Пастырские встречи. Стяжание великого дара Любви

На пастырских встречах с братией монастыря звучат различные вопросы. Иеромонах Лавр (Архипов), келарь обители, отвечал и на вопросы насущные, и на вопросы извечные: как привести неверующего родственника в храм, как достигнуть совершенной любви, как благословлять проклинающих и что значит быть верующим?

– Один человек рассказывал на YouTube, что у него было видение, он побывал на небе и в аду и, кроме пьяниц и прочих грешников, увидел в аду артистов и писателей.

– По-моему, писатель – это замечательная профессия, конечно, если писатели какие-то мудрые вещи проповедуют в своих произведениях. Есть церковные писатели. И артисты разные бывают, а кино в наши дни может быть даже одним из направлений проповеди. Есть замечательные фильмы на религиозную тематику, которые, наоборот, приводят в храм. Поменьше смотрите YouTube, вот мой совет. Руководствуйтесь, как святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, только Священным Писанием и святоотеческой письменностью и со священником живите по совету: духовник советует, вы это все рассматриваете через призму святоотеческой письменности и Священного Писания и принимаете решение, послушать совета своего духовного отца или нет. Ищите истину не на Ютубе, а в тех источниках, которые достоверны. Господь же нам все раскрыл, а святые отцы дополнили, скажем так, своим личным опытом жизни во Христе. 

– В «Рассказе блаженной Феодоры о мытарствах» не указана ее профессия. Какая профессия может человека погубить? 

– Не профессия губит человека, а грех. Что такое грех? Это нарушение воли Божией. Нам постоянно приходится делать выбор, и каждый раз, делая выбор, нужно думать, нарушаем ли мы волю Божию своим поступком, своими мыслями, своим движением сердца. Что касается мытарств блаженной Феодоры, это предание, которое вовсе не является непреложной истиной. Есть consensus patrum, общее мнение святых отцов, а есть личное мнение кого-то из них, как, например, у Блаженного Августина, который стал родоначальником ереси Филиокве. Это было его личное мнение, оно ошибочно. 

Что такое грех? Это нарушение воли Божией. Нам постоянно приходится делать выбор

Или некоторые наши духовные деятели высказывают свое частное мнение о том, что спасутся все по окончании Страшного Суда. Но в Священном Писании ясно сказано: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25: 46). То, как мы жизнь проживем, будет нам в суд или в оправдание на суде пред Богом. Не надейтесь, что эту жизнь вы проживете, как хотите, а потом у вас будет шанс на Страшном Суде, и вы принесете покаяние и вместе с праведниками наследуете Царствие Небесное. Нет, покаяние сейчас нужно приносить и исправлять свою жизнь. Мы уже сейчас зарождаем внутри своей души либо проекцию к развитию (Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48), либо деградацию. Третьего не дано. Если мы здесь привыкли ко греху, рай для нас может стать хуже ада. Ведь Бог сотворил ад, место, лишенное Света Божия, и там живут сатана, бесы и грешники. Им там будет лучше, чем в раю. 

Один раз владыка Тихон на проповеди привел замечательный пример: когда человек живет беспорядочным образом, вступает в беспорядочные половые связи, курит, пьет, а вы ему говорите: «Слушай, давай пойдем в храм, давай наведем порядок в доме, поездим по святым местам, давай я тебя с Машей познакомлю, она хороший, благочестивый и честный человек, может быть, будет тебе супругой», он вам что скажет? Он скажет: «Нет, я сейчас хочу курить, пить и веселиться». Поэтому Господь не тащит за уши никого, Он оставляет нам свободу выбора жить так, как мы хотим. Ад – это деградация в вечности, а рай – это развитие в Боге в вечности. Мы не остановимся в своем развитии.

– Скажите, ради Бога, как достигнуть совершенной, то есть духовной любви  и как, получив дар любви, сохранить его?

– Любой дар – от Бога. Вы самостоятельно никогда его не стяжаете. Господь есть источник всякого благодеяния, Он есть любовь. Чтобы достигнуть любого дара от Бога, нужно стать способным принять его. Как принять дар Божий? Надо себя очистить максимально, по тому учению, которое Господь нам дает. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14: 15). Посредством выполнения воли Божией и следования этой воле мы себя очищаем. Насколько мы очистимся, настолько сможем и принять дары Святого Духа, которые различны и разнообразны. Семена даров Божиих у нас уже посеяны изначально в момент таинства Миропомазания, когда человек, уже крещенный в водах, помазывается миром, и говорится: «Печать дара Духа Святаго». В этот момент для каждого крещеного человека совершается своя Пятидесятница, Сошествие Святого Духа, и сеются эти замечательные семена: печать дара Духа Святаго и дары Духа Святаго. Что же касается плодов, мы должны сначала потрудиться и взрастить те семена, которые нам изначально уже даны. Плоды эти – искренняя любовь, сердечная молитва, видение человеческих сердец, видение будущего, пророчество, исцеление больных, изгнание бесов, воскрешение и так далее. Все это является дарами Святого Духа, и либо мы их вырастим, либо не вырастим внутри себя. Все зависит от нашего поведения и от того, что мы у Бога просим.

Если вы замечаете, что не становитесь лучше, значит, тщетна духовная жизнь ваша

Никогда не пренебрегайте грехом, даже самым малым. Часто думают: осуждение – это так, обыденный грех. Или гордость – ну, кто из нас не гордый? Поэтому мы не исправляемся и никак не совершенствуемся. Если вы замечаете, что не становитесь лучше, значит, и тщетна духовная жизнь ваша. Вы должны с каждым днем становиться лучше и побеждать те негативные стороны своего поведения и характера, которые, дай Бог, вы замечаете в себе. А любовь вы стяжаете, когда будете готовы ее принять.

Что такое грех? Это нарушение воли Божией. Нам постоянно приходится делать выбор

– То есть самое главное – это Миропомазание, да? Оно важнее Крещения?

– Нет, каждое Таинство отвечает за свое. Всего семь великих Таинств в Церкви: Крещение, Миропомазание, Брак, Священство, Причастие, Соборование, Исповедь.

– Миропомазание – это то, что преподается на всенощной?

– Нет. Есть елеопомазание, а есть Миропомазание. То, что происходит на полиелее, называется елеопомазание. История этого события во время богослужения пошла с той поры, когда молились всю ночь и люди, конечно, голодали и, чтобы подкрепить силы, чтобы у них были силы молиться дальше, освящали хлеб, елей и вино. Елей вместе с хлебом ели, а вином запивали. Сейчас этим освященным маслом мажут лоб, а хлеб с вином вам раздают по кусочку каждому.

Что же касается Миропомазания, это Таинство. После того, как апостолы крестили, они возлагали руки, и во время возложения рук происходило Сошествие Святого Духа. Церковь росла, становилось все больше и больше членов Церкви, и апостолов на всех не хватало. Поэтому возложение рук заменили Миропомазанием. Миро – это особое вещество, которое состоит из разных масел и трав. Варится миро каждый год, у каждой Поместной Православной Церкви – своя мироварня. У нас мироварня находится в Донском монастыре. Миро варят, потом Святейший Патриарх в Чистый Четверг вместе с сонмом епископов освящает его, и каждый приход Русской Православной Церкви получает маленький сосудик мира. И это происходит каждый год. Возлагать руки могли только апостолы, потом они дали апостольское право своим преемникам, епископам и священникам, совершать уже не возложение рук, а Миропомазание после Крещения, чтобы происходила вот эта личная Пятидесятница, Сошествие Святого Духа. Это таинство совершается единожды в жизни, после Крещения. Есть еще таинство Соборования.

– А собороваться можно часто?

– Можно и часто, в зависимости от состояния здоровья человека. Но, к сожалению, сейчас наш народ зачастую воспринимает Соборование не как особое Таинство, в котором мы просим у Бога здоровья духовного и телесного, а как особый обряд, который нужно совершать над человеком, который умирает. Поэтому его очень боятся. А это Таинство о здравии. Не надо, конечно, на каждый чих звать священника, чтобы он вас соборовал, но если какая-то серьезная болезнь, позовите священника, чтобы он вас и пособоровал, и причастил на дому. А один раз в году, во время Великого Поста, вы соборуетесь в храме.

– У меня вопрос по поводу Причастия. Какие обстоятельства делают нас недостойными Причастия? Например, говорят, что нельзя причащаться после ссоры, пока не помиришься с человеком.

– Тут нужно придерживаться только одного правила: вы должны быть максимально очищены от греха, чтобы приступать к таинству Причастия. И это касается не только ссор, это касается всего. Поэтому перед Причастием нужно стараться исповедоваться. Но священник, который исповедует вас регулярно и хорошо вас знает, может разрешить вам причаститься и без исповеди, если ничего страшного не произошло.

– А можно причащаться, если не получилось вычитать правило или соблюдать пост перед причастием?

– Это очень часто говорит о нерадении человека, о лености или о неправильной расстановке приоритетов в его жизни. Зачастую человек держит в приоритете свою личную жизнь, быт, работу, интересы друзей, свои какие-то хобби и занятия, а духовную жизнь держит в пренебрежении. Готовьтесь к Святому Причастию заранее, не надо оставлять все напоследок. Если вы еженедельно причащаетесь, каждое воскресенье, начинайте подготовку с самого понедельника и живите в ожидании Причастия. Когда мы живем в ожидании встречи Спасителя, мы и не грешим, мы знаем, что нужно в чистоте принимать дорогого Гостя. Поэтому и молитвенное правило мы выполняем начиная с понедельника, здесь нет ничего страшного. 

Готовьтесь к Святому Причастию заранее, не надо оставлять все напоследок!

Там три канона, как мы знаем, ко Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю, и последование к Причащению. Правило можно выполнить в любое время суток: выдалось немного свободного времени, встали где-нибудь, уединились и помолились. Прочитайте в понедельник канон Господу, во вторник – Пресвятой Богородице, в среду – Ангелу Хранителю. Порядок, опять же, не важен, можете первым читать и канон Ангелу. Потом у вас еще 3 дня остается, четверг, пятница и суббота, и вы делите само последование так, как вам хочется: там предначинательная молитва, это 3–4 минуты, еще один канон, можете его, например, на пятницу оставить, и уже сами молитвы, первая, вторая и третья, можете их прочесть в субботу или же вечером в пятницу. И вы уже готовы к Причастию. Таким образом, уделяя по чуть-чуть времени, вы не утруждаете свое физическое тело. 

– Я уже целый год по вечерам слушаю «Добротолюбие», начиная с Антония Великого и так далее. Понятно, что этого уровня редко кто достигает, но можно это слушать? Польза же есть от этого?

– Здесь мы уже вторгаемся в правила прочтения или прослушивания святоотеческой письменности. Тем или иным путем, вы получаете знания. Как мы читаем труды святых отцов? Святитель Игнатий (Брянчанинов) советует читать понемногу (или слушать, в вашем случае) и стараться что-то из этого применять в своей жизни, но, опять же, только с благословения духовника. Дело в том, что не все в святоотеческой письменности пригодно лично для вас. Например, вы захотите, как Мария Египетская, уйти в пустыню, подражая ее жизни, ну, и погибнете там и физически, и духовно. Избегайте горячности и, прежде чем применять в своей жизни что-то из святоотеческой письменности, непременно посоветуйтесь со священником, объясните ему как следует, что вы хотите. Лучше всего поговорить об этом с тем священником, которому вы регулярно исповедуетесь, который знает вашу духовную «историю болезни» и поймет, стоит вас благословлять или нет. А то вы приходите и просите: «Батюшка, благословите на все добрые дела». Батюшка махнет, а вы начнете сухоядение, ночные бдения, потом начнете слышать голоса, у вас появятся видения, и вы окажетесь в Кащенко. Так что читайте или слушайте, но понемногу, небольшими частями, и непременно испрашивайте благословения священника, прежде чем применять что-то из этого в своей жизни. 

– Иногда возникают какие-то разговоры с близкими о Священном Писании, о Новом Завете. И они мне говорят: «А ты знаешь, сколько раз Библия переписывалась?» Я не знаю, как им возразить, иногда молчу и ничего не отвечаю, но я возмущаюсь такими разговорами. Что мне делать?

– Не старайтесь переубедить человека. Да, действительно, Священное Писание переводилось на многие языки, и имеются разные его переводы, есть более точные, есть менее точные. Но дело в том, что оно не переписывается слово в слово, в некоторых языках нет даже определенных терминов и слов, которые есть в другом. В переводе переносится смысл Священного Писания, понимаете? А что-то доказывать кому-то не надо. Господь сказал: Не мечите бисер перед свиньями (Мф. 7: 6). Не то, что мы называем хрюшками наших любимых родственников, друзей или знакомых, мол, ты свинья, тебе бисера не понять, нет. Но в спор вступать незачем, человеку все равно ничего не доказать, если даже Священное Писание не является для него авторитетом. Святых отцов он тогда тем более не станет слушать. Постарайтесь пользоваться другой проповедью: вашей личной жизнью. Если он в вас увидит подлинность христианской жизни, что вы действительно являетесь христианином, а Господь говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35), если он увидит, что вы очень добры, что вы жертвенны, что вы внимательны, не обидчивы, прощаете, стараетесь действительно послужить Богу и людям, тогда и мнение у человека изменится. Он скажет: «Какая замечательная наша мамочка, или бабушка, или тетя, какая хорошая, не оставила в беде, и она в храм ходит. Так вот какие настоящие христиане!» Вот на что нужно обращать внимание, не словами проповедовать, а делом.

Постарайтесь пользоваться для проповеди вашей личной жизнью… не словами проповедовать, а делом

– Господь иногда давал заповеди, которые уже были в Ветхом Завете. А заповедь любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13: 34), – она действительно новая, то есть в Ветхом Завете ее не было? 

– Были намеки. Дело в том, что во времена Ветхого Завета общество жило по другим законам: «око за око, зуб за зуб» (Исх. 21: 24). В Ветхом Завете говорится: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19: 18), но там ближний – это родственник, друг, соплеменник, но ни в коем случае не любой встречающийся тебе человек. А в Новом Завете Господь говорит, что ближний наш – это любой человек, встречающийся на нашем жизненном пути (см. Лк. 10: 25–37). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5: 44–45). Господь говорит о любви к каждому человеку, но, опять же, ее нужно понимать правильно, ведь и добрыми нашими намерениями и делами бывает вымощена дорога в ад. Можно испортить человека чрезмерной любовью и заботой, либо вами будут пользоваться, просто сядут вам на шею, как нередко манипулируют нищие, попрошайки, цыгане. Нужно дать тому, кто нуждается. А то вы дадите какому-нибудь нищему 500 рублей, только чтобы тот отвязался, тот купит себе алкоголь, выпьет и замерзнет где-нибудь под забором, и вы будете сопричастны его смерти. Например, можно купить продукты и лекарства соседской бабушке, у которой пенсия 10 тысяч рублей, узнать, в чем она нуждается. Всех нищих вы не накормите, всех бедняков не примете у себя дома, поэтому поступайте мудро. Выберите кого-нибудь и помогайте потихонечку, чем можете. Бездействовать тоже нельзя, апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва» (см.: Иак. 2: 26). Вы можете ходить в храм, читать Священное Писание, труды святых отцов, но без дел никак нельзя.

– Любовь – стержень христианской жизни, и любовь – это самая высокая добродетель, об этом говорит и Господь, и апостол Павел (см.: 1 Кор. 13: 13). И получается некоторое расхождение: с одной стороны, это от нас требуется, а с другой стороны, любовь Христова – высокая, практически недостижимая для обычного человека добродетель. Это что же, нам просто указана высокая цель?

– Вы ошибаетесь в том, что она недостижимая. Она достижимая. Во-первых, любовь действительно одна из высших добродетелей, только любовью называется Сам Бог. Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Любовь достижима в тот момент, когда мы себя полностью очистим и будем готовы принять этот дар от Бога. Нужно возрастить ее внутри себя, просто так она не приходит. Вместе с молитвой, с очищением и с покаянием можно и нужно совершать дела любви. Почитаем апостола Павла: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13: 4–8). 

Вот обидел нас человек, а мы по любви простили его. Кто-то нас огорчил, а мы вместо того, чтобы в упрек ему что-то поставить, сделаем ему чашку чая и поставим. Такие маленькие шаги, а может быть, и большие шаги, рано или поздно зародят в нас истинную любовь. Тогда и сердце откликнется и будет гореть этой любовью, любовь будет сердечная. Любовь – наивысшая добродетель.

– Батюшка, как понимать слова Господа нашего Иисуса Христа: Благословляйте проклинающих вас (Мф. 5: 44)?

– Это значит, что мы на зло отвечаем добром, благословляем. Говорим: «Пусть Господь благословит тебя, пусть Господь простит тебя», все это без злобы, не проклиная в ответ. От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12: 37). Нельзя воздавать злом за зло, мы должны давать только добро.

– Что означают слова Господа апостолу Фоме: Не будь неверующим, но верующим (Ин. 20: 27)? Как сегодняшний православный христианин должен понимать эти слова?

«Символ веры» – то, во что мы веруем. Если вы православный христианин, в это веруйте и не проявляйте малодушия

– Во что православный христианин верует? «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. <...> Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь» (Символ веры). Вот эта молитва «Верую», или «Символ веры», которая была составлена в эпоху Вселенских Соборов, – это краткая догматическая справка, во что верует православный христианин. Многое в вере воспринимается на веру, доказательств не ищите. Если вы православный христианин, вот в это веруйте и не проявляйте малодушия и неверия.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить