Пастырские встречи: вопросы и ответы

Что такое пост, и как правильно к нему подходить? Что такое благодать? И где находится Студийский монастырь? Это малая часть вопросов, которые были заданы прихожанами Сретенского монастыря насельнику обители иеромонаху Никодиму (Бекеневу). Великим постом в монастыре установили традицию пастырских встреч в любимом кафе «Несвятые святые». Предлагаем вам самые интересные вопросы и ответы, которые касаются жизни любого православного христианина.

– Отец Никодим, в чем состоит духовная жизнь человека в условиях реальной жизни: повышенного темпа жизни, работы, умственной загрузки, семьи, домашних дел, устройства жилья и прочего? Нет времени. Любое дело требует погружения в него, а ведь есть и другие важные дела: работа, карьера, семья и прочее. Полноценного погружения в духовную жизнь не получается. Как быть?

– Хочется ответить любимой фразой владыки Тихона: «Кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, ищет оправдания». Я думаю, что всё возможно в той или иной мере. Понятно, что мы имеем жития святых как образец духовной жизни, но у нас есть еще и наши жизненные реалии, условия, у каждого своя мера и возраст. Если мы начинаем жить духовной жизнью в ущерб семье, родным и близким, за которых Господь с нас спросит, за которых мы несем некую ответственность, то, конечно, мы будем неправы. Другое дело, если монахи начнут заниматься попечением о домах и близких и родных более, чем о своей духовной жизни, их, конечно, Господь тоже спросит. Поэтому тут надо соразмеряться со своей жизненной ситуацией, и если у вас есть необходимость ухаживать за больной родственницей, родственником, за детьми и вы в этот момент начинаете читать длинное молитвенное правило из нескольких канонов, акафистов и кафизм, тогда вы, наверное, поступаете неправильно.

Главное – пытаться, главное – искать эти возможности, и как-то все наладится. Я не призываю вас бросать домашние дела или еще что-то важное. Ищите возможности, и каждый в свою меру и в свою возможность будет заниматься духовной жизнью.

– Что такое пост? В чем смысл, цель и суть поста? Что мы должны почувствовать, достичь, чтобы понять, что цель поста достигнута?

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что пост – это наша посильная жертва Богу. Это та ветхозаветная десятина, которую мы отдаем Богу. Это с одной стороны. И здесь, наверное, больше идет речь о гастрономической части поста, которая на самом деле важная, но не является окончательной целью поста. Очень интересный момент: ведь большинство из вас – люди воцерковленные, вы достаточно часто ходите в храм и видите изменения, которые происходят в литургической жизни Церкви во время Великого поста. Постом мы фактически не служим Литургию, кроме субботы и воскресенья. Ведь Литургия Преждеосвященных Даров – это вечерняя служба с Таинством Причастия. То есть Литургии как таковой – Преложения Святых Даров – не происходит, не совершается. Мы с вами сейчас причастились Дарами, которые были освящены в воскресенье, на Литургии Василия Великого.

Пост – это наша посильная жертва Богу. Та ветхозаветная десятина, которую мы отдаем Господу

Первая неделя Поста, чтение Канона Андрея Критского немного раскрывают смысл того, что происходит, и в том числе в литургической жизни поста. Мы вспоминаем ветхозаветные времена, вспоминаем время до пришествия Спасителя, время диавольского рабства. Ведь очень много внимания уделяется как раз Египетскому плену и Исходу израильского народа из фараонского рабства, Вавилонского плена. Это время, когда Господь нас призывает задуматься: о диавольском рабстве, о покаянии, о смысле своей жизни. На это время мы даже оставляем чтение акафистов.

Для многих прихожан, кстати, это актуальный вопрос: почему мы не читаем постом акафисты? Потому что они немножечко уводят нас от смысла поста, от погружения в воспоминание о жизни до прихода Спасителя. Мы готовимся к встрече Пасхи, готовимся сознательно, с более глубоким, серьезным пониманием. Вся Церковь к этому готовится своей литургической жизнью. Пост – это время задуматься о себе, отказаться от каких-то радостей и развлечений. По сути это такое безрадостное время. Если апостолы и Спаситель призывают нас к радости, и вообще христианская жизнь должна быть связана с радостью, не должна быть унылой и грустной, то Пост – это некое погружение в воспоминания грусти, тоски, уныния, разрыва человека и Бога. Разрыва человечества и Бога, который произошел после грехопадения Адама. Это время рабства диаволу, время плена.

Пост – это время подумать о своих грехах, задуматься о покаянии, настроить себя на определенный лад. Конечно, это повод, чтобы отказаться от каких-то привычных развлечений, от каких-то обычных радостей, от праздных действий, которых много в нашей жизни, и заменить их на духовное чтение, на молитву. Безусловно, пост – это время, которое мы можем посвятить своему духовному совершенствованию. Но никто не говорит, что мы должны оставить все свои дела.

Что касается телесного поста, его гастрономической части, тут тоже все должно быть разумно. Так случилось, что на протяжении нескольких веков наша Церковь живет по монастырскому уставу. Типикон, церковный устав, которым мы пользуемся, – это устав Студийского монастыря, монастыря, который стал духовным центром и размножился в виде огромного количества филиалов, таких вот монастырей, которые находились в подчинении и жили по уставу Студийской обители. Помимо богослужебной части там еще и устав трапезных и так далее. Мы понимаем, что у нас фактически нет устава для мирян. Нам дан серьезный образец, по которому жили монахи.

– А что такое Студийский монастырь?

– Это монастырь в Константинополе. Основатель монастыря – Флавий Студий, потом им руководил преподобный Феодор Студит. Монастырь до сих пор сохранился – в руинированном виде. Паломники, которые ездят в Константинополь, сейчас все меньше и меньше имеют возможность посетить его в каком-то из паломнических туров. Как раз в период иконоборчества произошло становление монастырского устава, и интересно, что он вобрал в себя как уставы западной части Православия – византийские, константинопольские, – так и иерусалимские уставы. То есть монахи, которые бежали на Восток от иконоборческих гонений, и монахи, которые уже вынуждены были покидать восточные земли – Иерусалим и Палестину – под натиском арабов, встретились, и произошло соединение уставов в том, что касается богослужебной части, и Студийский монастырь стал неким образцом монашеской жизни и распространил свое духовное влияние по всей Византийской империи. Было основано множество филиалов, и этот вот Студийский устав стал общепринятым на территории практически всей империи и поэтому перешел и в дальнейшую церковную жизнь.

Но надо помнить, что это – монастырский устав, и действительно, мы не совсем понимаем, как поститься мирянам, но ясно, что пост – это деяние посильное и добровольное. Это наша жертва Богу. Она – как та десятина, которая не может быть одинаковой для всех: один зарабатывает миллион, а другой – десять тысяч, и в соответствии со своими доходами каждый платит. Так же и пост совершается по мере сил и возможностей, и каждый решает для себя, как ему поститься. Безусловно, мы советуемся со священником, и часто люди испрашивают благословения. Как правило, священник не отказывает, если человек просит послабления в посте, это вполне законно, вполне разумно: человек соразмеряет свои силы и в соответствии уже с этими силами, с состоянием здоровья определяет для себя телесный пост.

И, вспоминая приветственное Пасхальное слово святителя Иоанна Златоуста, мы понимаем, что по сути своей пост не является критерием или ограничением для того, чтобы человек встретил Пасху, потому что и постившиеся, и не постившиеся – все мы входим в радость Христову, и Пасха для всех, и Спаситель пришел для всех и принимает любую жертву, которую каждый дает по своим силам и по своей возможности.

– Как часто можно собороваться православному христианину и болящему в течение года?

– Вспомним святителя Игнатия (Брянчанинова) и те споры, которые были в XIX веке. Сейчас уже почему-то мы к Соборованию все привыкли, для нас нормально, что раз в году мы соборуемся все во время Великого поста. В принципе, таинство Соборования совершалось над больными людьми, и в XIX веке, когда было постановление Синода о том, что христиане должны собороваться раз в год, были споры: зачем мы будем собороваться, если мы не больные? Святитель Игнатий как раз поддержал постановление Святейшего Синода и сказал, что сейчас столько скрытых, неявных болезней, что до конца человек не может быть уверен, болен он или нет, и если есть это постановление, то мы соборуемся. Согласно этому постановлению, над каждым христианином совершается, разумеется, добровольно, таинство Соборования один раз в году – во время Великого поста.

Над каждым христианином совершается – разумеется, добровольно, – Соборование один раз в году – во время Великого поста

Также мы соборуемся один раз в течение болезни, а если это тяжелая и долгая болезнь, то все зависит от того, как договорятся прихожанин и священник, как они решат, здесь нет какого-то однозначного правила, есть только постановление о том, что мы приступаем к таинству Соборования раз в год, не ощущая себя больными. Дальше все будет согласно вашей договоренности и некоему трезвому рассудку. Были случаи, и есть такие мнения на приходах и частные мнения священников, богословски-литургические мнения, что собороваться можно и раз в неделю, и чуть ли не каждый день, но тут, конечно, все зависит еще и от прыти священника: если вы найдете священника, который вас будет соборовать раз в день, то это, наверное, какой-то удивительный случай.

Тем не менее сейчас, я знаю, в некоторых епархиях требуют на приходах ограничить количество соборований, чтобы не способствовать некоему неправильному пониманию этого таинства, чтобы люди не приходили на таинство Соборования так же, как на Литургию, чтобы у них не сложилось о нем ложного мнения.

– Дочь очень хочет создать семью, но при этом работа, учеба, общение через интернет… Сейчас ей 28 лет, она очень переживает. Беспокойство мое как мамы о том, что только в 10 вечера она произносит соборную молитву о замужестве – знакомая ей сказала, что так правильно поступать. Правильно ли это: желая изменить свою жизнь, во главу угла ставить только вот эту соборную молитву? В 10 часов по будильнику.

– В какой-то момент, тем более в 28 лет, человек уже решает сам, как ему жить и что ему делать. И если вы начнете вмешиваться в жизнь своей дочери, тем более неделикатно, тем более заставлять ее что-то делать, это не приведет к хорошему результату: и она молиться не начнет, и ваши отношения испортятся. Вот если я вам скажу «Нет, это неправильно», вы придете и скажете ей: вот, я у батюшки спросила, а батюшка сказал, что это неправильно, делай по-другому… Думаю, это принесет только раздор в вашу семью. Слава Богу, что она Богу молится, пусть в 10 часов по будильнику, что молится о своем благополучии, и верит, и делает это с надеждой и упованием. Я думаю, что Господь эту молитву принимает и, будем надеяться, даст ей по сердцу. Я шучу иногда: вы знаете, – говорю, – молодые девушки и женщины делятся у нас на две категории – одни переживают, что не выйдут никак замуж, а другие как раз переживают, что вышли, и не знают, что с этим делать.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить