Пастырские встречи. О духовной жизни

Человек, ищущий Бога, идущий к Нему, неизбежно сталкивается со множеством вопросов: на верном ли он пути, не отступил, не оступился ли. Сверяясь со Священным Писанием, христианин продолжает свой путь, и помощь священника, его советы, наставления необходимы. Иеромонах Иннокентий (Присадков) дает ответы на самые сложные вопросы. 

– Отец Иннокентий, какие ориентиры показывают, что духовная жизнь ведется правильно?

– Сложно сказать, потому что тяжело разобраться в человеке, даже самому в себе. Подчас мы делаем какие-то благие, добрые вещи, но в основе может лежать какая-то страсть, например, тщеславие. Многие святые отцы об этом говорят, в частности Иоанн Лествичник. Давайте назовем для начала десять заповедей, декалог, который был дан Моисею. Но мы знаем, что люди, которые исполняли эти заповеди, фарисеи, потом распяли Богочеловека. И надо смотреть глубже, в суть – куда же человек действительно стремится в своей жизни? В Писании сказано: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33: 15). Мы не должны делать каких-то недобрых поступков, делать себе идолов, кумиров, верить астрологии. От этого всего надо держаться подальше. Нужно с уважением относиться к своим родителям, потому что через них мы пришли в этот мир. Нужно ходить в храм каждую субботу вечером, в воскресенье и по большим праздникам. Нужно уклоняться от таких тяжелых грехов, как убийство, блуд. Нужно уклоняться от клеветы, уклоняться от того, чтобы желать имущество ближнего. Нужно делать все, что входит в десять заповедей Моисеевых. Это первая ступень. Без исполнения этих заповедей основание нашей жизни будет настолько непрочное, что стяжать что-то духовное будет не то что весьма затруднительно, скорее просто невозможно. И только после того, как человек стал несколько стабилен в этом, можно говорить о стяжании каких-то христианских добродетелей.

Второе – это, скажем так, духовное направление. Это избавление от страстей и культивирование в себе добродетелей. Добрые чувства, добрые мысли, добрые цели, задачи, всё сверяем с Евангелием и стараемся по нему поступать. 

Всё сверяем с Евангелием и стараемся по нему поступать

– Когда читаешь жития монахов, видишь, что у них часто бывают страхования. Что это такое? У мирян могут быть страхования?

– Страхования могут быть у всех, я бы разделил их на две категории. Одни страхования являются душевными, психологическими. Иногда человек откровенно болен, ему нужно лечиться, сейчас это не редкость, и не надо стесняться. А есть люди, которые боятся, например, темноты. Это страхи больше душевного порядка. 

А есть другая категория – духовные страхования, когда воздействие на человека оказывают нечистые духи, то есть диавол. Да, нечистые духи могут воздействовать на человека, и надо сказать, что один из главных признаков, по которому мы определяем, что это нечистый дух, это как раз страх. Святые отцы, неоднократно рассматривавшие вопрос о том, как понять, явился тебе ангел или бес, говорили, что первый признак присутствия диавола – это страх, смущение духа. То есть не должно быть никакого страха, когда тебе является посланник Божий. И такое тоже бывает, и святые отцы советуют молиться. Можно Иисусову молитву читать, можно просто «Господи помоги», можно «Отче наш». 

– А боязнь за своих близких?

– Боязнь за своих близких – это скорее беспокойство, а не страх. Отчасти, это происходит от маловерия, но беспокойство за тех, кто вам близок и дорог – это тоже естественно. Например, родители беспокоятся о своем ребенке. Маленький ребенок за себя не может постоять, и, естественно, беспокойство о нем нормально. Мы знаем, что Божия Матерь волновалась вместе с Иосифом, когда они шли из Иерусалима домой и обнаружили, что с ними нет отрока Иисуса. Они взволновались, и в Евангелии об этом пишется (см.: Лк. 2, 40–52). Это естественная человеческая реакция, но все-таки до определенного возраста. Наверное, когда ваш ребенок проходит период отрочества, уже надо как-то его отпускать, это уже не ребенок, а взрослый человек. Надо стараться страх перебарывать.

Расскажу историю про страх. Наши пограничники спросили у китайских коллег, почему у них такая текучка на границе. Это же нецелесообразно, есть определенные законы, нормативы и правила. Китайцы им отвечают: «Тут у вас иногда ходит Женщина такая высокая, вся в голубом. И когда Она ходит, становится страшно, на нас нападает какой-то страх пронизывающий, и некоторые не выдерживают и убегают». По описаниям эта женщина похожа на Божию Матерь.

Мы знаем неоднократные свидетельства и истории, в частности из Ветхого Завета, когда Бог наводил на противников Израиля страх. Когда израильская армия противостояла противнику, который превышал ее по количеству в десятки, а может быть даже и в тысячи раз, и когда на противника находил страх, он бежал. Надо сказать, что у нас тоже были такие случаи, когда по молитвам Божией Матери враг отступал. Будем надеяться, что наши границы будут охранять добрые наши пограничники под предводительством Божией Матери. Будем надеяться, что Она не уйдет и будет помогать во всем.

– Христос на Тайной Вечери назвал учеников друзьями. Почему, когда мы причащаемся, мы называем себя рабами?

– Раб – это работник в древнем обществе. В зависимости от той страны, где он был, это даже чуть ли не член семьи. Так что раб – это работник, который работает на Господа и близко к Нему находится, но все-таки это еще не сын. Почему, когда мы причащаемся, мы называем себя рабами? Потому что хотим на Господа работать и стремимся быть такими. 

– Что делать, чтобы вера стала горячей, как после крещения, и как не бояться искушений?

Это проблема всех нас, православных, которые в Церкви больше десяти лет, и подчас вспоминающих эти добрые времена, когда ты думал, что на крыльях летаешь, и что так оно и будет всю жизнь, и всё так здорово, и Господь рядом. Но потом все как-то прохладней, и потом уже летаешь ниже, и не так тебе тепло. И что сделать, чтобы вера стала горячей? Я бы сказал, что нужно сделать веру горячей ровно настолько, чтобы мы могли жить по-христиански. Надо молить святых о том, чтобы они даровали ревность. Ревность – это стремление к познанию Бога. Молиться Самому Господу Иисусу Христу, прямо так и говорить: «Господи, умножь во мне веру, умножь во мне ревность». И насколько вы можете вместить эту ревность, столько Господь обязательно пошлет, и у вас это чувство появится. Помимо ревности надо еще и рассуждение иметь, чтобы все это на пользу направить. Так что молитесь, и обязательно Господь вам поможет, просите святых.

Нужно сделать веру горячей ровно настолько, чтобы мы могли жить по-христиански

– Как правильно общаться с человеком, если ты чувствуешь его зависть? Человек хороший, но хочет быть похожим на тебя.

– Знаете, здесь тоже должна существовать какая-то градация. Градировать ваши действия здесь можно следующим образом: в самых крайних каких-то формах, если человек уж совсем завидует, от такого человека я бы посоветовал отдалиться, ни в коем случае не вычеркивать его из своей жизни, а отдалиться. Если это просто какое-то общение, какое-то приятельское, нормальное, когда человек вроде вполне себе адекватен, но в то же время вы видите, что какие-то вещи он копирует: вы пошли в спортзал, он пошел в спортзал; вы стараетесь к чему-то стремиться, он вроде бы тоже. Да, бывает, где-то завидует, бывает такое, но, в общем-то, кровь он вам не портит, поэтому общаться с таким человеком нужно. Я даже скажу, что это очень интересно, потому что люди очень сильно друг на друга влияют, и если в вашей душе отобразится хоть что-то христианское, то на него это тоже повлияет, и он, возможно, захочет еще подражать вам в хорошем, и это прекрасно. Помоги вам Бог в том, чтобы принять правильное решение, помолившись перед этим. 

– Батюшка, были в Вашей священнической жизни чудесные вещи, исцеления?

– Да, я расскажу историю, не раскрывая имени человека. Он получил очень серьезную травму, и у него очень серьезно была повреждена почка, очень сильное кровотечение открылось, его уже готовили к операции, и он молился Богу. Есть такое старое правило, когда 40 раз совершаешь молитву «Отче наш». И когда с утра начали анализы брать, то врачи не поверили, потому что кровь остановилась. После такой травмы это было невозможно, потому что сосуды были повреждены все. Врачи не поверили и еще раз отправили его на повторные анализы. И в итоге его выписали как здорового. Также я знаю несколько случаев, когда у людей после соборования раковые опухоли останавливались в росте и потом постепенно вообще уходили.

Чем ближе человек к смерти, тем актуальнее для него становится навык покаяния

– Расскажите про смерть.

– Я могу сказать только одно: чем ближе человек к смерти, тем актуальнее для него становится навык покаяния. И если этот навык человек приобретает в своей жизни, то перед смертью он сможет применить его таким образом, что для него он станет спасительным. Это точно могу сказать. Я неоднократно исповедовал людей, которые уходят из этой жизни, и среди них были люди уже в возрасте, и не только, и они не могли покаяться, у них не было этого навыка, они даже не понимали, что надо делать. Пытаешься выдавить из него, а у него покаяния нет, он не понимает. Поэтому, чем ближе смерть, тем дай нам Бог всем глубже покаяние и осознание своих грехов. Аминь. 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить