перед человеком, но он об этом не знает. Приведу пример. Мы какого-то нашего знакомого в какой-то компании обсуждали, плохо о нем отзывались. Потом пришли в себя, осознали, поняли, что это неправильно. Если я к этому человеку пойду и скажу ему: «Ой, ты знаешь, я про тебя говорил и это, и то, а еще вот это. Прости меня, пожалуйста», то кому мы принесем пользу? Мы только его смутим, что про него такие гадости говорили, и он в следующий раз будет думать: «А вдруг он опять про меня что-то такое скажет». И себе пользы не принесем. Перед Богом в этом покаяться необходимо, а рассказывать человеку, в чем мы перед ним согрешили, если он об этом не знает, может быть, и не стоит. Если мы перед человеком явно согрешили, то, конечно, нужно прощения попросить.

Фото 3.jpg

– В чем смысл соборования? Что такое забытые грехи?

– Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). На основе этого и установлено таинство Елеосвящения, или соборование. Это общая молитва Церкви об исцелении болезней и телесных, и душевных, потому что мы знаем, что очень многие наши телесные болезни связаны с грехами. Господь на это в Евангелии неоднократно указывает – исцеляет человека и говорит: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). Так Господь показывает, что болезни связаны с грехами, поэтому это таинство и совершается. В нашей Церкви сложилась традиция собороваться один раз в год. Эта традиция очень хорошая и правильная, потому что мы просим исцеления от болезней, которые есть у каждого, и просим прощения наших грехов.

Вопрос по поводу забытых грехов сложнее, потому что кто-то из Оптинских старцев писал, что они прощаются во время таинства. Но что делать, если потом вспомнил грех? Простился он или нет? На самом деле соборование помогает в прощении грехов – это факт, об этом и апостол Иаков тоже пишет. А каким именно образом – это нам уже не открыто, и если мы после соборования какие-то грехи вспомнили, то, конечно, нужно пойти и в них исповедаться. И уж тем более нельзя, не исповедуясь и не причащаясь, только собороваться, потому что «Господь и так все простит». Такое поведение точно пользы человеку не принесет, потому что грехи прощаются, когда мы искренне в них каемся на исповеди.

Грехи прощаются, когда мы искренне в них каемся на исповеди

Есть такое церковное правило: когда человек тяжело болеет, то во время этой болезни он должен собороваться один раз, иначе это неверие Богу. Мы помолились, чтобы Господь исцелил этого человека, а там уже нужно на волю Божию уповать. Нам не всегда полезно быть здоровыми, порой полезно и болеть. По аналогии с этим, если мы не прикованы к постели, то один раз в год собороваться будет вполне достаточно.

– Что нужно делать, если накатывает невероятная волна гнева?

– Я думаю, что такое состояние в той или иной степени может возникать у каждого человека. И что здесь делать? Стиснуть зубы и терпеть. Знаете, в таких случаях, когда захлестывает гнев, такой гнев, что просто убить хочется, самое правильное – это сразу начинать молиться. Больше всего помогает какая-то короткая, часто повторяемая молитва: Иисусова молитва или просто: «Господи, помоги мне! Господи, избавь меня от гнева». Так повторишь ее несколько раз, и вроде уже спокойнее.

А если эти состояния бывают довольно часто, тогда, конечно, и молиться о них нужно довольно часто. Если увидели в себе какую-то страсть, которая очень ярко проявляется, нужно каждый день молиться о том, чтобы Господь помог от нее избавиться, и Господь обязательно поможет. А в состояниях особого гнева короткая молитва, повторяемая несколько раз, лучше всего помогает. Это действие страсти, которое побеждается в первую очередь молитвой.

Фото 4.jpg

– Когда во время Литургии мы молимся, произносим имена своих близких и болящих во время сугубой ектении после чтения Евангелия и после Пресуществления Святых Даров, это правильно?

– Да, правильно. Литургия совершается не только для того, чтобы мы стали причастниками Христовых Таин, но и для спасения, помощи Божией всем живым и умершим членам Церкви. В связи с этим на Литургии мы имеем возможность поминать своих и живых, и умерших близких. И есть два места, когда это наиболее уместно делать: это сугубая ектения, когда диакон перечисляет имена разных людей, и мы в этот момент можем вспомнить имена тех, кто нам близок; и это песнопение «Достойно есть», или на Литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется». В алтаре в этот момент священник молится о разных нуждах, о епископах, священниках, диаконах, о благотворителях, о тех, кто в заключении, о путешествующих и так далее. И для нас это самое уместное время, чтобы помолиться о близких нам людях. Так что такая молитва будет очень хорошей, правильной и очень уместной.

– А когда все-таки правильно уходить с Литургии? Многие уходят после «Отче наш».

– Если строго, то на богослужение нужно приходить к началу, к возгласу священника, и уходить в конце, после отпуста. Так правильно. Есть церковные правила, которые нужно соблюдать. Если прочитаем жития очень многих святых, то увидим, что они приходили в храм первыми и уходили последним. Это пример для нас. Понятно, что обстоятельства бывают разные и что с современным ритмом жизни, с работой, очень сложно бывает всегда так поступать. Если есть необходимость уйти раньше, что поделать? Вышли из храма раньше, но при этом, как святые отцы учат, укоряя себя и прося прощения у Господа, что не смогли побыть на богослужении до конца. Понятно, что лучше прийти на часть службы, чем вообще не прийти, но при этом, если есть возможность, есть силы, конечно, лучше быть на богослужении полностью, и это очень дисциплинирует и очень воспитывает. Я смотрю на нашего отца Иова, он всегда придет к самому началу и уйдет в самом конце. 80 лет, уже ноги больные, не совсем здоров, но при этом всегда на всех службах от начала до конца. Если силы позволяют – это очень хорошо и правильно.

– В чем отличие монофизитства от православия?

– Тема довольно сложная. Попробую ее объяснить понятным языком. Церковь с самого начала ограждала себя от разных лжеучений и поэтому выясняла, уточняла, как правильно верить в Бога. Выясняла в том числе и многие богословские тонкости, которые нам не всегда понятны. Греки очень точное учение оставили о том, как нужно верить в Бога. И, конечно, Церковь выясняла, как соединились во Христе Божество и человечество. Мы, православные, как учим? Что Христос – это совершенный Бог и совершенный Человек, то есть Он был абсолютным Богом и абсолютным Человеком, таким же, как и мы, только без греха. А монофизиты не так учили, они считали (тут тоже разные были направления), что во Христе Божество и человечество так или иначе слились. Монофизитство – учение о том, что во Христе одна природа. Церковь это учение отвергла, потому что очень важно понимать, что Христос, умерший за нас, был таким же Человеком, как и мы, только без греха.

Фото 5.jpg
Ф. Моллер. «Несение креста»

– Как научиться нести свой крест с благодарностью и не роптать? Христу было тяжело его нести?

– Да, тяжело. И каждому из нас бывает очень тяжело свой крест нести. Помните, что Господь делал, когда понимал, насколько тяжело Ему нести Свой крест? Он молился Отцу и говорил: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). Вот я думаю так же правильно и всем христианам поступать в искушениях. Чувствуем, что тяжело, что сил не хватает, молимся: «Господи, помоги, забери это от меня, но, впрочем, как Ты хочешь». Ропот – это когда мы против Бога начинаем идти, а когда мы обращаемся к Богу: «Господи, тяжело, не могу, помоги», – то это не ропот, а молитва.

Когда мы обращаемся к Богу: «Господи, тяжело, помоги», – это не ропот, а молитва

Господу помогал нести крест Симон Киринейский, и в этом плане нашей поддержкой являются и молитвы святых, и помощь наших ближних, которые за нас молятся. Порой даже общение с душевно близким человеком уже помогает и облегчает, казалось бы, тяжелый крест. В «Дневнике послушника Николая Беляева», будущего преподобного Никона Оптинского, описывается, как его, послушника преподобного Варсонофия, старец позвал к себе, и они о чем-то поговорили. И преподобный Варсонофий сказал: «Хорошо, что вы пришли, а то мне что-то так грустно было, решил вас позвать и с вами пообщаться». Видите, даже святым людям нужно человеческое утешение и поддержка. Так что если это не празднословие, а какая-то духовная беседа, что-то, что по-человечески нас поддерживает, то это тоже может нам помочь нести свой крест.

– С чего лучше начинать изучение Святого Слова для полных чайников?

– Если речь идет о Слове Божием, о Священном Писании, то, конечно, начинать нужно с того, что ежедневно читать Евангелие. Даже если мы не все понимаем, даже если многое для нас закрыто, все равно каждый день читаем Евангелие. Дочитали все четыре Евангелия – снова начали с первого Евангелия от Матфея по главе каждый день. Это самое полезное, самое правильное. И более того, когда мы такой труд прилагаем, то многие вещи нам со временем открываются. Нам кажется, что читали и было непонятно, а потом через два-три круга прочитаем и станет понятно.

Конечно же, невозможно полноценно понять Священное Писание без толкований, но это уже сложнее, потому что толкований много и они разные, и здесь, конечно, найти самое правильное невозможно. Есть толкование святителя Иоанна Златоуста, замечательное, но оно очень пространное и таким языком написано, еще и переведено в XIX веке, что не всегда все понятно даже в толковании. Есть толкования блаженного Феофилакта Болгарского – оно покороче, но тоже не всегда бывает все понятно.

Мне лично очень близко толкование на Евангелие от Марка святителя Василия Кинешемского. Очень простым, понятным, современным языком, написано. Евангелие от Марка самое короткое, так что на него толкования больше, чем само Евангелия. У нас в монастыре на трапезе читают толкование на воскресное Евангелие святителя Николая Сербского – тоже очень полезная вещь. Самое главное – читать Слово Божие и искать толкования, искать, чтобы его понять, и Господь обязательно поможет.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить