По милости Господа, а не по обязательствам

Патриарх Сергий (Страгородский) об учении о спасении

В день кончины Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского; † 15 мая 1944) вспоминаем об одном из ранних богословских трудов святителя – «Православное учение о спасении» (1895), в котором будущий предстоятель Русской Церкви проанализировал и сравнил учение об искуплении, принятое западным христианством, и святоотеческий взгляд на спасение человека.

Вопрос о спасении человека является основополагающим во многих религиозных системах. Однако само понимание спасения в разных религиях толкуется по-своему – как нирвана, гармония с самим собой и миром, освобождение от колеса сансары, рай и т.д. Но какие бы термины и определения ни применяли эти религии, все они по-своему описывают опыт достижения спасения. И это говорит нам о том, что вопрос о нашей вечной судьбе, о цели и смысле жизни является фундаментальным и значимым.

Одним из первых русских богословов, кто попытался на основании святоотеческого опыта Церкви систематически осмыслить понимание личного спасения человека, был архимандрит, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, Сергий (Страгородский). Его наиболее крупное печатное произведение «Православное учение о спасении» является образцовым примером русской богословской мысли.

Эта работа появилась в 1895 году, в то самое время, когда русская школа теологии пыталась разрешить задачу научного изложения православного учения об искуплении и спасении человека. Публикация работы вызвала резонанс в научной среде и явилась большим событием в истории богословской науки. Работа архимандрита Сергия была актуальной и решала насущные вопросы русской богословской школы. Что очень верно заметил архимандрит Антоний (Храповицкий), который писал:

«Ваша книга, как исповедь духовного разумения, не относится к интересам дня, не есть предмет внимания текущей минуты, она смотрит в будущее, давая нам еще одно подтверждение той светлой надежды, что мы избавимся наконец от влияния инославного богословия и сольемся своими умами с Преданием Церкви».

Начало работе было положено еще в годы обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. Еще в стенах семинарии и академии Страгородского остро волновала проблема личного спасения в Православии и взаимоотношения веры и добрых дел. Большое влияние на написание работы оказал ректор Московской, позднее Казанской духовных академий архимандрит Антоний (Храповицкий), известный в то время церковный деятель, богослов, проповедник, который посоветовал расширить тему научных семинарских изысканий в более серьезный и осмысленный труд. «Православное учение о спасении» стало диссертацией архимандрита Сергия на степень магистра богословия.

Как объяснял перед своей защитой архимандрит Сергий, ему хотелось выяснить для себя истинное существо Православия, католичества и протестантизма в запутанном пункте вероучения о личном спасении. Для того чтобы найти ответы на интересующие его вопросы, он обратился к опыту святых отцов, которые примером своей жизни воплотили идеал Христова учения и достигли благодатного спасения. «Я хотел уяснить себе взгляды отцов на жизнь человека, чтобы из этого объективного основания потом проверить и теоретическое учение и дать ему более соответствующее объяснение», – писал он в предисловии.

В процессе написания работы автор осознал, что понимание важных вероучительных вопросов и разногласий между Восточной Православной Церковью и западным схоластическим миром невозможно без исследования того, как искаженно воспринимается личное спасение на Западе.

«Я стал понимать, что разность Православия и инославия заключается не в каких-нибудь частных недомолвках и неточностях, а прямо в самом корне, в принципе, что Православие и инославие противоположны между собой так же, как противоположны себялюбие и самоотверженная любовь… Предо мной встали два совершенно отличных, не сводимых одно на другое мировоззрения: правовое (западное. – Н.П.) и нравственное, христианское (восточное. – Н.П.)».

«Православие и инославие противоположны между собой так же, как противоположны самоотверженная любовь и себялюбие»

Проведя анализ католического и протестантского вероучений, автор подверг критике идею «правового жизнепонимания», которая была присуща западному христианству, откуда и было заимствовано понятие «правовых отношений» между Богом и человеком, закрепившееся в русском богословии.

Римская система правовых отношений оказала колоссальное влияние на семейные, общественные и государственные институты, не обошло оно стороной и христианство. Здесь корни юридического понимания искупления, которое стало стержневым положением католического и протестантского вероучений о спасении.

Юридическая теория искупления в целостном виде оформилась в XI веке, отцом-основателем его считают католического богослова и философа Ансельма Кентерберийского (1033–1109). Суть этой теории вкратце сводится к тому, что совершившееся с преступлением Божественной заповеди грехопадение первых людей нарушило справедливый Божественный порядок и оскорбило Бога. Для того чтобы восстановить Божественную справедливость, требуется бесконечное искупление совершенного преступления. Но так как человеческих сил для этого недостаточно, Сам Бог в лице Своего Сына берет на Себя обязательства и ответственность человечества, приносит Себя в жертву и этим удовлетворяет бесконечное величие и справедливость Отца.

Бог в такой правовой системе предстает «заложником» Своих собственных свойств. Получается, что Он ограничен правовой нормой, через которую не в силах преступить. Русский богослов В.Н. Лосский писал:

«Не следует действительно представлять себе Бога ни конституционным монархом, подчиняющимся какой-то превосходящей Его справедливости, ни тираном, чья фантазия – закон вне всякого порядка и объективности. Справедливость – не какая-то абстрактная превосходящая Бога реальность, а одно из выражений Его природы».

«Справедливость – не какая-то абстрактная превосходящая Бога реальность, а одно из выражений Его природы»

При такой модели правовых отношений Бог выстраивает мировой порядок посредством договора по найму на работу. Иными словами, подъял труд – жди награды. Неважно, какой ты в душе, важно, как ты выполняешь внешние предписания перед Богом, и этого достаточно. Внешнее поведение выражает подлинное отношение к Богу, пусть даже это делается вопреки собственному волеизъявлению и не по любви. Человек при таких договорных отношениях всегда ждет вознаграждения, что справедливо, так как договор предполагает равноправие, а если за трудом не следует награды, то, следовательно, этим провоцируется ропот на Бога и в худшем случае следует разрыв отношений. Эта правовая система сформулировала проблему взаимоотношения веры и добрых дел, отсюда появилось учение о чистилище, индульгенции, Таинства стали актом формальности и потеряли свой мистический смысл.

Учение Католической церкви подтолкнуло многих выступить против главного постулата: добрые дела христианина – это заслуга перед Богом, что привело к Реформации и появлению протестантов, тех, кто состоял в оппозиции католическому вероучению. Отвергнув веру в личные заслуги христианина, протестанты впали в иную крайность и стали утверждать, что спасение возможно только заслугой Христа. От человека требуется лишь вера. Вера во Христа как Искупителя уже является гарантом спасения.

И в том, и в другом случае господствует юридическое правовое понимание спасения, только акцент действий смещается с заслуг человека на заслуги Христа.

Для православного вероучения такое понимание является ошибочным. Отношения между Богом и человеком строятся на духовно-нравственных основаниях. Человек спасается через Господа Иисуса Христа, если исполняет все то, что было Им заповедано, совершая добрые дела из любви к Богу. Архимандрит Сергий писал:

«Господу, конечно, не нужны наши страдания, а нужно – то настроение, которое делает для нас не только безразличным, но и радостным страдать за Христа; нужно – то самоненавидение, которое является выражением любви к Богу».

Отсюда проистекает твердое упование на Бога и, как следствие, благодарность Ему за все ниспосланное. Жизнь православного христианина выстраивается на основании преданной любви к Богу, не ожидающей особых наград и привилегий здесь, на земле, а ради славы в Царствии Небесном. Это выражается в самоотверженном следовании за Христом не только в чести, но и в бесчестии, унижении и поношении. Любовь является необходимым инструментом в познании Бога. Сущность Бога проявляется в любви. Крестные страдания выражают подлинное отношение Бога к человечеству: это жертвенная любовь, любовь без остатка. Отец Сергий приводит удивительные слова святителя Григория Нисского:

Крестные страдания выражают отношение Бога к человечеству: это жертвенная любовь, любовь без остатка

«Совершенство – не рабски, не по страху наказания удаляться от порочной жизни и не по надежде наград делать добро, с какими-то условиями и договорами, торгуя добродетельною жизнью; но, теряя из виду все, даже что по обетованию соблюдается в надежде, одно только представлять себе страшным – лишиться Божией дружбы – и одно только признавать драгоценным и вожделенным – соделаться Божиим другом; это, по моему мнению, и есть совершенство в жизни».

Отец Сергий писал, что христианину не на что претендовать в его отношениях с Богом:

«Прежде чем помышлять о какой-нибудь награде за свои дела, человек должен Богу за все полученные и получаемые благодеяния… Как нельзя опередить своей тени, которая постольку подвигается вперед, поскольку мы идем вперед, и всегда в равном расстоянии нам предшествует; как нельзя телу вырасти выше головы, всегда над ним возвышающейся, так и нам невозможно превзойти дарами своими Бога. Ибо мы ничего не даем такого, что не принадлежало бы Ему или что было бы вне круга Его щедрости».

Все это наглядно свидетельствует о том, что в деле нашего спасения действует всеобъемлющая милость Божия, которая дарует нам намного больше, чем мы этого реально заслуживаем, а не корыстный вид сделки. В завершение архимандрит Сергий приводит слова святителя Тихона Задонского:

«Мы трудимся, делаем добро, но спасаемся не за труд, награждаемся от Христа Господа в будущем веке по единой Его милости, а не по заслугам».

Отец Сергий не отрицает того, что в притчах Христовых, которые передает Священное Писание, очень часто отношения между Богом и человеком рассматриваются как правовые отношения между хозяином и рабом, царем и подчиненным и т.д. Но эти образы являются аллегорическими и не должны восприниматься буквально. Ансельм, автор юридической теории искупления, ошибочно воспринял эти образы в Священном Писании как единственное выражение тайны нашего спасения.

Исследовав основы и проанализировав главные положения учения о спасении, сформулированные западным христианством и Православием, архимандрит Сергий делает заключение: правовое жизнепонимание «непримиримо противоречит христианскому жизнепониманию» и «с необходимостью влечет к искажению христианской истины». Развивая эти идеи, он выводит мысль о том, что правовые отношения не содержат в себе полноту любви Христовой и строятся на мертвом эгоистичном начале:

«Правовые взаимоотношения между Богом и человеком невозможны, так как самое понятие права (Jus est ars boni et aequi), всякий правовой союз предполагают если не полное равенство сторон, то их некоторую соизмеримость, известные взаимные обязательства. Тогда как никакой соизмеримости между Творцом и тварью быть не может, так же как и никаких обязательств правового порядка у Бога в отношении к человеку… Право есть искание своего, каждый член правового союза ищет в этом союзе своей пользы. Христианское же жизнепонимание в основу отношений Бога к человеку, человека к Богу и людей между собой полагает любовь, которая “не ищет своего” (1 Кор. 13: 5), которая стремится жертвовать собой, стремится наделить своими благами всех, кто только может их воспринять».

Таким образом, получившая распространение во всем мире юридическая теория искупления, по мнению автора, несовершенна. Базируясь на правовых принципах, она искажает саму сущность христианства, теряется возвышенность и духовность представления о Боге, человек еще остается при его прежнем, дохристианском самолюбивом расположении.

Поэтому вполне понятен тот «крик души», которым исполнен весь труд архимандрита Сергия. Его работа – это обращенный к православному богословию призыв отвергнуть правовое, чуждое Православию начало и, основываясь на Священном Писании и творениях святых отцов, приступить к изучению истины.

Архимандрит Сергий провел серьезную кропотливую работу по изучению святоотеческих творений, он выявил ошибки западного богословия и противопоставил ему православное понимание учения о спасении. Его труд стал значимой вехой в развитии русского богословия. Он указал на ту богословскую позицию, которой должна придерживаться Русская Православная Церковь, а именно: полагать основание своих знаний на опыте Священного Писания и святоотеческого толкования, а не на рационалистических умовоззрениях. Отец Сергий показал и доказал в своей работе положение о том, что Бог есть любовь и неизменен в Своих отношениях к твари, в Нем нет раздвоения между любовью и правдой; искупление есть дело Божией любви и милости к согрешившему человеку, восстановление падшей природы человека без нарушения его свободы.

Хотелось бы закончить эту небольшую статью словами архимандрита Сергия:

«Истинная жизнь человека – в общении с Богом. Быть причастником этой жизни вечной можно только через уподобление Богу, отсюда необходимость добрых дел, то есть духовно-нравственного возрастания, но это уподобление возможно только тогда, когда Бог придет к человеку, а человек узнает и примет Его. Необходима, следовательно, благодатная помощь Божия и вера во Христа Бога, которая делает возможным совершение спасения».



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить