Пастырские встречи. Причащение Христовых Таин

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает Само Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Как подготовиться к Причастию, нужно ли новоначальным читать все последование и как приступать к Чаше, если чувствуешь себя недостойным? На одной из Пастырских встреч, которую провел иеромонах Лавр (Архипов), вопросов про главное таинство Церкви было задано немало.

Фото 1 = первью.jpg

– Можно ли часто причащаться?

– Причащайтесь. Причащаться вы вообще можете каждый день, но самое главное – помните те слова, которые говорит нам Священное Писание: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11: 29–31). Что это значит? Мы обязательно должны в чистоте приступать ко Святым Христовым Тайнам и, подготовившись, молитвенно очистить свой внутренний дом. Наше тело – это храм Божий. Очистить себя от нечистоты не только внешне, но самое главное – душу и сердце, ибо «чистые сердцем Бога узрят» (см.: Мф. 5: 8). Почему мы исповедуемся накануне? Чтобы очистить свою душу, сердце, свои мысли. Но мы и в течение периода подготовки должны постоянно себя ограничивать. В чем? В грехе. Чтобы мы действительно, слыша слова священника перед закрытием царских врат: «Святая святым», – понимали, что Святая – святым, то есть нам, так как мы призваны стать святыми. Если же мы дерзаем приступать к Причастию с небрежением, когда пытаемся совместить греховную жизнь и Причастие, добра от этого не будет. Мы подходим со страхом и трепетом и перед Чашей говорим: «Господи, не в суд или во осуждение… Огонь бо есть, да не опалишися». Будьте внимательны к своей жизни, к своим поступкам и мыслям, к чистоте сердца. И приступайте максимально подготовившись к этому великому таинству. От воскресенья к воскресенью, от Причастия к Причастию мы живем в ожидании встречи со Спасителем в таинстве Евхаристии. Этими мыслями мы должны уничтожать всякий грех в нашей душе и нашем сердце, понимая, что мы идем к Богу.

От Причастия к Причастию мы живем в ожидании встречи со Спасителем

Нет строгих правил, как часто причащаться, два или три раза в неделю. Единственное – в сутки только один раз. Больные и пожилые люди очень часто причащаются и исповедуются, потому что Господь вот-вот может призвать, и мы должны поступать так же. Хорошо, когда мы причащаемся еженедельно, действительно посвящая Богу воскресный день, и по большим праздникам надо стараться не пропускать также.

Подготовка больше даже не в дисциплине, выполнении молитвенных правил и поста или посещении храма, а в первую очередь – в очищении сердца и души.

– Не всегда можно вычитать все правило ко Причастию, не всегда соблюдаются три дня поста. Как быть?

– Жизнь в Церкви крайне индивидуальна. И молитва тоже. Беседуя со своими духовниками, наставниками, вы можете выстраивать индивидуальное правило: как молиться утром, вечером, в течение дня и так далее.

Фото 2.jpg

Что касается подготовки ко Святому Причащению. Опять же, с духовником мы этот вопрос разрешаем. Одно дело, когда человек новоначальный, и представляете, что будет, если батюшка скажет, что нужно читать три канона и последование, а человек ни разу в руках молитвослов и не держал. Он и скажет: «О, это мне такие испытания! Не-не-не, какое там Причастие?» И к Причастию он будет просто бояться готовиться, потому что поймет, что это какой-то неподъемный для него груз. В этом случае батюшка может благословить читать последние молитвы. Еще одно замечание для новоначальных. Следите по молитвослову, когда ваш друг, мама или папа, родственники читают молитвы: так вы учитесь правильному произношению и правильному пониманию молитвы, чтобы не заучить ошибки. Или как меня учил мой наставник: я включал аудиозапись кафизмы и следил по Псалтири. И так минимизировал те ошибки, которые мог бы допустить, неправильно расставив ударения.

– Батюшка старенький говорил нам: «Сколько ни читай, сколько ни вычитывай, достойным никогда не будешь». Так некоторые не причащаются, считая себя недостойными.

– Это тоже ошибка, это крайность. Конечно же, безгрешен только Господь наш Иисус Христос. Но одно дело, когда человек стремится, падает, встает и борется за свою душу, призывая имя Божие, приступает к Причастию, действительно осознавая свое недостоинство. Он благодарит Бога, что Он дает ему такую возможность, помогает и от Него не отступает. Результаты бывают удивительные, положительные, светлые. Человек достигает именно того подобия, к которому изначально и был призван. Но тот человек, который впадает в крайности, говоря: «Да, я недостойный, я не буду причащаться», – лишает себя великого дара Божия. Готовьтесь как следует, убирайте из жизни то, что противоречит слову Божию, и идите, уповая на милосердие Божие, на любовь и человеколюбие Господне, причащайтесь, и будет вам прощение согрешений и жизнь вечная. Одно дело, когда человек намеренно грешит, скрывает грехи на исповеди и потом приходит ко Причастию – это, конечно, печально. Безумием называют святые отцы такое поведение. Бога обмануть нельзя, Господь ведает все.

– Отец Небесный один. Почему же мы говорим «отец» и другим людям, допустим, своим родным отцам, священникам?

– Один и тот же термин, одно и тоже слово может иметь несколько смыслов. Отец Небесный у нас один, и мы не можем именовать Отцом Небесным кого-то другого. Но когда мы обращаемся к своему родному отцу, называя его отцом, мы не имеем в виду Отца Небесного, мы имеем в виду нашего земного папу. Священников мы тоже называем отцами, но мы не имеем в виду, что они наши божества. Разный смысл у слов: Господь, господин. Мы обращаемся к Господу «Господин». А в Священном Писании словом «господин» обращались к апостолам. У нас в XVIII–XIX веках тоже обращались словом «господин», но не имели в виду Господа Иисуса Христа.

Мама, матерь. Церковь – наша Матерь, но мы, к мамочке когда обращаемся, не имеем в виду, что она наша Церковь. Разные смыслы одного и того же термина. Всегда ли люди употребляют термин «любовь», имея в виду любовь? Нет. Слово-то одно, а смыслы разные могут быть.

– Если человек сомневается, как апостол Фома, что делать? Как укрепить веру?

– Бога просите, чтобы Господь укрепил вашу веру, живите по Евангелию, ибо чистые сердцем Бога узрят (см.: Мф. 5: 8). Появится в вас вера. Хорошего наставника найдите себе, священника, духовника, он вам поможет. Обязательно поможет. И просите Бога, чтобы Господь утвердил вашу веру такими словами: «Господи, верую, помоги моему неверию» (см. Мк. 9: 24). И все будет хорошо.

Фото 3.jpg

– Что такое святость? Как стать святым?

– Как стать святым? Есть у нас учебник – Евангелие. Освойте его и поймете, как стать святым. Господь там все по полочкам нам разложил. Что такое святость? Это развитие в общении с Богом, подражание Богу. Подобие, с которым нас Господь изначально сотворил, дал нам некий аванс, но люди его растеряли. Вот нам нужно это подобие стяжать и развивать. А развивать мы сможем только в общении с Богом и в подражании Ему, в исполнении того учения, которое нам Господь оставил в Евангелии.

– Как объяснить другому человеку, что Бог его любит, если он этого не чувствует?

– Не надо ему объяснять. А как вы объясните? Никак. И лекции читать поэтому не надо. Со своей стороны поддерживайте этого человека, и пусть он почувствует любовь Божию к нему через вас.

– Если человек неверующий, нужно ли ему говорить о вере, о Боге?

– Неоднократно об этом говорил и глубоко в этом уверен: лучшая проповедь – молчаливая и собственным примером. Как вы можете учить людей? Слепые слепых ведут. Священнику дана власть учительства, мы несем ответственность перед Богом, мы призваны быть такими добрыми пастухами. Но если вы понимаете, что у вас много своих проблем не решено с духовной жизнью, не дерзайте становиться учителями. Даже в Священном Писании сказано: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3: 1). Не говорите людям ничего, если вы сами еще не взошли на определенную духовную ступень. Молчаливым житием во Христе пусть вразумляются те, кто рядом с вами находятся. По словам преподобного Серафима Саровского, вы спасетесь – спасутся и вокруг вас тысячи, видя ваш добрый пример.

Лучшая проповедь – молчаливая и собственным примером

А если мы еще со своими страстями не справились и начинаем учить других, они нас назовут кем? Лицемерами. Скажут: «Слушай, пост идет, а ты якобы путешествующий, ешь кусок мяса у меня на глазах. Какое там христианство у тебя?»

– Если человек понимает, что чувствует неприязнь к другому, как от этого избавиться?

– Противоположной неприязни добродетелью. Во-первых, не надо себя мучить: «Я буду с ним общаться, буду себя заставлять это делать». Зачем? Чтобы больше себе искушений сделать? Если он к вам за помощью обратится, помогите, конечно же. Но точно не делайте тому человеку, к которому испытываете неприязнь, то, что себе не желаете. Это золотое правило оставили нам апостолы. И просите Бога, чтобы ваше сердце умягчилось. Неприязнь может появиться как искушение, иногда человек вам ничего не сделал, просто антипатия появляется, но ее нужно преодолевать с помощью Божией, через молитву.

Фото 4.jpg

– Мы поем: «Смертию смерть поправ». Почему выбрано именно слово «смертию»? Можно ли говорить и петь «светом» или «жизнью»?

– Мы не гимнотворцы. Менять слова в песнопениях, принятых Православной Церковью, нам не стоит. Собственной смертию на Кресте Господь уничтожил смерть, которая касается каждого верующего человека. Жала смерти не существует, и смерти как таковой нет, мы веруем в жизнь вечную, стремимся к ней, поэтому и поется: «Смертию смерть поправ», – то есть уничтожил, попрал. Вы боитесь слова «смерть»? Не бойтесь. Господь попрал ее.

– Почему монахи не плодятся и не размножаются? Нарушают заповедь для человека. Можно ли совмещать монашество и деторождение?

– Нет. Монашество – это равноангельное существование здесь, на земле. К монашеству призывает Господь. Человек, который не готов, которого Господь не призвал, а он решит стать монахом, например, желая церковного иерархического роста, возьмет на себя обеты монашества и не исполнит их, ему очень будет тяжело. Может вместить только тот, кого Господь призвал к монашеству. Монах дает три обета, один из них – безбрачие, поэтому на вопрос отвечаю: нельзя совмещать монашество и деторождение. Второй обет – послушание, третий обет – бессребреничество. Монах, если он несет какое-то особое послушание, например казначея, может управлять финансами, может распределять, но себе замки он не строит.

Бывает так, что у монахов остается квартира от родителей, у нас есть такие, и они, так как не имеют детей, завещают ее монастырю, в котором они подвизаются. Здесь все разумно. Также надо понимать, что монашество сейчас другое и потребности сейчас другие. В IV или VI веке монахи не поправляли свое здоровье в больницах, медицина в некоторых случаях платная, и монахам тоже нужны какие-то средства для того, чтобы, например, пройти реабилитацию. Это не значит, что у монаха не может быть совершенно ничего. Допустим, монаху было что-то подарено, какое-то имущество, и он думает, что надо как-то распределить. Я могу часть на помин души отдать, часть могу на милосердие раздать и так далее.

– В Деяниях святых апостолов есть эпизод про суровое наказание Анании и Сапфира. За что их так покарал Господь?

– Их вина была в том, что они имели возможность распорядиться своим имением так, как хотели, но была попытка обмана Бога. Ранее по поводу исповеди я сказал, что тот, кто утаивает, а потом приходит к Причастию с нераскаянными грехами, пытается обмануть Бога Всеведущего, и за это бывает страшное наказание. Бог всеведущ, обмануть Его невозможно. Если ты не хочешь прощаться с определенными грехами, практикуешь их дальше, тогда живи с грехами. Ты должен сделать выбор: либо ты с Богом, либо ты со своими страстями. Совмещать эти две вещи нельзя. На двух стульях ты не усидишь. Там была попытка обмануть. Апостол говорит: ваше же имение, хочешь – оставь себе часть. Зачем утаивать, зачем обманывать?

Фото 5.jpg

– Возможно ли победить страсти? В какой литературе сказано, как их победить? Или они будут мучить нас до смерти?

– Естественно, борьба будет идти до самого конца – это неизбежно. В какой литературе сказано, как победить страсти? Опять же, Священное Писание, святоотеческая письменность, которую мы изучаем с вами. В Священном Писании сказано: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19: 26). Если мы живем с Богом, то действительно победим все и преодолеем все испытания, которые выпали на нашу жизнь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить