Патриарх Алексий II: «Выше закона может быть только любовь»

10 июня 1990 года состоялась интронизация приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший был поставлен Господом на служение в непростой для страны период. Внутренние смутьяны раздирали страну. Но именно в этот период был заложен прочный фундамент нынешнего расцвета Православия в нашем отечестве. Добрый пронзительный взгляд и мягкая улыбка, вкрадчивый голос, который будто доставал до самых глубин души. И качества, которые были у Святейшего, самые дорогие и ценные в глазах Господа, – смирение и любовь. Любовь как пастыря, как отца, душою болеющего за овцы пажити своей. Именно доброта и простота лилась из речей патриарха Алексия II. Наверно, потому слова его так легко ложатся на сердце и глубоко входят в него. И сам Святейший оставил след в наших сердце и душе, и даже спустя время его слово продолжает звучать в наших душах, напоминая нам, что «выше закона может быть только любовь, выше права – милость, и выше справедливости лишь прощение».

Вспомним слова патриарха Алексия II о вере, о Церкви, о милости, о любви и прощении, обращенные и к нам сегодняшним.

*

Если ты веришь в добро, значит, ты веришь в Бога.

*

Креста не бывает выше человеческих сил.

Есть бесценное правило в сокровищнице вселенского православного христианства: если ты хочешь изменить мир в лучшую сторону, и если тебе активно что-то не нравится в окружающем тебя обществе и людях, и ты точно знаешь, что дальше так жить нельзя, начни непременно в первую очередь с себя.

*

Чтобы Истина Христова принесла добрый плод, она должна стать доброй закваской не только в области внутрицерковной, она должна войти в жизнь всего общества, и прежде всего его самой малой составляющей – семьи, соделав ее, по слову апостола, «домашней Церковью».

Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него мир стал хоть чуть-чуть светлее и добрее. Христианство говорит, что человек приходит в мир, чтобы дарить, а не чтобы потреблять. И прежде всего человек должен дарить самого себя.

*

Вспомните Распятого Христа, вспомните, как Он возлюбил мир. Или вспомните слова Пастернака о человеческой жизни: «Жизнь ведь тоже только миг, только растворенье нас самих во всех других, как бы им в даренье». Быть христианином трудно. Но именно христианство омолодило мир.

*

Мы чувствуем, что Господь среди нас. Неужели нам этого мало? А унывать – это грех. Господь победил смерть и даровал нам жизнь вечную. Нужно радоваться, не унывать, не скорбеть, а благодарить Бога за те радости, которые Господь посылает нам.

*

Без опыта нельзя совершать духовное руководство. Надо иметь огромный духовный и жизненный опыт, чтобы учить, наставлять и направлять жизнь другого человека.

*

Первый урок должен быть для всех нас – что всегда мы должны бодрствовать и быть готовыми. Но никто не знает ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий во славе Своей. Поэтому каждый из нас должен готовиться.

Человек должен чувствовать ответственность, которая лежит на нем, за будущее Церкви, за будущее прихода, за будущее страны. Но у каждого свой крест, и каждому Господь помогает нести его крест. И креста не бывает выше человеческих сил.

*

Юношей и девушек России начала XXI столетия ни в коем случае нельзя называть «потерянным поколением»! Конечно, и меня кое-что смущает в нравах молодых современников. Но я говорю себе: надо быть снисходительным и терпимым.

*

Вера возникает и укрепляется не благодаря рациональным доводам, а потому что ее дарует человеку Бог.

*

Пастырь обязан быть отцом, а молод он или сед – это значения не имеет. Наш святой долг – помогать людям преодолевать всевозможные трудности, испытания.

*

Что такое Русская Православная Церковь, как не сам русский народ?

*

Один афонский старец недавно сказал, что мир устал от слов. И я с ним согласен. Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствующие о вере, в том числе дела милосердия. Эти дела должны стать проповедью без слов, проповедью более убедительной и действенной.

Дела милосердия должны стать проповедью без слов, проповедью более убедительной и действенной

*

Сегодня Церковь должна сама идти навстречу современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой и религиозной растерянности. Надо помочь ему избавиться от расставленных повсюду сетей лже-религиозных и антицерковных учений. Формирование православного миросозерцания и нравственного образа жизни в современном российском обществе Церковь должна считать своей важнейшей задачей.

*

Для меня Церковь – это жизнь, потому что вся моя сознательная жизнь прошла в Церкви. И я не мыслю себя без Церкви, без той благодати, которую Церковь дает каждому верующему.

*

Мы должны думать только о Вечном. Бесконечность Вечности – это то, что ожидает каждого человека. Мы идем навстречу смерти. Все. И оставим всё. То, что мы унесем с собой, будет только душа и добро, которое мы сделали. Это единственное богатство, которое пересечет вместе с нами границу смерти.

*

Только святость нормальна для человека. Грех же – любой, даже самый, казалось бы, незначительный и распространенный, – ненормален, потому что он искажает человеческую природу.

*

Сегодня мы можем признать, что иссякает любовь среди людей. Вернуть ее людям, вернуть терпимость друг к другу – вот что надо сегодня. Это и есть светлые идеалы человечества.

*

Вера по существу своему несговорчива, и в сделки с нею входить нельзя. Нельзя признавать ее условно, в той мере, в какой она нужна для наших целей, хотя бы и законных.

*

Вера не палка, и в руках того, кто держит ее как палку, чтобы защищать себя и пугать других, она разбивается в щепы. Вера служит только тому, кто искренне верит.



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить