Пастырские встречи. «Непрестанно молитесь»

Молитва... Ей можно и нужно учиться всю жизнь. Как быть сосредоточенным, когда даже в храме мысли перескакивают на дела житейские? Как не переставать молиться, если кажется, что Господь не слышит? Насельник Сретенского монастыря игумен Павел (Полуков) отвечает на вопросы прихожан во время Пастырских встреч. 

1.jpg

– Как правильно научиться молиться? Внутренняя молитва, практика исихазма – это полезно или не нужно этим заниматься? 

– Этот вопрос очень серьезный, если не самый важный. Надо ли стремиться к совершенствованию? Господь в Евангелии прямо отвечает на этот вопрос: «Будьте святы, как Отец ваш Небесный» (см.: Мф. 5: 48). И в чем совершенствование? В свое время меня поразило, что есть молитва о даровании молитвы, то есть мы просим Бога особой глубины, внимательности. В совершенствовании молитвы надо начать с самого простого – со внимания. Даже когда мы стоим на службе, где всё есть для молитвы, и то идет рассеяние молитвы. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). В чем молитва? В предстоянии перед Богом. Надо помнить, что Бог есть и Бог рядом. А молитва непрестанная, молитва глубокая возможна тогда, когда понимаешь Бога, когда Его знаешь, когда чувствуешь Его, и этому ничего не помешает. 

В совершенствовании молитвы надо начать с самого простого – со внимания

А как углубляться? Здесь еще важно ваше стремление, ваше понимание, но еще очень важно то, насколько вы порой готовы к этому. И поскольку мы говорим, что в отношении веры работает понятие синергии, или соработничества, человека с Богом, то еще важно и то, насколько Господь в данный момент идет навстречу, насколько в данный момент для вас такая молитва, условно говоря, является безопасной. 

Я люблю приводить простой пример. Преподобный Силуан Афонский, который, будучи монахом на Афоне 14 лет, находясь в молитвенном подвиге, Бога не чувствовал. А именно – Его ответ, то, что сделает эту молитву настоящей, наполняющей смыслом, наполняющей ее красками и глубиной. 

Но здесь Бог знал силы преподобного. Ему нужно было пройти этот опыт. И что там в конце этой четырнадцатилетней безответной молитвы было? Он воскликнул отчаянно: «Ты неумолим!» И, видимо, наполнилась какая-то мера, какая-то чаша, так как Господь посчитал нужным его испытать, и он почувствовал, понял этот ответ. Он почувствовал Бога, он узнал. Преподобный Силуан нашел Бога в молитве, и уже молитва от него никуда не отходила. И мы знаем преподобного Силуана как подвижника и святого XX века. 

1.jpg

Главное в молитве – это поиск, вектор, по которому мы идем. И в какой-то степени неудовлетворенность тем, что есть: «Ищите дарований больших» (см.: 1 Кор. 12: 31). Ни для кого этот путь не закрыт. 

Главное в молитве – это поиск, вектор, по которому мы идем, и неудовлетворенность тем, что есть

– Можно ли продолжать читать молитву, если нет сосредоточения? Опасно ли молиться без внимания?

– Здесь есть разные советы отцов по этому плану. С одной стороны, говорят, что от нас нужно постоянство. Дело благодати в молитве – это дело Бога. Но вместе с тем, чтобы сосредоточиться, не рассеяться, нужно понимать, что это духовная работа. Вы что-то делаете, условно говоря, своими руками: хозяйка готовит какое-то блюдо, особенно новое, она читает рецепты, спрашивает, переживает. То же самое и здесь, и в любом деле. Надо приложить усилия. В течение долгого времени сосредоточенно молиться для большинства из нас недоступно, но к этому надо стремиться. Поэтому советуют читать короткие молитвы, но сосредоточеннее. Где-то заменяй одно правило, например вечернее, бери из него несколько молитв сегодня, а завтра несколько других, а послезавтра помолись своими словами и почитай канон какому-нибудь святому. И если ты чувствуешь, что у тебя внимание есть, слава Богу. Такие вещи обычно все-таки стараются обсудить с духовником. Он вас знает и может понять, что для вас будет полезнее. 

– Что такое ревность не по разуму?

– Разум – это когда мы понимаем, что какими-то нашими поступками движет логика, Евангельская логика. Самый простой пример. Исповедь, много людей, Литургия идет, человек подходит к священнику перед аналоем и начинает усердно креститься, делать поясные поклоны, подходит, целует крест и Евангелие, хотя их вроде бы надо после поцеловать! И когда вопрос задаешь, зачем это делаешь, следует ответ: «Батюшка, а я Богу поклоняюсь!» Ты не Богу поклоняешься. Ты либо гордыню свою тешишь, либо думаешь, что в этом внешнем и проявляется любовь к Богу. Но самое главное, ты не имеешь любви к тем, кто сзади тебя: «Я подошел, я все сделаю». И смысл в этих поклонах, в долгой подготовке?

Ревность не по разуму – это когда ты берешься делать дома много поклонов, строго постишься, читаешь только Евангелие, никуда не ходишь и при этом не можешь спокойно разговаривать со своими родителями, близкими. А потом, через год, тебя кидает в другую крайность: ты уже ничего не хочешь, тебе все надоело. Поэтому все говорят, что нужно идти золотым путем Креста Господня, Царским путем, а царский путь – это средний. Так безопаснее.

– Как справиться со страстью гнева, как сдержать порывы ярости и потушить пламя?

– Пламя тушат не бензином, а водой, то есть нужно понимать, что помогает. Это очень широкий вопрос. В гневе надо бы промолчать, потому что он зачастую обрушивается на близких людей. Порой мы свой гнев сдерживаем в отношении, условно говоря, начальника и совершенно не сдерживаем, когда рядом жена, дети, мать. Надо понимать, на кого ты сейчас гнев свой изливаешь. Надо сдержать себя, то есть не сказать обидных слов. Это самое трудное.

Пламя тушат не бензином, а водой, нужно сдержать себя, не сказать обидных слов, когда гневаешься, и необходима молитва

Владыка Иона (Карпухин) всегда говорил: «Хочешь сказать плохое слово – прикуси кончик языка так, чтобы тебе больно было, и промолчи». 

1.jpg

Помогает молитва. Сложно молиться в таком состоянии, но надо понять, что гнев надо сдержать. Уйди в другую комнату, если это возможно, и скажи: «Господи, помилуй». И, конечно, с этим на исповедь, молитва к Богу, со слезами молитва. 

– Как отличить волю Божию от своей?

– Это такой тонкий момент. Мы иногда свою волю, когда нам нужно, хочется и приятно, выдаем за Божью. Прочитал интересную вещь в беседе с афонскими духовниками. Их спросили, как понять, что в деле, на которое ты решился, есть воля Божия? Это тогда, когда после принятия этого решения на душе мир, любовь и нет терзаний. Мир и любовь – глубокая вещь. Мир – это, проще говоря, состояние покоя: ты принял решение, и тебе было спокойно. Любовь, наверное, надо смотреть в сравнении: что имели и что стало – больше, меньше или осталось на том же уровне. Ты решил, и у тебя перестали появляться сомнения, у тебя на душе мир. 

– Почему Господь «по чину Мелхиседекову», почему такое сравнение?

– Мелхиседек был загадочной фигурой Ветхого Завета, которая вышла встречать Авраама. Мелхиседек – царь Салима, одновременно первосвященник и царь. И Господь одновременно и Первосвященник, приносящий жертву (Себя приносящий в жертву), и Царь. То есть Царь, как Бог, в данном случае Вседержитель. 

– А почему Мелхиседек загадочный?

– Потому что он просто появляется в одном эпизоде Ветхого Завета, преподносит хлеб и вино и исчезает, и больше о нем ничего не сказано. Только то, что он вышел, встретил, был царем и первосвященником. Поэтому Христа так называют.

– Почему Бог бессмертен?

– А я скажу больше: бессмертен и человек. Смерть вошла в мир после грехопадения, впервые после убийства Авеля Каином. И состояние смертности для человека сейчас – это состояние грехопадения. Бог как Творец бессмертен. Он смерти не творил. 

– Надо быть ко всем доброжелательным. Но когда брат выражает боль и ненависть к иерархам Церкви и говорит, что если правда под видом хлеба и вина преподается Тело и Кровь Христовы, то мы занимаемся каннибализмом, хочется держаться подальше. Все-равно надо быть доброжелательным и общаться? 

– Многие противники христиан обвиняли их именно в том, что причащаться Телом и Кровью – это каннибализм. Где на Литургию собирались первые христиане? В катакомбах. Что такое катакомбы? Кладбища. Причем кладбища подземные. Вы представьте, ночью какая-то группа людей идет на кладбище и что-то там делает – сразу мысль одна: «Что делать на кладбище ночью? Ничего хорошего там не может быть». И поэтому вопросу про каннибализм удивляться не надо. Отношение к иерархам Церкви – это тоже не ново. Бывает, родители считают, что их чадо «увлекается церковью», а еще если, не дай Бог, есть мысли о монашестве, то верующие родители вдруг превращаются в противников Церкви. Почему? Только ради одного: чтобы удержать сына или дочь от неправильного решения с их точки зрения. Поэтому тут надо поступать с любовью.

1.jpg

– Как Православная Церковь относится к тем христианам, которые первое время верили в Бога, а потом как-то постепенно отошли и превратились в противников?

– Был такой момент в 90-е годы, когда очень много людей пришли в Церковь, очень много. Тогда стали открываться храмы, и потому, что запретное стало доступным, интерес какой-то появился. Но не все в Церкви остались. Может быть, противниками не так много людей стало. За них нужно молиться, чтобы Господь все-таки привел их в храм хотя бы в конце жизни. Бывает такое, что люди действительно раскаиваются.

За отступников и противников Церкви нужно молиться, чтобы Господь привел их в храм хотя бы в конце жизни

– Можно ли, отойдя в сторонку от батюшки после исповеди, вспомнить что-то еще и снова подойти? 

– Конечно можно. Но по опыту, у человека такое бывает один раз, второй раз, третий раз. Пишите тогда на записке, если забываете грехи. Второй момент – не смущайтесь, если уже стоите к Чаше, что-то вспомнилось и это настолько искусило, что к Чаше нельзя идти, конечно, подойдите к священнику. Но помните главные слова разрешительной молитвы: «Прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих». Человек не скрыл, не обманул, не утаил. Забыл, бывает.

– Стоит ли переживать, если во время Причастия священник не расслышал имя и назвал другое? 

– Нет, не стоит. Господь разве не знает, кто подходит? Ангел, который предстоит пред Чашей, не знает, кто вы? Не переживайте даже. Бывает такое, когда поправляют. Мы просим прощения, мы люди, иногда можем не услышать. В храме, где я одно время служил, протодиакон всегда говорил: «Перед Причастием громко называйте свои православные имена». Вот ты подойди и скажи громко, так, чтобы я понял, что ты Ольга, а не Елена, например. 

– В чем отличие послушника, инока, трудника?

– Трудник – это тот, кто испытывает себя. Человек, который на пути к монашеству решает испытать себя: понесет – не понесет? Ему дают какие-то послушания, он их выполняет, участвует в богослужениях. Трудник уже живет монастырской жизнью и делает выводы – его это или не его? Потому что кроме каких-то таких идеальных представлений о монашестве есть действительно жизнь, где, простите, и туалеты надо мыть, и вставать рано, и так далее. Когда человек понял для себя, что ему это подходит, он просит принять его послушником. Его уже испытывает монастырь. И время нахождения в послушании в разных монастырях, конечно, разное. И еще зависит, конечно, от самого человека. На Афоне не менее пяти лет послушником живет человек в монастыре, бывает, и десять лет. Послушник – это уже кандидат на монашество. Есть разные практики. Иногда сразу постригают в мантию. Иногда проводят через иночество. Инок обетов не дает монашеских, но ему вручается ряса, клобук, и уже по виду он монах. Когда все испытания пройдены, постригают в монашество. И тогда уже нарекают новое имя и даются обеты. 

1.jpg

– Ваш топ-3 книг духовного содержания для обязательного прочтения?

– Такой интересный вопрос. Итак, Исаак Сирин «Слова подвижнические», «Моя жизнь со старцем Иосифом» и «Пастырство» митрополита Антония Сурожского, но у всех разные предпочтения и интересы. Я считаю, что обязательно нужно художественную литературу читать, классику русскую и зарубежную. Чтение книг обязательно. Это как глоток воды. Конечно, способности чтения разные, кто-то устает от серьезной книги. Но знаете, вообще идеально одновременно читать две-три книги. Когда устаешь от одной, у тебя свежее другая воспринимается, а потом ты возвращаешься – это очень полезно для развития нашего психоэмоционального и духовного. 

Старайтесь читать литературу более серьезную. В духовной тоже развлекательной много, если так условно говорить. Старайтесь читать ту, которая вас более серьезно подвизает. Почему нужно читать о мучениках? А нам, может, даже актуальнее о новомучениках российских, каких-то современных подвижниках. Это в нас проявляет ревность о подвиге. Мы совсем слабые. Это правда. А вроде прочитал про человека, поразился: «Он в худших условиях был, разве я не могу хотя бы чуть-чуть приблизиться?» Это тоже очень важно для чтения.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
МП   28 марта 2022, 13:03
Смерть вошла в мир после грехопадения  прародителей Евы и Адама, смерть связана с грехом праотца Адама как следствие с причиной, причем здесь каинов грех?
Грех, вследствие которого родилась смерть, – это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17).
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить