Пастырские встречи. О неофитстве и о вере в семье

Семья, как пишет апостол Павел, должна являться малой Церковью (см.: Рим. 16: 4), во главе которой  Спаситель. Мы строим свои семьи в надежде обрести там любовь, поддержку, дружбу. Не всегда и не у всех это получается. Часто кто-то из супругов уже пришел к вере, а кто-то наотрез отказывается вставать в воскресное утро, чтобы идти в храм. Подчинять или смиряться желанию другого человека? Как понять, что простил измену дорого человека… Эти вопросы всегда были и остаются острыми, волнующими...Братия Сретенского монастыря на Пастырских встречах помогает найти нужные ответы.  

Отвечает иеромонах Афанасий (Дерюгин):

– Главная заповедь – возлюби Господа Бога твоего (Мф. 22: 37). Если выбирать между любовью к Богу и служением ближним, какой выбор будет правильным? 

– Дело в том, что любовь к Богу – это не обязательно пойти в храм на службу. Мы точно так же можем послужить Богу, помыв посуду или проведя время со своими близкими. Конечно, это не отменяет того, что богослужение должно быть, и надо всегда стараться быть на воскресной литургии, несмотря ни на какие обстоятельства. Но в остальном можно искать какие-то варианты. Если человек не пойдет в храм, а останется дома с мыслью о том, что он этим служит Богу, а мы действительно служим Богу через ближних, то, может быть, это принесет гораздо больше пользы. 

Конечно, бывают разные ситуации, тут все очень индивидуально, и каждый конкретный случай нужно разбирать отдельно. Но важно помнить, что служение Богу – это не обязательно присутствие на богослужении или прочитывание определенных текстов, есть и другие способы служить Богу, через ближних, в первую очередь. Да и вообще апостол Павел говорит: Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор. 10: 31). Это очень важно. Будем помнить, что через наши обязанности по работе или в семье тоже можно служить Богу. Тогда вся наша жизнь, каждый день нашей жизни будет нас приближать к спасению.

– Еще в тему. Бывают очень сильные искушения: долго на службе, родственники не понимают. Иногда промолчу, а иногда стыдно и в церковь идти. 

– Действительно, с посещением богослужений и с храмовой молитвой особенно сложно тем, у кого неверующие родственники. У меня папа любил на несколько месяцев уезжать от нас на Белое море, и когда мама его спросила: «Зачем ты так делаешь?», он сказал: «Я устал жить в молельном доме». Его вполне можно понять, он был нецерковным человеком. Думаю, многие из тех, чьи родственники становятся верующими, испытывают из-за этого дискомфорт. Есть такая шутка, что когда кто-то в семье становится верующим, все остальные становятся мучениками. Я думаю, здесь очень важно какой-то правильный, мудрый баланс соблюдать. Конечно, нельзя из-за того, что родственникам что-то не нравится, вообще перестать ходить на богослужения и молиться. Но при этом можно и нужно сделать так, чтобы это других не раздражало. Все-таки важно помнить про иерархию добродетелей: богослужение – это очень важно, и молитва – это очень важно, но Господь сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой (Ин. 13: 35). Я ни в коем случае не скажу, что главное – всех любить, а остальное неважно. Нет, все важно. Но, может быть, во многих случаях не пойти лишний раз в храм, но при этом уделить внимание своим близким – это очень важно. 

Иногда важнее не пойти лишний раз в храм, но при этом уделить внимание близким

Думаю, многие через такое прошли: когда человек воцерковляется, то особый акцент начинает делать именно на посещении храма, на чтении правила, и это часто делается в ущерб обязанностям по дому или чему-то еще. Когда человек закрывается в комнате и начинает молиться, хотя должен мыть посуду или убирать дома, разумеется, это раздражает близких, и это понятно, потому что это в принципе неправильно, и у них складывается определенное отношение к Церкви: стал православным и про дом совсем забыл. Здесь очень важно правильно расставлять приоритеты, и если наши близкие будут видеть, что, воцерковившись, мы меняемся в первую очередь в этом направлении, что мы начинаем проявлять больше внимания, больше любить людей и готовы сделать для них все необходимое, то я уверен, что и пойти в храм станет совсем не проблемой, особенно если мы будем приходить из храма сияющими, радостными и готовыми все сделать для ближних. Конечно, здесь нет общих правил, и каждому, в зависимости от обстановки в семье, нужно находить какие-то свои варианты, свои компромиссы. Но, думаю, если человек, имея огромное желание пойти в храм, не пойдет, чтобы в чем-то помочь ближним, проявить к ним внимание, это будет скорее на пользу его душе.

– У меня сестра крещеная, но неверующая и тем более не воцерковленная, и муж тоже, сейчас в тяжелом состоянии находится. Могу ли я написать записку за здравие? 

– Что касается богослужебного поминовения, здесь есть такой момент: на проскомидии мы поминаем тех, кто является членами Церкви. Конечно, человек не может быть членом Церкви, сам того не зная. Поэтому, если строго подходить, то правильно ограничиться личной молитвой и в храме простым поминовением и Псалтирью. Опять же, молиться нужно за всех, это обязательно, независимо от того, верующий человек или неверующий, православный, католик, мусульманин, буддист, атеист, – это ничего не значит, молиться нужно. Но поминовение на проскомидии – это поминовение членов Церкви. В любом случае, самая главная молитва – это наша личная молитва. Никогда священник, прочитав записку, так не помолится о наших близких, как помолимся мы сами.

Самая главная молитва – это наша личная молитва

– Как вы считаете, может ли истинная любовь, настоящие чувства к человеку противоречить каким-то общепринятым законам общества, если мужчина женат? А если да, то как успокоиться? 

– Если мы под любовью имеем в виду то, о чем говорил Господь наш Иисус Христос, то понятно, что эта любовь – она даже с чувствами не имеет ничего общего, потому что если любовь – это чувство, как можно сказать: «Люби»? Мы же не можем заставить себя что-то чувствовать. А Господь говорит: возлюби Бога, возлюби ближнего (см.: Мф. 22: 37–39). Значит, речь здесь идет совсем не о чувствах. Святитель Игнатий говорит, что любовь к ближнему – это исполнение евангельских заповедей по отношению к нему. Понятно, что в этом вопросе речь идет совсем о другом, но если это те чувства, которые противоречат не только общепринятым законам общества, но противоречат Евангелию, то, разумеется, по-христиански это называется не любовью, а совсем другим словом.

Как успокоиться? Да, это сложнее. Мы часто забываем о таком важном методе в жизни христиан, о таком важном способе решения проблем как молитва. Я уверен, что если человек видит в себе какую-то страсть, понимает, что эта страсть противоречит христианству, и просит Бога помочь ему избавиться от этой страсти, такая молитва не останется без ответа. Думаю, каждый из нас, кто так искренне молился, на своем опыте знает, что такая молитва приносит пользу. Тяжело, конечно, тяжело, и, может быть, те страдания и мучения, которые мы испытываем от наших страстей, самые тяжелые. Может быть, не так тяжело от ближних какую-то скорбь потерпеть или чего-то лишиться, как мучиться своими же собственными страстями. Святые также пишут, что, если человек борется со своими страстями, то мучения от этого ему вменяются в мученичество. Так что если до конца этот путь пройдете и греха не совершите, то будет мученический венец. Дай Бог, чтобы так и было.

Если человек борется со своими страстями, то мучения от этого ему вменяются в мученичество

– Подскажите, пожалуйста, как понять, простила я или нет? Муж ушел из семьи, прошло уже десять лет, злобы уже нет. Какие показатели прощения?

– Вы знаете, это очень сложный вопрос. Бывает, кажется, что человека простил, а потом что-то случается, и ты понимаешь, что совсем не простил. Опять же, здесь нужно разделять наши чувства и наше понимание необходимости исполнения заповедей Божиих. Действительно, мы все – люди несовершенные, а если бы мы были совершенными, то, конечно, даже никаких обид у нас в сердце не оставалось бы. Но мы, как правило, от совершенства далеки, поэтому часто, хотя мы вроде бы простили, все равно в тех или иных ситуациях, иногда спустя десятилетия, эти обиды нас цепляют. 

Я думаю, здесь даже не стоит заморачиваться: простили мы, не простили. Если кто-то нас серьезно обидел и огорчил, мы должны молиться за этого человека и стараться лишний раз эти обиды не вспоминать. А если помыслы о них приходят, отсекать. А за этот труд, который не всегда бывает простым, Господь пошлет нам Свою благодать. Это всегда будет нам засчитано как прощение. Даже если в сердце останется осадок, все равно то, что мы трудимся, подвизаемся в этом – это самое главное. Ведь заповеди Божии – они не в эмоциях, а, в первую очередь, в наших делах. Часто мы еще не можем ощущать, как святые, что мы весь мир любим, каждого человека готовы обнять. Но если мы стараемся хотя бы злость, которая возникает, подавлять, гасить молитвой и, вопреки даже нашим злым мыслям, совершать добрые дела, то это и есть христианство. Пусть мы еще не достигли совершенства, но мы хотя бы на этом пути.

– Моя мама умирала в полном сознании, с прощанием, на руках детей. А папа умер в реанимации, без нас. И когда я молюсь, у меня совсем разное отношение внутри. Мне до боли жалко папу, что он так ушел, и мне почему-то кажется, что мама сейчас в более светлом месте, чем он. Скажите, как это перебороть?

– Я вам расскажу одну историю – может быть, она вам поможет. Один монах увидел, что умер какой-то человек – богатый, который вел нечестивую жизнь, – и его очень торжественно хоронят, много людей собралось, все скорбно, торжественно, в хорошем месте похоронили. Но при этом очевидно, что жизнь он вел совсем не евангельскую. А другой был подвижником, и его звери растерзали. То есть он даже нормального погребения не сподобился, его просто на части растащили. Этот монах стал молиться: «Господи, открой, почему это!» А Господь сказал, что у того богача, который вел греховную жизнь, было совсем немного добродетелей. И вот в награду за немногие добродетели Господь тут дал ему такие похороны, а там его участь будет совсем незавидная. А у благочестивого было немного грехов, и чтобы он за эти грехи пострадал, искупил их здесь, Господь послал ему такую кончину, а там, на небесах, он будет радоваться и блаженствовать с Богом. Может быть, через такую действительно неприятную и нежелательную кончину человек искупил какие-то свои небольшие грехи и достиг Царства Небесного. Пути Господни неисповедимы, и не всегда по этим внешним моментам, связанным со смертью, мы можем определить участь человека. Так что молитесь за всех, а Господь разберется.

Молитесь за всех, а Господь разберется

Отвечает иеромонах Иннокентий (Присадков) :

– Как быть с женщинами, которые ходят в брюках?

– Никак не быть. Если женщина зашла в брюках на территорию монастыря или в храм, то есть специальные юбки, которые можно просто поверх подвязать, чтобы ей никого не смущать своим видом. Потому что обтягивающая одежда привлекает к себе внимание. Мы не можем обязать всех женщин ходить в юбках в городе, потому что они не будут этого делать, но на территории монастыря или в храме мы все-таки в состоянии как-то регулировать этот вопрос. 

– Почему в Церкви дана власть женщине над мужчинами? Женщина получает игуменский жезл и власть над священниками.

– Да, действительно, если женщина в монастыре становится игуменьей, то она начинает управлять монастырем. Ввиду того, что священнослужители совершают службы, а у нас священнослужители – это, разумеется, мужчины, некоторые вопросы будут входить уже в ее сферу ответственности: она будет следить за тем, чтобы служба совершалась по традиции того монастыря или обители, где священнослужители служат, и тому подобное.

Отвечает иеромонах Никон (Париманчук):

– Как бороться с празднословием и долгими разговорами по телефону? Как прерывать часто пустой, неполезный разговор, наполненный и осуждением, и тщеславием, и прочими страстями?

– Надо сказать, что и наш разговор, если мы начнем с кем-то говорить, тоже будет наполнен осуждением, тщеславием и прочими страстями. Нам всем далеко до святости. Раз человек звонит, значит, ему хочется поговорить, ему больше не с кем поговорить. И, как показывает опыт, это обычно монолог, какие-то наши советы особенно не нужны. Дайте человеку выговориться, молитесь в это время.

При наличии такого арсенала средств общения мы все дальше и дальше друг от друга. Раньше ни газета, ни книга, ни телефон не стояли между людьми, им приходилось говорить лицом к лицу, а сейчас можно обойтись телефонными сообщениями. С одной стороны, это удобно, с другой стороны, обесценивается и становится неинтересным живое, личное общение. Выслушаем наших ближних, помолимся о них, осудим себя за нетерпение. Если прервешь человека, то будешь потом мучиться и страдать, думать: да лучше бы я потерпел. А если потерпишь, то и ему станет легче, и тебе. Нам не хватает терпения. Не случайно Господь сказал: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24: 13). Надо помочь человеку, чем можешь.

– Как вести себя с близкой родственницей, которая увлеклась медитациями? Как поддерживать общение, как молиться о ней, если она утверждает, что «раскрестилась» и отказалась от Христа? Что делать, если ей удается склонить к этим сеансам наших общих знакомых или близких родственников?

– Это вопрос о взаимоотношениях с нашими близкими, и он очень сложный. Даже с теми, кто нам дорог и близок, бывает трудно найти общий язык и сохранить мир в общении. Как вести себя с близкой родственницей и сохранить добрые родственные отношения? Как мы молимся в конце почти всех ектений: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью! Господи, покрой нас всех Своей милостью!» Мало ли у кого какие бывают на жизненном пути искушения? Вы говорите, что она отказалась от Христа. Главное, чтобы Христос от нее не отказался, и для этого мы молимся друг за друга, чтобы не впасть в искушение. Мы же соборуемся, и там читается апостольское послание: Молитва веры исцелит болящего (Иак. 5: 15). Если молитва веры есть, то Господь пошлет Свое избавление – или телесное, или духовное.

Как вас выстраивают, так вы и подстраивайтесь

В любом случае, мы должны друг за друга молиться. Если нам очень тяжело за человека молиться, надо просто сказать: «Господи, помилуй всех нас!», а если за  кого-то мы хотим особенно молиться, можем акафисты читать. Я читал книгу старца Паисия Святогорца, и там ему был задан такой вопрос: «Как строить отношения с ближними?» Он сказал: «Как вас выстраивают, так вы и подстраивайтесь». Если мы хотим достигнуть христианской добродетели смирения, важно помнить, что не получится без уступок добиться какого-то мира в душе. Крылов, наш баснописец, говорил, что из двух спорящих больше виноват тот, кто умнее: он должен раньше прекратить этот спор. Поэтому надо друг за друга молиться и терпеть, как заповедовал нам Господь: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 2).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить