Почему современное осмысление смерти противоречит христианскому пониманию

Среди множества аспектов, по которым религиозный человек отличается от современного обмирщенного горожанина, существует один важный социальный момент, на который необходимо обратить внимание. Если практически любая религия старается ритуально и символически освящать основные жизненные этапы человека (рождение, взросление, брак, старение, смерть), то светская культура со своей гражданской обрядностью сопровождает важнейшие даты людской жизни крайне скудно и неосмысленно. Для примера обратимся к дореволюционному опыту смерти близкого человека у русских православных христиан.

Фото 1.jpg
Иван Крамской. «Неутешное горе»

Глубокая скорбь и печаль отражены в траурной одежде участников похорон, нарочитом рыдании близких родственников или профессиональных плакальщиц, обильной поминальной трапезе. Как мы видим, повседневная народная культура также дает довольно негативную трактовку смерти и с помощью определенных ритуалов (трапеза, поминальные песни) пытается снять фрустрацию родственников. Однако эта отрицательная картина скорби и печали уравновешивалась положительным и оптимистичным содержанием христианского вероучения. Смерть в сознании православного христианина тоже является скорбным событием, но с глубоко осмысленной надеждой на ее переходный характер, связующей время с вечностью, мир сей с Царством Небесным.

Картина скорби и печали уравновешивалась оптимистичным содержанием христианского вероучения

Религиозный (православный) ритуал отражает вероучительную надежду на Царство Небесное. Похороны суть переходный ритуал, сопровождающий душу в иной мир. Покойника, словно невесту перед бракосочетанием, готовят к важному событию Перехода. Над телом совершаются акты омовения и облачения (в настоящий момент подобные действия обязательны при погребении священнослужителя или монашествующего). Тело располагают в храме, где на протяжении продолжительного времени перед погребением читается Псалтирь (или Евангелие в случае смерти священнослужителя). Светскому читателю эта традиция может быть известна по гоголевскому «Вию». Отпевание обычно совершается в соединении с Литургией, то есть умерший верующий в последний раз участвует в главном богослужении христианства. Более того, само отпевание – сложное гимнографическое чинопоследование, проникнутое всем спектром чувств и эмоций, от ощущения необратимой утраты до Пасхальной надежды на скорую встречу в Царстве Небесном. Усопший в ограниченный временной период из нескольких дней является центральным персонажем всех ритуальных действ, на нем сходятся все нити социальной ткани.

Даже советская гражданская обрядность пыталась повторять основные этапы христианского похоронного ритуала. К примеру, тело усопшего располагали в домашних условиях в общей доступности, чтобы соседи, родственники, односельчане могли проститься с умершим. Заказывали оркестр со скорбным похоронным маршем, который в некотором смысле подменял пение совершающего христианский ритуал священника. Поминальные речи у могилы от близких родственников, друзей, сослуживцев в адрес умершего напоминали пастырскую проповедь, завершающую отпевание. Что же мы наблюдаем в современном мире глобального капитализма, обмирщенном и внерелигиозном?

Вместе с религией уходит осмысление пограничных вопросов, которыми задается каждый человек

Во-первых, в мире, где больше всего ценятся сила, деньги, эффективность, научная рациональность, смерть воспринимается как фатальное поражение, окончательная и необратимая утрата. Пути назад нет, поэтому смерть выводится за границы общества, выходит за рамки того пространства, где господствуют исключительно положительные социальные элементы. Смерть маргинализируется. Кто умер – тот «лузер», неудачник. Если в традиционном религиозном обществе мертвые были его органичной частью, то в обмирщенном социуме они неприятная, непристойная изнанка, которую стоит стыдится. Ведь вместе с религией уходит осмысление пограничных вопросов, которыми задается каждый человек. Если на эти вопросы наука не дает ответов, значит надо просто их игнорировать как бессмысленные, вынести за скобки.

Фото 2.jpg

Во-вторых, что же современное обмирщенное общество предлагает вместо народной традиционной культуры и религиозных ритуалов в актуальный момент осмысления смерти близкого человека? Всем известен тот факт, что современное общество чрезмерно коммерциализировано, поэтому непродолжительный период от смерти близкого человека до погребения будет обусловлен по большей части не религиозными ритуалами или фольклорными традициями, но требованиями со стороны государственных органов (предоставление места на кладбище, получение свидетельства о смерти и т. д.) и коммерческими предложениями соответствующих услуг. Период контакта с умершим сокращается до короткого промежутка времени от получения тела из морга до момента захоронения. Эту скоротечность очень трудно совместить с размеренным ходом поминального ритуала традиционной культуры. 

Но что же делать? Какой у нас, религиозных людей, остается выход? Традиционные народные ритуалы в настоящее время вряд ли можно будет спасти от их музеефикации, да и это – не наша задача, учитывая сравнительную неортодоксальность их происхождения. Они, вероятно, будут уходить в небытие вместе с пустующими деревнями и вымирающими селами. Однако наша задача – остановить процесс обессмысливания смерти. Возможно это посредством усиления личностной религиозности каждого: через соборную молитву, приобщение к Таинствам, богословское размышление, обращение к глубинным традициям. Лишь только мы, воцерковленные христиане (шире – все глубоко мотивированные религиозные люди), посредством своей соборной молитвы и с помощью досконального соблюдения традиционных религиозных ритуалов сможем спасти смерть от обессмысливания и коммерциализации. Лишь глубокая сознательная вера способна спасти социальную роль обряда, и, наоборот, уважение к традициям и ритуалам подкрепляет нашу веру.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить