Пастырские встречи. О несении креста

Что можно считать крестом? Например, слава среди людей и публичность – это крест, который дает нам Господь, или мы сами считаем его таковым? Как делать выбор в той или иной ситуации? Иеромонах Ириней (Пиковский) на одной из Пастырских встреч посвятил время ответам на эти вопросы.

1 - 2023-09-04T234917.012.jpg
Иеромонах Ириней (Пиковский)

– Есть ли в Священном Писании что-нибудь о славе и публичности? Как понять, что ты готов нести этот крест?

– Я не хочу никого обидеть, но для меня провокационно публичность или славу называть крестом. Это не крест, и, если мы посмотрим правде в глаза, нередко это личное желание человека быть прославленным. Если же говорить о людях скромных, то они, как правило, избегают всяческой славы и даже в выборе жизненного пути и профессии предпочитают такой труд, чтобы быть подальше от публичности. Человек знаменитый может принести много пользы, когда его слово освятит других людей, но может принести и много вреда, когда он, ошибаясь, введет в заблуждение тысячи или сотни тысяч других людей. Человеку, который обладает даром слова или какими-то спортивными, военными, политическими и иными достижениями, важно помнить, что он говорит и ради чего говорит. Если к этому подмешивается тщеславие, то есть желание купаться в славе ради нее самой, и при этом человек не воздает славу Богу, то, идя по такому пути, он начинает совершать не одну, а множество ошибок. Повторюсь, чаще всего это не крест, но, обладая какими-то дарованиями, человек должен очень-очень осторожно относиться к последствиям использования этих дарований.

– Как понять, что сделал правильный выбор?

– Нет абстрактных ответов на абстрактные вопросы. И проблема заключается в том, что сама проблема выбора перед нами стоит каждый день, и каждый день она по-разному решается в зависимости от совокупности факторов. Одно дело – проблема выбора продуктов питания в супермаркете, что мы сегодня в семье будем есть на ужин. Будем есть рыбу, мясо или будем питаться овощами и фруктами. Эта проблема выбора решается на одном уровне. Другая проблема может быть связана с выбором жизненного пути: как определить, какие у тебя способности, таланты, к чему ты годен. Третья проблема может быть связана с выбором спутника или спутницы жизни. Эта проблема практически неразрешима в рациональном плане, потому что выбор должен сделать и тот, кто составляет вторую половину, а не только вы. Получается, в некоторых случаях эти проблемы связаны не с нашим выбором, а с тем, чтобы нас выбрали, и тогда это уже не проблема, а нечто большее. Это сама жизнь, которая во многом зависит и от нашего поведения, и от воли другого человека. Нельзя сказать, какова средняя температура по больнице. У каждого свой диагноз, и перед каждым человеком стоит своя проблема выбора.

– Как научиться доверять Богу, не останавливаться на неудачах, когда ставишь перед собой определенные цели, но не получается их достичь?

– Вопрос непростой, потому что он связан как с теми целями, которые мы перед собой ставим, так и с теми средствами, которые мы для достижения этих целей используем. Мы сейчас живем в антропоцентричном мире, где человек стал мерой всех вещей. И нам кажется, что наши человеческие достижения – это то, что является целью нашей жизни. Кто-то ставит себе маленькие цели: всего лишь посадить дерево, создать семью и построить дом. А кто-то ставит перед собой большие цели: покататься на собачках по Антарктиде, совершить кругосветное путешествие, полетать на воздушном шарике в Каппадокии, на подводной лодке в батискафе нырнуть к «Титанику» поближе. И некоторые люди от этих разных греховных устремлений даже погибают. Почему? Потому что они не соизмеряют то, что им необходимо, с тем, чего они хотят. Иногда бывает, что ставят себе завышенные планки: прыгнуть с такой-то высоты на лыжах спортивных и потом разбиваются, потому что не рассчитали свои силы, слишком полагаясь на себя.

2 - 2023-09-04T234919.609.jpg

Если мы посмотрим на себя, на людей с маленькими целями, то спросим себя: «А греховно ли ставить себе какие-то маленькие цели? Хотя бы преуспеть на работе, хотя бы выплатить ипотеку?» Кажется, не должно быть грехом, если я создаю маленький уголок и за 20 лет хочу выплатить деньги за однокомнатную квартиру. Но есть реальность нашего дня, когда даже эти маленькие цели должны быть соизмеримы с нашими возможностями. Бывает и такое, что человек собирается за 20 лет выплатить ипотеку, но при этом не ищет работу, вообще не работает, сидит дома и думает: «Ну, должно само прийти. Боженька должен мне послать какую-то возможность». Но на Бога надейся, а сам не плошай. Здесь должна быть синергия. Иногда мы бьемся головой об стенку и ничего не получается, и в этом случае мы должны себя проверить: а может быть, та цель, которую мы поставили, невыполнима? Может быть, это не для нас что-то не строится, не идет, мы должны поменять свою траекторию? Есть люди, которые хотят стать режиссерами кино, а хорошо получается у них только водить такси. Может быть, есть смысл поменять свой профессиональный ориентир и добиться успеха в том, что действительно хорошо получается. А для этого нужно пробовать, и пробовать не грех.

Даже маленькие цели должны быть соизмеримы с нашими возможностями

Когда мы пытаемся найти здоровый баланс между тем, что у нас получается, и тем, что мы хотим, а самое главное, когда мы начинаем получать удовольствие и удовлетворение от того, что у нас есть, мы находим золотую середину и тогда мы работаем на полную. И при этом мы не унываем, если что-то не получается, и получаем удовольствие от своего труда. Состояние уныния и печали по Богу или, наоборот, какая-то экзальтированная радость возникает именно тогда, когда наши возможности и наши желания не совпадают. Сейчас много людей страдает от уныния и депрессии, потому что планка завышена – возможностей меньше, чем желаний и планов.

– Что делать, если человек тебя раздражает и ты больше не можешь сдерживать себя и готов его побить?

– В японских фильмах часто показывают грушу, на нее прилепляют портрет своего коллеги или начальника и в спортзале на этой боксерской груше вымещают свой гнев. Но не знаю, я не практиковал эту технологию снятия стресса, может быть, для кого-то она работает эффективно. Но я попытаюсь ответить, как можно по-другому это разрешать.

Как-то меня спросили: «Батюшка, а как вы снимаете раздражение? Как вы тушите в себе гнев?» И я ответил, ссылаясь на человека, который умнее меня и мудрее, он мне в свое время сказал: «А я вообще гнев не накапливаю и стараюсь, чтобы раздражение в отрицательном значении этого слова во мне не появлялось». Понимаете? Чтобы нам не приходилось кого-то колотить и еле-еле, стиснув зубы сдерживать кулаки или гневное слово, желательно этот гнев не накапливать. А как? Здесь нужна мудрость.

Если мы видим в другом человеке образ Божий, пусть временами замутненный, искаженный, испорченный привычками, воспитанием, какими-то увлечениями, может быть, слабостью человеческой природы, то мы можем отделить человека, как изначально доброе, ангелоподобное существо, от того состояния, в котором он находится. Очень много святых подвижников нашего времени: старец Силуан Афонский, старец Софроний (Сахаров) и многие другие говорили о молитве за весь мир и о любви ко всякому человеку. А говорили они так, потому что смотрели на это через призму Евангелия, потому что Христос нам заповедовал любить и друзей, и врагов. Как можно любить врага, если ты его ненавидишь? Следовательно, для того чтобы полюбить врага, нужно победить чувство ненависти. Понятно, что, когда мы имеем дело с закоренелым злодеем, это очень сложно. Помню, ко мне как-то пришел офицер и сказал: «Батюшка, вот вы сейчас после исповеди говорите, чтобы я не гневался на своих врагов, а мои враги – это профессиональные преступники, специально обученные и засланные в нашу страну, чтобы вредить, и от этого они получают свои должности и удовольствие. А вы мне говорите любить врагов».

Мы должны отделять человека от того состояния, в котором он находится

Конечно, иногда ради общественной и личной безопасности, мы или преступника изолируем, чтобы он не совершил какое-то зло, или себя держим подальше от того человека, который может нанести нам вред. Но это не означает, что мы такого человека ненавидим, в этом есть определенного рода благоразумие. Если мы видим человека, болеющего ковидом или гриппом, он чихает и кашляет, ходя по улице, что мы прежде всего делаем? Надеваем маску, надеваем перчатки, используем специальные средства, дезинфицирующие одежду и руки, чтобы по крайней мере уменьшить степень влияния этого человека, который уже находится в обществе и, не контролируя себя, разносит какую-то инфекцию.

3 - 2023-09-04T234921.643.jpg
fi.pinterest.com

То же самое мы можем применить и к нашим профессиональным и семейным отношениям. Если на работе есть разносящий инфекцию человек, мы можем надеть маску, прикрывая наш рот, чтобы не болтать попусту и не играть на его поле в ту игру, которую он затевает. Просто помолчать. Не клевать на те удочки, которые он закидывает.

Если бы врач ненавидел всех больных, которые приходят к нему на прием, он не смог бы их лечить. Мы же все хотим встретить какого врача? Доброго, милостивого, снисходительного, который нас поймет, простит и поможет нам справиться с болезнью. Вот так и мы в нашей жизни должны быть людьми, готовыми помочь человеку справиться с его душевным, эмоциональным, психическим или ментальным недугом тогда, когда он будет готов и когда он обратится к нам за поддержкой, за словом помощи и попросит нас, чтобы мы протянули руку.

– Насколько важно иметь духовника? Можно ли каждый раз приходить к разным священникам?

– Вопрос непростой. Конечно, если есть возможность найти священника, который готов вас слушать со всеми вашими проблемами и выступать в роли того, кто будет не только принимать исповедь, но еще и сможет дать какой-то совет, помолится за вас, хорошо. Но часто бывает, что постоянного священника нет и мы вынуждены приходить на исповедь к разным отцам. И тогда, наверное, предпочтительнее было бы выбрать место, с которым вы себя будете ассоциировать. Не только храм, но саму общину людей, сам стиль жизни христиан, которые объединены единым духом, едины по вере и составляют общину того или иного храма или монастыря. И в таком случае, даже если священники разные выйдут на исповедь, они друг с другом советуются. У них, как правило, есть какое-то пастырское единство.

4 - 2023-09-04T234923.326.jpg

– Что делать, если кажется, что я каждый раз встречаю одного человека по характеру в разных обличиях? Это к психологу или Господь еще не послал своего?

– Обращусь к Шекспиру: «Весь мир театр, а люди в нем актеры». Мы сами часто надеваем на себя маски, то есть мы хотим, чтобы люди, которых мы встречаем, были искренними, простыми, но сами часто играем в какие-то игры. Дома мы почему-то чаще предпочитаем играть роль львов и тигров, змей и кобр, а на работе мы другие, там мы хотим быть пушистыми кошечками, которых приятно погладить. Непонятно, почему так, хотя все должно быть наоборот: на работе мы должны быть львами и тиграми, а дома мягкими и пушистыми кошечками. Но почему-то сейчас стало модно смещать акцент на работу, жертвуя семьей ради этого. Не стоит критиковать других людей за то, что они меняются как хамелеоны, особенно сейчас, в стремительно меняющихся внешних обстоятельствах. Все мы люди немощные, и у каждого есть какие-то свои мотивы. Если уж мы сами спешим переобуться, то что же мы критикуем других людей?

Мы хотим, чтобы окружающие были искренними, но сами часто надеваем маски

– Если человек владеет гипнозом и воздействует на людей – это грех?

– Вопрос, на мой взгляд, провокационный, потому что содержит в себе две несопоставимые реальности. Во-первых, врачами-психотерапевтами техника гипноза используется в терапевтических целях. И когда речь идет об умении, здесь греховным или не греховным будет не сама техника, а то, в какое русло эта техника направляется. Не стоит формулировать вопрос, как будто бы сама профессия или профессиональные навыки, связанные с подготовкой врачей в области психологии или психотерапии, являются греховными. Навредить или принести пользу может не только психолог, но и хирург, тракторист, стоматолог и даже школьный учитель. Все зависит от того, ради чего человек приобретает навыки и умения и как он их использует.

5 (55).jpg
Гипнотический сеанс А. Кашпировского

– Отец Ириней, на Вас крест золотой, а бывает серебряный или медный?

– Да, цвет креста, как и наличие на нем украшений, зависит от того, сколько лет священнослужитель служит, какие у него есть достижения. Самый простой крест, который дается при священнической хиротонии, белый, без украшений. Позднее, в зависимости от срока служения, сначала дается право ношения креста золотого, потом креста с украшениями и так далее. И так по этим внешним признакам мы, как в армии, различаем некие звания, статусы священнослужителей. Как есть в армии разное количество звездочек на погонах офицеров, и по этим погонам мы можем определить, с кем мы имеем дело: с майором или подполковником. Точно так же и в отношении священников, действительно, крест часто является тем отличительным признаком, по которому мы можем определить, на какой ступени иерархической лестницы находится тот или иной священнослужитель.

– А сейчас палица дается за какую-то заслугу?

– Да. Сейчас палица дается священнику за выслугу лет, за какие-то достижения, и это уже символический элемент священнического облачения, который, конечно, уже не имеет практической цели. Теперь это уже не реальная палка или булава. Сейчас палица – это элемент священнического облачения, который священник носит, как правило, на левом бедре, прямоугольный кусочек ткани.

– В какие игры играют священники?

– Конечно, кто-то может спросить: «Позволительно ли священникам играть в какие-то игры?» Сейчас выходят книги, в которых написано, что шутить могут не только миряне, но и монашествующие, и священники. Есть даже целые сборники притч, поговорок и анекдотов, связанных с церковной средой, они, как правило, отличаются безобидностью. Там нет каких-то ярлыков, нет какого-то злорадства. Наверное, есть и игры, которые позволительны. Прежде всего те, что связаны со спортом, особенно в детском лагере, когда речь идет о каких-то играх с детьми. Можно поиграть в игру «Вопрос – ответ».

Интересно, что и в жизни преподобных старцев мы встречаем такие игры. Например, я встретил в жизнеописании преподобного Паисия Святогорца эпизод, как он играл с мальчишками, которые приезжали к нему в каливу на Святую Гору Афон. Весной старец подвешивал конфеты на дерево, и когда эта детвора приходила и спрашивала: «Неужели это дерево приносит конфеты?», – он, ничуть не сомневаясь, отвечал: «Конечно. Это дерево только конфеты и приносит, но плоды его могут сорвать не те мальчики, которые ругаются со своими родителями, а те, которые себя хорошо ведут, и это им как награда». Получается, это есть плод добродетели и конфетное дерево – это символ сладости добродетели. Это игра безобидная, которая ведет ко благу, ведет ко спасению.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Ирина   18 сентября 2023, 18:09
Спаси Вас Господи, уважаемый батюшка, с огромным удовольствием и пользой прочла вашу беседу!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить