Пастырские встречи. Причастие и подготовка к нему

Причастие Святых Христовых Таин – главное таинство Церкви, без которого человеку невозможно называть себя православным христианином, ведь приступая к Чаше, мы соединяемся со Христом. Иеромонах Ириней (Пиковский) на встрече с прихожанами в  архондарике «Несвятые святые» подробно остановился на вопросах подготовки к участию в Таинстве Таинств, рассказал, как часто благословляется приступать к Причастию и что делать, если после не чувствуешь особой благодати.

– Как побеседовать со священнослужителем вне рамок Исповеди, если есть необходимость о чем-то более пространно поговорить, посоветоваться?

– Для этих целей в Сретенском монастыре и организованы данные чаепития, поскольку чаще всего вопросы задаются одни и те же. При нашем монастыре есть также многочисленные просветительские курсы, разные мероприятия, потому что то, что волнует одного, в 99 процентах случаев касается и многих других прихожан. Наши встречи проходят не только после литургии в воскресенье, они проходят сейчас и в будние дни после вечерних богослужений, это уже становится традицией: по очереди кто-либо из иеромонахов монастыря приходит сюда и отвечает на вопросы.

– Отец Ириней, скажите, пожалуйста, как часто можно причащаться? Как готовиться к Причастию? Сколько дней перед этим надо поститься?

– В первой части литургии, до слов «Оглашенные, изыдите!», в храме присутствуют все, как на большом молебне. Но в момент произнесения диаконом слов «Оглашенные, изыдите!» и «Двери! Двери!», оглашенные выходят, закрываются двери, и из храма никто больше не выходит до конца службы, и никто чужой не заходит. Остаются верные, которые молятся о том, чтобы всем им соединиться со Христом и сделаться достойными Святого Причащения. То есть сама литургия предполагает, что все присутствующие в храме причащаются. 

А дальше возникает дискуссия, в которой сломано много копий и щитов, о том, как часто и с какой подготовкой следует причащаться. Святой Василий Великий во второй половине IV века рекомендовал своим общинам верных приступать к таинству Причастия 4 раза в неделю (см. Василий Великий. Послание 93). А через сорок лет святитель Иоанн Златоуст говорит: «Многие причащаются этой жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные несколько раз» (святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Евреям 17: 4). Меньше полувека прошло, и такая колоссальная разница: четыре раза в неделю и раз в год. Следовательно, что-то существенно поменялось в обществе, в жизни Церкви.

На наших глазах сейчас происходит возрождение традиций. Когда до революции вводился пост в одну неделю и были собраны воедино каноны, тогда обязательно было причащение раз в год. И действительно, значительная часть нашего населения, как это показала отмена обязательного причащения в армии, причащалась формально и причащалась раз в год. Конечно, если человек причащается раз в год, тогда хотя бы неделю надо попоститься и серьезно помолиться. Но это не идеал, не то, что соответствует природе Церкви. 

В 1990-х, 2000-х годах, как в Русском Зарубежье, стали советовать причащаться четыре  раза в году, каждым постом. Потом в некоторых приходах стали говорить, что надо причащаться раз в месяц. Почему чаще? Потому, что народ стал более воцерковленным, стали глубже читать духовную литературу, серьезнее относиться к таинствам. Потом в наших духовных школах стали вводить такое правило, что учащиеся духовных школ сначала раз в две недели, а потом раз в неделю в обязательном порядке должны причащаться. В день воскресный, в день Господень древние христиане всегда служили Литургию, и вся община как раз в этот седьмой день соединялась через соучастие в таинстве Евхаристии. Сейчас частота Причастия во многом определяется традициями того или иного прихода, самой общинной жизнью. Если эта общинная жизнь здоровая, правильная, тогда вне зависимости от частоты причащения человек будет освящаться этим таинством, потому что важно не то, как часто мы причащаемся, а то, с какой целью мы это делаем и каков результат. Ведь апостол Павел грозно предупреждает нас: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11: 27–30). То есть Причастие может быть в суд или в осуждение, мы часто забываем, что мы со страхом Божиим должны приступать к этому таинству. Когда мы приступаем к Причастию, нам нужно помнить, что мы не должны себя оправдывать, лучше сразу держать в уме другой вектор: поскольку я хочу причаститься, надо преодолеть все немощи и подготовиться, как должно. Как писал Тертуллиан во втором веке, христиане должны быть «каждый день готовы дать отчет о своем уповании» (см.: 1 Пет. 3: 15). То есть они должны быть готовы каждый день приступать к Причастию. Мы сейчас живем в довольно счастливое, мирное время, но кто знает, что будет завтра? В любой момент все может измениться.

Важно не то, как часто мы причащаемся, а то, с какой целью это делаем

– Обязательно ли читать все положенные каноны, включая три канона, перед Святым Причастием? Обязательно ли накануне быть на вечернем богослужении?

– Мой ответ будет такой: спросите вашего духовника. 

– Как воспринимать ситуацию, если после Причастия ты ничего не чувствуешь, или же если после Причастия нападает уныние? Говорит ли это о том, что человек причастился себе в осуждение (см.: 1 Кор. 11: 27–30)?

– Я, конечно, не сторонник гендерной психологии, но скажу, что этот вопрос женщины задают, а мужчины – почти никогда. Дело в том, что здесь вмешивается чувственная сфера. Нередко женщина хочет что-то чувствовать, какой-то результат: раз в Таинстве поучаствовала, значит, что-то должно произойти. А в мужской психологии по-другому. Ведь Причастие – это, прежде всего, соединение со Христом в вере, это внешнее выражение нашего внутреннего единства, а значит, соучастие в Теле Христовом реализуется еще даже до того, как я переступил порог храма, в самом моем целеустремлении, в желании быть со Христом. И, следовательно, я не должен ожидать какого-то особого эффекта от Причастия, потому что единство мое, прежде всего, умное, разумное и интеллектуальное. А женщина хочет переживать какие-то чувства. 

Эти ощущения действительно бывают, как некая награда Божия, даже, скорее, не награда, а знак. И многие люди, уходя из храма, потом некоторое время чувствуют какую-то особую благодать. Но это не то, за чем мы идем к Причастию, это не цель и задача самого Таинства. И радость, и уныние, и иные состояния, которые могут возникать после Причастия, нередко являются результатом того, что наш внутренний мир соприкасается с чем-то еще, и мы на это внешнее начинаем реагировать. Мы ведь, уходя из храма, тут же вступаем во взаимодействие с окружающим миром. Тут же появляется поток мыслей, чувств, ощущений, и все это перемешивается в нашей душе, как, бывает, в одном стакане смешиваются разные жидкости, и видим мы уже конечный результат: цвет. Поэтому состояние уныния, как и другие состояния, бывает результатом того, что мы тут же стали о чем-то думать, с чем-то психологически взаимодействовать. Уныние может возникать из-за того, что я вижу некий диссонанс между тем, как я должен или должна жить, и тем, как я живу, между тем, что мне советуют, например, два часа побыть в тишине после Причастия, и невозможностью отрешиться от всего, потому что через  пятнадцать минут надо мчаться куда-то, позаботиться о маме, папе, ребенок голодный и так далее. А иногда я вроде бы исповедалась, покаялась во всех грехах – и согрешила тут же, мгновенно: осудила тех, кто меня толкнул сзади, когда я шла от Чаши. Причин для уныния много, и Христос говорит нам: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:  33). Сколько бы ни было этих страстей, Христос их все победил. Если мы будем со Христом, то, если не по нашим добродетелям, то по Его милости будем спасены.

Если мы будем со Христом – по Его милости будем спасены

Как и когда появилось зло? Оно было всегда или появилось в момент падения дьявола?

– Бог зла не сотворил, Бог создал мир хорошим, добро зело (Быт. 1: 31), как написано у нас в славянской Библии. Следовательно, зло – это отсутствие добра. Зло – это некий паразит на добре. Добро – это бытие, а зло – разрушение этого бытия. По нашей вере, первым существом, давшим толчок к развитию зла, был сатана, который воспротивился Богу, потому что сам о себе возомнил, что «он как Бог» (см.: Ис. 14: 12–17) и «увлек за собой и других ангелов с неба» (см.: Откр. 12:  3–4). Он же совратил Адама и Еву, и с того момента стала разрушаться наша человеческая земная природа (см.: Быт. 3). 

Итак, зло не сущностно, в отличие от добра. Да, мы несовершенные люди, и в каждом человеке можно усмотреть какую-то червоточину, даже в тех, которых мы называем почти святыми, но это не означает, что так было изначально. 

– Может ли некрещеный ребенок вкушать просфору, пить святую воду и ставить свечку в храме?

– Наверное, на этот счет есть разные мнения, я выражу одно из них. Начнем с просфоры. Это особый хлеб, который предназначен для Святой Евхаристии. Евхаристия предполагает членство в Церкви. По идее, просфору должны вкушать только члены Церкви. Это не магический обряд, который избавляет от порчи и сглаза, лечит печень и селезенку, а символ соучастия в таинстве единения с Иисусом Христом. Когда читается молитва во время молебна об освящении воды, там речь идет о двух вещах: о том, что всякий пиющий ее, всякий мажущийся этой водой, да будет ему это во исцеление тела, и о том, что все, окропляемое святой водой, должно освящаться. Там употребляется слово «всякий», и возможны разные интерпретации: имеется в виду всякий член Церкви или всякий человек. Мы ведь можем освящать жилище, в котором живут верующие и неверующие, хотя по умолчанию предполагается, что мы освящаем жилье только верующей семьи. Так что, если говорить об окроплении святой водой, возможно, это допустимо для всякого человека. К нам иногда на молебны приходят и мусульмане, чтобы их окропили святой водой, и верят, что это таинство идет им в помощь. Как они это понимают, это другой вопрос, который я оставлю за скобками. А вот испитие святой воды я бы поставил под вопрос. Это святыня, которая так или иначе связана с Церковью, и, наверное, лучше было бы, чтобы воду пил человек, который крещен.

Третья святыня, которая была упомянута, это свечка в храме. Как это ни парадоксально, сейчас в храмах зажигают свечи все: верующие, неверующие, баптисты, адвентисты спокойно приходят в православный храм, ставят свечи за здравие, за упокой, даже переспрашивают: «Я Измаил Мухамедович, где мне тут свечку поставить за моего знакомого, Камала Магометовича?» Но если люди верят, что эта свеча будет воспринята Богом как малый дар и в православном храме эта молитва будет услышана, то пусть человек поставит свечку. Речь идет о внутреннем посыле человека, который еще не переступил порог таинства Крещения, но уже чувствует, что здесь есть какая-то истина. Если мы запретим вот эти малейшие обряды, которые не имеют перед собой необходимости причастия к членству Церкви, тогда надо запрещать вход в храм. Но как человек узнает о внутрицерковной жизни, если у него не будет повода зайти? И мне кажется, что как раз в отношении свечи мы можем разрешить, чтобы люди разных убеждений приходили в храм, перед святыми иконами эти свечи ставили, потому что, если человек уже переступил порог храма, поверил в то, что эта икона что-то для него значит, узнал, как эта свеча зажигается, и даже спросил, где здесь «за здравие», а где «за упокой», значит, он уже верит в жизнь после смерти, верит в то, что есть разная участь у этих людей, что эти молитвы помогают усопшим после смерти, то есть он уже какую-то часть догматики нашей Православной Церкви постепенно или впитал, или начинает ей доверять.

Человек еще не переступил порог таинства Крещения, но уже чувствует, что здесь истина

– Когда и как правильно молиться за некрещеных усопших людей?

– Здесь есть два вопроса: с одной стороны, когда и как правильно, подчеркнем слово «правильно», а с другой стороны, акцент делается на слове «молитва». Слово «правильно», наверное, самое неоднозначное в этом вопросе, потому что фактически какого-то жесткого правила нет, кроме того, что мы не можем не члена Церкви поминать за Святой Евхаристией, как мы обычно поминаем членов Церкви. Когда совершается литургия и священник подготавливает просфору, то есть приношение от прихожан, тот святой хлеб, который станет Телом и Кровью Христовой, и при подготовке этого Агнца поминает имена живых и усопших членов Церкви, конечно, некрещеного мы в этот момент не можем поминать.

О том, как молиться за некрещеного, существует много мнений, и все они разные. Кто-то скажет категорически: никакой молитвы, нужно вверить этого человека в руки Божии, а Господь, Промыслитель и Человеколюбец, благ, Он знает, что на сердце человека, как этот человек жил, как он стремился к Богу, какова была его вера, и нам нужно полагаться не на свои немощные молитвенные силы, а на Господа Вседержителя. Вторая точка зрения диаметрально противоположная: можно молиться, особенно членам семьи. Читайте келейно, то есть дома, Псалтирь, поминайте усопшего вместе с родственниками. Ведь это внутренняя потребность – молиться за родственника, за близкого человека, а в молитве не может быть какого-то запрета, потому что наша просьба Богу – это наш личный диалог с Отцом Небесным. 

Есть также точки зрения, которые находятся посередине, то есть молиться можно, но при соответствующих условиях. Какие же это условия? Первое условие – это то, что человек тебе хорошо знаком, и ты знаешь его жизнь. А чтобы не было соблазна, что вот, другие за некрещеных не молятся, а я буду за них молиться, чтобы не было какого-то превозношения, самомнения, надо непременно согласовать это с духовником, который понимает, в каком состоянии находится человек и что стоит в центре его мотивов в этой молитве, неофитское желание молиться за весь мир или смиренная просьба к Богу, которая продиктована болью сердца о человеке, который был дорог. Если духовник благословляет, тогда келейно молиться можно. Мне кажется, главное – это само желание молиться. 

– Как правильно поминать усопших родственников?

– Слово «правильно», может быть, не выражает весь спектр возможных поминовений. За усопшего человека молится вся семья в период  40 дней после ухода в мир иной, совершая панихиды, читая вместе Псалтирь и другие молитвы, посещая храм, подавая записочки на проскомидию, чтобы помянуть усопшего сродника. Самое главное – это молиться всей семьей, любая искренняя молитва будет хороша. Благо тому человеку, за которого вся семья собралась помолиться. Можно сказать, что ему повезло, потому что, к сожалению, нередко бывает так, что родственники не готовы молиться: ну, устроят они поминки, посидят, погрустят и уже через пятнадцать минут заговорят о каких-то житейских проблемах. 

Благо тому человеку, за которого вся семья собралась помолиться

– Как самостоятельно изучать Священное Писание? Можно ли при изучении Священного Писания не обращаться к святым отцам?

– В этом вопросе изначально содержится подвох, потому что в нем сказано не «читать Священное Писание», а «изучать Священное Писание». То есть по умолчанию предполагается вспомогательная литература, которая нам поможет систематизировать ключевые идеи, выработать выводы – догматические, нравственные, этические, эсхатологические и иные. И возникает вопрос: а что будет критерием правильности моего понимания? Мое собственное мировоззрение, может быть, святое, а может быть, греховное, или я все-таки буду с кем-то или с чем-то сравнивать? Но если не святые отцы и если я не считаю себя критерием истины, тогда кто или что? Поскольку свято место пусто не бывает, то мне автоматически придется обращаться к неправославной литературе. В конечном итоге, изучая Священное Писание по нетрадиционным источникам, я получу нетрадиционные выводы, не святоотеческие. 

Вопрос, можем ли мы при изучении Священного Писания прибегать не только к святым отцам, был бы более корректным. Пользоваться в качестве вспомогательной литературы как святыми отцами, так и современными какими-то учеными, библеистами, археологами, филологами, текстологами в рамках академической науки можно и нужно. Но если человек считает себя приверженцем православной традиции, ему будет предпочтительнее, если даже он нечасто обращается к святым отцам, по крайней мере, не вступать в конфликт со своей собственной верой, с тем, что мы называем церковным мировоззрением.  

– Как понять волю Божию, есть она или нет на какое-то дело? 

– Вопрос непростой, очень интересный и актуальный. Часто под словосочетанием «воля Божия» мы понимаем некий категорический императив, ждем, что нам откроются Небеса, и оттуда будет глас, глаголющий: «Езжай в эту поездку, Иван, тебя будут ангелы сопровождать, и Я, Господь Бог Вседержитель, тебя благословляю». Редко так бывает. В Евангелии мы слышим этот голос с небес, глаголющий в отношении Иисуса Христа: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3: 17), и то у нас возникает вопрос, слышал ли этот голос только Иоанн Предтеча или все окружающие ученики. Апостол Павел слышал голос (см.: Деян. 9: 4), но все эти исключительные случаи настолько редки, что, наверное, Священное Писание большинство из них в себе содержит. В остальных же случаях воля Божия выражается в знаках и намеках, или же это какие-то частные откровения, в виде явления Пресвятой Богородицы или святых угодников Божиих для людей преподобнического жития. 

Есть большое сомнение в отношении того, что мы волю Божию можем как-то по символам, знакам отгадывать. Есть товарищи, которые по Библии гадают: вот, сейчас на случайной странице открою, пальцем ткну, и что там написано, то и исполню. И, вы знаете, иногда попадаются такие замечательные цитаты, например: Продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19: 21). А человек сразу начинает сомневаться: «Нет, я еще раз погадаю, что-то не то выпало». А потом выпало другое место: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5: 16–18), и человек говорит: «О, это хорошее место, вот это я буду исполнять: радоваться и радоваться, насчет непрестанной молитвы не знаю, как получится, а за все благодарить – это уже на третьем месте, главное, радоваться».

Прежде всего, воля Божия заключается в Священном Писании. Какова суть Священного Писания? Священное Писание – это не просто библейская история, история спасения человечества, история диалога человечества с Богом, вернее, откровения Бога человечеству. Оно передает некие принципы жизни, одним из которых является то, что «Бог есть Творец неба и земли» (см.: Быт. 1: 1). Это главный принцип, который красной нитью проходит сквозь Ветхий Завет. А Новый Завет добавляет: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16). Итак, два принципа. Первый – Бог сотворил мир со всеми его законами. И второй принцип – Христос нам этого Бога Отца являет. 

Воля Божия заключается в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4). Воля Божия – это наше призвание, наше соответствие той первозданной природе, какой она была в раю. Воля Божия – это не рельсы, по которым мы катимся и не можем сдвинуться ни вправо, ни влево, потому что там обрыв, пропасть и смерть. Воля Божия – это, скорее, где-то там, в конце, фонарик, который светит и нас к себе притягивает. А уж как мы свои собственные таланты применим и как мы к этому искомому финалу дойдем, это наша свобода. Бог призывает человека, но не понуждает его. Апостол Павел обращается к христианам: «Вы – призванные святые» (см.: 1 Кор. 1: 2). То есть Господь нас позвал, а дальше – наша свобода. В этом христианство принципиально отличается от ряда других религий, которые говорят, что у человека есть заданный путь, который нужно просто открыть, обнаружить, выявить о себе. В христианстве же  – полная свобода. 

Воля Божия – это наше соответствие первозданной природе, какой она была в раю

Один из наших современников, человек высокодуховной жизни, сказал примерно следующее: «Если ты хочешь познать волю Божию, то делай все самое доброе и лучшее во славу Его, что можешь. И если ты увидишь, что это ведет ко благу, то знай, что Господь тебя благословил, в этом Его воля». Как узнать волю Божию в каком-то конкретном случае? Прямо она не откроется, священник не скажет, небеса не отверзнутся, по Библии гадать нельзя. Но если у человека христианское устроение, если сама мотивация исходит из евангельских заповедей, значит, вероятность того, что все совершится, как полагается, высокая, особенно если это будет сопровождаться молитвой. Но здесь нет никакой страховки: машину освятил, все, должна быть гарантия, что в автокатастрофу не попаду. Такого не бывает.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, если человек о чем-то долго молится, например, девушка много лет молится о замужестве, о создании семьи и рождении ребенка, во славу Божию, а Господь ей это не посылает, означает ли это, что ей это будет не во благо и надо просто смириться и запастись терпением?

– Это вопрос, который часто задается. Для этого мы устраиваем для молодежи разные встречи, чтобы они познакомились, поездки на русский Север, чтобы вместе потрудились, какие-то лекции, чтобы вместе поучились, чтобы была среда, где можно искать и можно знакомиться. Есть некая проблематика, связанная с тем, что в православных объединениях, в приходских православных клубах мальчишек гораздо меньше, чем девчонок. Такова статистика, надо смотреть правде в глаза. Да и не все мальчишки спешат прямо завтра вступить в брак. Поэтому здесь нужен какой-то поиск золотой середины. Часто ошибка заключается в установке: есть какая-то родительская программа, а не программа дочери. Молодой девушке важно понять, что для нее на самом деле будет полезно, и не выполнять мамину программу, а определить свое призвание в жизни. Мы не можем молиться о том, чтобы Господь послал нам того или иного человека. Иначе это получается какой-то приворот: «Господи, мне нравится Саша, пошли мне Сашу, чтобы мы жили счастливо и родили ребенка во славу Божию». Во славу Божию мы можем душу свою спасти. Когда речь идет о рождении личности, это уж как сложится, тут очень многие вещи не от нас зависят. Мы можем мечтать о счастливой православной семье, которая будет ходить каждое воскресенье в розовых платочках в храм, о работящем и добром муже, но в реальности жизнь складывается по-другому. 

Помню, как отец Антоний (Гулиашвили), грузинский старец, который к нам приезжал, почивший полгода назад, советовал нашим юношам обращать внимание не на внешнюю красоту, а на добродетель человека, на то, как вы с ним сможете ужиться. 

Конечно, здесь надо проявить мудрость, понять, чего мы ищем. У молодых людей нередко бывают завышенные требования друг к другу. Надо работать над собой, думать о том, как понравиться человеку, как ему угодить. Господь посылает нам людей.

– Несправедливый начальник, что делать? Противиться или терпеть и молиться?

– Разве есть в мире человеческих отношений справедливость? И какова степень несправедливости этого начальника, с которым вы работаете. Конечно, бывает, что в виде подарка судьбы, особого дара Божия, появляется в качестве начальствующего человек порядочный, хозяйственный и заботливый, поэтому нужно приспосабливаться к этим несовершенным условиям и не пытаться мерить людей по критериям своей собственной справедливости. Главное – самому быть порядочным человеком, справедливым, добрым, любящим. Сегодня ты трудишься с одними людьми, а завтра с другими, и хорошо, если о тебе останется добрая память как о коллеге и просто как о человеке, с которым было приятно рядом находиться.

Нужно приспосабливаться к несовершенным условиям и не пытаться мерить людей по критериям собственной справедливости

Помните притчу о неправедном домоправителе, когда начальник среднего звена поделился своей прибылью с другими компаньонами своего хозяина и за это получил возможность найти другую работу у своих бывших компаньонов (см.: Лк. 16: 1–9)? Так и в нашей жизни иногда бывает: трудишься с коллегами по работе, что-то поменялось, и вчерашние коллеги или подчиненные завтра могут стать работодателями. Поэтому нужно стараться со всеми дружить. Плох начальник или хорош, но жизнь такая, что надо как-то выживать.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить