Пастырские встречи. Соединяясь со Христом

Быть со Христом, соединяясь с ним в таинстве Причастия, – это естественная потребность верующего человека. Но может ли быть так, что от частого причащения мы потеряем благоговение перед Святой Чашей, и, если вдруг человек зашелся в кашле после принятия Святых Даров, можно ли это расценивать как дурной знак? На одной из Пастырских встреч на этот вопрос отвечал иеромонах Ириней (Пиковский).

1.jpg

– Можно ли тем, кто постится в среду и пятницу, не соблюдать пост перед Причастием в субботу?

– Этот вопрос каждый год ставится, и, как ни парадоксально, отвечают на него по-разному, потому что на наших глазах традиция меняется, она живая. Мы возвращаемся к тому частому причащению, которое было в Древней Церкви. Тогда все христиане, приходя на литургию в воскресный день – первый день недели, – приступали к Чаше, потому что все содержание Евхаристического канона, как и литургии, говорит о том, что мы не делимся на людей, которые причащаются и не причащаются, мы в молитвах просим: «Сподоби всех нас…». Это означает, что причащаются все те, кто не вышел вместе с оглашенными в соответствующий момент литургии, а тогда эти слова воспринимались буквально. Со словами: «Оглашенные, изыдите», – оглашенные уходили, а все, кто оставался, верные, оставались для Причастия. Литургия служилась не каждый день, а только тогда, когда собиралась община. А это случалось в лучшем случае раз в неделю, если не было гонений. И, следовательно, в те времена христианские вся община причащалась в воскресный день.

И если мы посмотрим на историю постов, то посты изначально появлялись не как аскетические правила для себя любимого, а как время покаяния для вступающих в Церковь. Это период оглашения тех, кто готовится ко Крещению. Они 40 дней слушали беседы, ходили на богослужения, читали Ветхий Завет, и вместе с ними постилась вся Церковь. Уже потом в монастырях разрабатываются правила личной аскезы, устанавливаются общецерковные дни поста: среда и пятница в память о предательстве Иуды и распятии Иисуса Христа. Посты имеют глубокое духовное значение: воздержаться от удовольствий, включая еду, чтобы предаться или больше времени уделить богомыслию, включая молитву. Отсюда и вывод, что когда соотечественники причащались раз в год, то и постились они неделю, потому что, может быть, в другие периоды года они вообще не постились. Сейчас Церковь рекомендует причащаться в воскресный день, и в этом случае требовать от человека дополнительной личной аскезы, если семейный быт не предполагает и здоровье не позволяет, наверное, нет резона. Но решается это все в частном порядке, по совету с духовником.

– Не будет ли так, что, часто причащаясь, мы потеряем благоговение? Или не постясь в субботу?

– Благоговение зависит от говенья, веры и подготовки человека к встрече с Господом. Это такая персональная вещь, которая трудно измеряется какой-то мензуркой или линейкой, и нет прямой зависимости между частым Причащением и потерей трепета перед Святыми Дарами. Бывают товарищи, которые на Пасху раз в год причащаются, редко, казалось бы, ты ожидаешь от них максимального благоговения. Но… нет. А бывает какая-нибудь бабушка, которая, как и святая Анна Пророчица, не отходит от храма, служа день и ночь, мечтает только доползти до храма и отсюда уползти живой. Она встает в 5 утра, идет к литургии, ждет, пока охранник ей первой откроет дверь, потом полтора часа ждет начала литургии… Как вы думаете, потеряет такой человек благоговение к таинству Причащения, если он только и живет этим, а, может быть, после Причастия ест только одну просфору?

2.jpg

– Подскажите, что если ребенок или взрослый подавился во время принятия Святого Причастия и не смог проглотить, кашляя? Плохой ли это знак?

– Конечно, ребенку или взрослому, подходя ко Причастию, нужно позаботиться, чтобы никакого кашля или чиха не было. В некоторых случаях, если у человека есть проблема с глотательным рефлексом или другой какой недуг, рекомендуется обратиться к священнику и попросить дать на лжице только Крови, чтобы избежать какого-либо искушения. Пожилые священники говорят, что иногда Господь не допускает ко Причастию и внешне это показывает тем, что Святые Дары покидают уста, попадают на плат. Возможно, человек не покаялся в каком-то грехе важном или тяжелом, и Господь таким образом являет, что Он не хочет его причастить. Такие случаи редкие, но бывают. Или в другой ситуации это следует воспринимать как случайность, которая нас побуждает в следующий раз поступить более благоразумно, вдумчиво, аккуратно, чтобы эта случайность не повторилась. Для человека, который глубоко верит в Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего, никаких суеверий в голове быть не должно.

Для человека, который глубоко верит в Иисуса Христа, никаких суеверий быть не должно

– Как быть, если есть духовник, но непосредственно перед воскресной литургией нет возможности с ним связаться, выяснить, уточнить какой-то вопрос? А вопрос насущный, надо решить его непосредственно перед литургией.

– В этом случае есть священник, который выходит на исповедь, и можно этот вопрос оперативно решить с ним, но здесь поставлю запятую. Есть пища, которая преподносится для младенцев, есть пища, которую, наверное, можно употреблять взрослым людям. Есть какие-то вопросы, которые уже взрослый человек может самостоятельно решить, и для этого необязательно звонить срочно батюшке: «Скажите, пожалуйста, вот у меня упала конфета на дорогу, подбирать или не подбирать? Может быть, это плохой знак?» Надо переходить в формат взрослой жизни. Беседа с духовником, если это действительно настоящие отношения с духовником, – это, как правило, беседа жизнеопределяющая, целеполагающая. Это не нечто случайное: «А можно ли на Троицу надевать синюю курточку, а не зеленую?» Беседа с духовником – это: «Как мне жить? Куда мне идти? И как мне преодолеть какие-то самые-самые сложные, непреодолимые препятствия в моей жизни, которые меня с Богом разъединяют?» Тогда действительно нужна глубокая, вдумчивая беседа. Эта беседа с духовником предполагает не поверхностный разговор. Наверное, лучше раз и навсегда обговорить с духовником: по каким вопросом вы обращаетесь к нему, по каким вопросам – к местному священнику, а по каким вопросам вы поднимаете руки к небу и говорите: «Господи, Ты Сам видишь». Перекреститься и сделать то, что Бог на душу положил.

– Как понять, что этот батюшка – твой духовник? Стоит ли его об этом спросить и с ним об этом договориться?

– Сказать священнику: «Батюшка, я собираюсь ходить к вам на исповедь. Вы готовы быть моим духовником с тем, что, если будет какая-то сложность, я бы могла к вам приходить и с вами вести собеседование, духовные рассуждения по этим духовным вопросам?»

– Отец Ириней, расскажите про ангела времени.

– В беседе об ангелах у Дионисия Ареопагита и в толкованиях преподобного Максима Исповедника была обозначена церковная вера в 9 чинов ангельской иерархии. Вера Церкви говорит нам, что количество ангельских сил превышает намного количество человеческих душ. Кто-то говорит о соотношении 1 к 100 – на одного человека сто ангельских сил. И они отличаются по виду своего служения, может быть, по полномочиям, по иерархической принадлежности, по каким-то иным видовым отличиям, о которых мы можем пока гадать, так как до конца нам это не открыто. Есть наблюдения, которые говорят нам, что есть покровители частных лиц, семей, народов, стран, континентов. Есть ангелы, не связанные с обязанностью нас хранить, которые могут присутствовать в определенных местах. Есть те, которые у Престола Божия Его непрестанно славят или посылаются Богом для осуществления какого-то служения. Архистратиги Божии, которые руководят Небесным воинством, ведут брань с Люцифером и падшими ангелами. До конца нам все виды ангельских сил не раскрыты.

3.jpg
Небесная иерархия. Фрагмент мозаичной композиции купола Баптистерия во Флоренции, XIII в.

Время находится в Божиих руках, не ангел управляет временем. Время – это наша, человеческая категория, потому что Бог пребывает вне времени. Если для нас существует категория начала и категория конца и мы можем это помыслить, но не можем представить вечность и бесконечность, то для Бога этих категорий не существует, Он вне времени и пространства, Он находится в том статусе, модусе, измерении (как хотите называйте), которые нам трудно даже и помыслить, потому что Он с Его реальностью бытия сущего превышает наши ограниченные возможности. И, соответственно, мы можем предполагать, что во времени Господь посылает того или иного ангела, или ко времени Господь посылает ангела, но ангел не существует вне времени, потому что, как тварное существо, пусть с более тонкой природой, чем человек, он не может вернуться в прошлое. Нельзя попросить своего ангела-хранителя: «Вернись-ка ты в мое детство и там наведи порядок, чтобы мне сейчас стало лучше». Так договориться с ангелом невозможно. Ангел не путешествует в машине времени. Он в этом времени сосуществует с нами, поэтому словосочетание «ангел времени», которое, возможно, употребляется еще вне границ православного богословия, скорее, намекает на какие-то вещи, которые являются апокрифическими, может быть, мистическими, но не соответствующими той реальности, которая нам открывается через святых отцов, а им непосредственно от Бога.

– Есть ли какой-то лимит душ? Люди рождаются и умирают, эти души идут на суд, а новые души появляются и зарождаются. Есть ли какой-то предел? Есть ли какая-то предельная вместимость рая?

– Очень популярный на Западе журнал говорил, что есть 144 праведника и надо обязательно попасть в этот список, иначе двери рая закрываются и туда уже больше душ не поместится. Но это не соответствует церковной традиции и святоотеческому преданию, нашей вере в Церкви. Нет предела вместимости у рая, но нет предела вместимости и у ада. Это тоже мы должны помнить: там тоже места для всех хватит. Евангелист Иоанн говорит о том, что мы все призываемся к тому, чтобы обрести спасение. Не стоит мыслить, что исполнится это число, исполнится время. Господь долготерпелив и многомилостив, и когда придет эта полнота времен – мы не знаем, потому что Страшный Суд зависит не от того, сколько человек уже попало туда, в мир иной, а от того, сохранится ли вера на земле. Будут ли христиане действительно носителями Божиих заповедей и явят ли любовь на земле друг с другом. Когда придет Сын Человеческий, обрящет ли Он веру на земле (см.: Лк 18: 8)? Вот мы должны об этом помнить, что, пока вера на земле сохраняется, Страшный Суд откладывается. А может, и слава Богу, нам дано время на покаяние, мы должны этому радоваться, а не спешить в рай. Кто знает, может быть, мы к раю еще пока не готовы?

4.jpg
Притча о десяти девах

– Если не получается не осуждать, что делать?

– Я бы посоветовал обсудить это с духовником, чтобы не разговаривать о каких-то абстрактных вещах, потому что, как правило, для осуждения есть какие-то поводы. Убираем поводы – уходит состояние осуждения. Но что первое могу сказать в качестве общего правила, которое применяю для себя, – хорошо бы себя укорять. Вспомним слова Уильяма Шекспира: «Грехи других судить вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь». Эти слова любил повторять архимандрит Антоний (Гулиашвили).

– Можно ли ребенку при крещении дать имя в честь святого противоположного пола? Например, девочке дать имя Николая. Или это только в монашестве при постриге дают женщинам имена в честь святых покровителей мужского пола?

– Да, действительно, в монашеской традиции такое случается, но среди мирян это не рекомендуется. Почему? Потому что, когда ребенок подрастает (а дети особенно в переходном возрасте меняются), у него могут возникать вопросы и какие-то недоумения, неправильные ассоциации. Лучше и традиционнее, если мы будем давать имя в честь святого или святой одного пола с крещаемым. Если родилась девочка, тогда небесной покровительницей должна быть женщина. Если родился мальчик, соответственно, должен быть мужчина небесным покровителем.

А если говорить о выборе святого, имя которого человек носит, то это определяют родители. По критерию созвучия, по критерию близости к дате рождения или же произвольно. Третий вариант тоже возможен. Иногда бывает, что ребенок родился в марте, а день памяти святого в сентябре – это не грех.

– Правда ли, что если в крещенскую воду добавить обычной воды или наоборот, то вся вода становится крещенской?

– Можно сказать, что да. Когда святая вода соприкасается с каким-то иным естеством: окропляем мы какой-то предмет, освящаем весь предмет, пьем ли мы эту воду, смешивая с обычной водой, – происходит чин освящения этого предмета или человека. И коль при освящении воды мы просим Бога, чтобы Он сподобил нас особой благодати, которая дается пьющим эту воду или окропляемым ею, то вне зависимости от количества принимаемой воды мы верим, что Господь нас сподобляет соответствующей благодати по вере нашей. И, следовательно, как бы мы эту крещенскую воду ни разбавляли, все равно, конечно, какая-то хотя бы молекула, хотя бы капля останется. Но все равно важно соблюдать какое-то благоговение и какую-то определенную границу. Любую святыню, и воду, и просфору нам бы с благоговением использовать и в нужной дозировке. Должна быть какая-то осторожность, благоговение, не нужно этим злоупотреблять. А то сломали соседнюю вербу, на Вербное Воскресенье пришли с большим веником, потолще банного, освятили, через месяц все это дело засохло, а потом куда? Конечно, в храм! Там сдадим, утилизируют, сожгут. Батюшки же служат в храме, чтобы утилизировать всякий священный мусор. И в отношении крещенской воды, смешивая ее с обычной водой, мы получаем также святую воду, но нам нужно ее так же бережно хранить, бережно расходовать, сохраняя благоговение, чтобы эта вода не попала туда, куда не нужно, не испортилась, чтобы она не потеряла свои свойства воды чистой и приятной на вкус.

– Должны ли мы жить и общаться со всеми своими родственниками? С некоторыми общение прекратилось из-за обид.

– Нужно примириться с родственниками, чтобы продолжать общаться. Сам формат вопроса предполагает ответ. Если причина нашего разногласия – обида, значит, нужно как-то эту обиду уврачевать, чтобы общение восстановить. Молиться, чтобы Господь всем нам послал дух братолюбия и мир в сердцах наших.

5.jpg
Фото: lenav.ru

– Как бороться с обидами, если сильно задело и болит?

– Чтобы не бороться с обидами, не надо обижаться. Зачем создавать прецедент для обиды? Обиды – это же моя реакция на слова и поступки другого человека. Это не то что он во мне засеял, а то, что я в себе породил. Обида – это зеркало, зеркало чистоты моей души. Но если человек старается свою душеньку единственную и неповторимую, любимую, очищать от всякой порчи и грязи, тогда в нем тяжело что-либо зацепить. Нужно такое выработать отношение к миру, чтобы не было повода для обиды. И тогда с этим просто не придется бороться.

Обида – это зеркало чистоты моей души

– Если квартира освящена очень давно, после ремонта ее стоит освящать заново?

– Если квартира освящена раньше, я считаю, что ее повторно освящать не нужно. Но если у вас есть сомнения какие-то, страхи, или действительно вы считаете, что квартира прошла какую-то значительную реконструкцию, или что-либо еще, то самый верный способ и хорошая благочестивая традиция, которая мне очень нравится, – взять крещенской воды и самостоятельно окропить свое жилище.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить