Погрузись в молитву умом и сердцем

Как всецело сосредоточиться на молитве Иисусовой? Какими ухищрениями диавол старается отвлечь нас от молитвы? И как и чем противостоять этим нападениям врага?

1. Старец Ефрем Катунакский.jpg
Старец Ефрем Катунакский
Молитва – это борьба. И хотя она является ключевым и великим подспорьем в нашей войне против диавола, молитва и сама по себе остается болезненной и кровавой борьбой. Чтобы выходить победителем в этой борьбе, молитвеннику необходимо все усилия свои сосредоточить на словах молитвы, особенно когда творишь Иисусову молитву[1].

Во время молитвы должно сделать свой ум глухим и немым к любой посторонней мысли, будь она хорошей или плохой, ведь очевидно, что мысль, посторонняя для молитвы, отвлекает от нее. А потому на мысли, которые приходят извне, не стоит отвечать, не стоит беседовать с ними. Тут полезно как бы с презрением относиться к ним и совсем не общаться с ними. Мы должны искать в молитве полную немоту и спокойствие нашего ума, потому что только так мы сможем сохранить и удержать мир и спокойствие в душе, и тогда Иисусова молитва будет эффективной.

Порой это не просто сделать, так что этому нужно учиться. Однако это важный и душеспасительный навык, ведь очевидно, что мысли, которые откликаются в сердце, начинают беспокоить всю душу. А если человек погружается в эти мысли и надеется беседой с ними побороть их, то он рискует стяжать суетливый ум, который, в свою очередь, еще больше и чаще будет беспокоить сердце. Как ветер вздымает морские волны, так и вихрь мыслей возмущает душу. И здесь важно сказать о внутренней внимательности, которая необходима для молитвы. Вот почему отцы говорят об обязательном сочетании молитвы с бдительностью. Бдительность держит ум в постоянном внимании к себе и твердости, тогда молитва приносит Божественную благодать.

Святые отцы учат, что человек не находится под властью демонов, но бывает под их влиянием, и они упорно враждуют с ним. Они обращаются к душе и стараются во что бы то ни стало подоткнуть совершить какой-либо грех: они стремятся к тому, чтобы человек грешил не только на деле, ведь грех приятен им в любом проявлении, будь то грех через чувства (когда объект нашей злобы рядом), либо через воображение (когда человек или объект далеко), или через движения плоти. Так что и душа, и тело могут подвергаться влиянию зла и попадать в плен.

То, что наш враг зол и доверять ему не следует, становится более очевидным именно во время молитвы. Когда человек в праздности, тогда диавол может прельщать его, притворяясь «ангелом», обманывать своими намерениями, которые он будет всячески представлять как благие и удобные. Те, кто борется в этой внутренней схватке, различают это зло, яростно воюющее против них на каждом шагу. Они ясно различают диавола и его средства, цель которых – отвлечь человека от Источника жизни. Они видят хитрые приемы злого демона, который ненавидит добро и убивает душу, стараясь сделать ее агрессивной, злой, недовольной и унывающей.

Диавол ненавидит человека, и его ненависть возрастает, когда он видит, что человек от сердца молится
Святой Марк Подвижник писал: «Диавол, когда увидит, что ум помолился от сердца, тогда наносит тяжкие и хитросплетенные искушения». Диавол ненавидит человека чрезвычайно, и его ненависть возрастает, когда он видит, что человек становится на молитву, старается достигнуть доброй жизни и действенно устремляется в Царство Небесное, к ангелам, туда, где демоны были до своего падения. Святитель Григорий Нисский описывает это как злую зависть диавола, вызванную обожением человека: «Демоны поглощены завистью и ревностью, когда люди готовы приобрести родство с Богом, ведь в свое время они (демоны) отпали от добрых отношений с Ним».

Мечтательность – самое хитрое оружие сатаны: вспоминать прошлое, обыгрывая в воображении иные исходы того, что уже произошло, или воображать будущее; мечтать о хороших делах и этими мечтами тщеславиться; воображать то, чего боишься, и расстраиваться. Различные мысли приходят и занимают собою ум, мы этого не замечаем, но ум тогда перестает пребывать в молитве, перестает пребывать в живом общении с Богом. Диавол нередко использует естественное стремление человека к прекрасному через стимулирование фантазий, которые могут представлять собой любые восхищающие душу картины. Духовная молитва подменяется душевными, чувственными картинками и витанием в своем воображении. Таким образом диавол пытается заставить человека не проявлять интереса к Богу и не выражать к Нему любовь, удовлетворяясь собственными выдуманными картинками.

2. Старцы Ефрем Канутакский и Емилиан (Вафидис).jpg
Старцы Ефрем Канутакский и Емилиан (Вафидис)
У противника Бога много путей к расстройству человека, он может наущать человека вспоминать различные ошибки, которые тот совершил в своем далеком прошлом или в недавнем отрезке жизни. Его цель одна – выбить из колеи.

Святые отцы говорят, что эта война, как правило, настолько жестока и беспощадна у христианина, насколько прежде борющийся беспощадно и грубо предавался страстям. Выходит, что за каждый грех мы платим пропорциональным страданием. Именно поэтому святые отцы в аскетике выделяют близкую связь между удовольствием и болью. Греховное удовольствие приносит в конечном итоге как падение, так и боль; однако боль прежде всего воспитатель и целитель: именно эта боль восстанавливает человека до его первоначального состояния и лечит его. Вот такая эквилибристика: за каждое зло – страдание; вот такая горькая пилюля для воспитания человека, но, конечно, лучше не вредить себе грехом и обходиться без этих пилюль.

Давно забытые события, случившиеся много лет назад, при которых человек испытывал удовольствие, теперь вновь предстают перед ним ярко и полно. Так что человек может даже достичь точки отвращения к себе и впасть в отчаяние.

И если человек не приводит себя в порядок, то, как следствие, у него возникают богохульные мысли. Однако порой богохульные мысли приходят во время молитвенного труда и сами по себе. И рождается недоверие к Промыслу Божию, сомнения в божественности Христа, чистоте Пресвятой Богородицы, святых и др.

Помысел, что постоянно обдумывается человеком, особенно во время молитвы, необходимо исповедовать
Богохульным мыслям следует противопоставлять презрение. Только так они исчезают. Важно помнить, что приходящие богохульные мысли вдохновлены диаволом и они не наши в том смысле, что первоисточник их не в нас. Здесь уместно вспомнить слова Господа: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24), которые применительно к данному случаю значат: ум не может делать две вещи одновременно. Нельзя пить сладчайший нектар молитвы Иисусовой, и при этом – в то же самое время, при молитве – сомневаться в силе молитвы или в догматических истинах о Христе. Последнее – это атака диавола. Презрение к богохульству необходимо, но если это не помогает и богохульная мысль постоянно нападает, то нужно исповедоваться в этом духовному отцу. Тогда такое наваждение немедленно исчезает. Более того, то же самое происходит с другими постоянными помыслами. Помысел, что сохраняется человеком и обдумывается, особенно во время молитвы, необходимо признавать и исповедовать, отказавшись от него. Так диавол, который прячется под помыслом, сразу убегает, как уползает змея, увидев, что мы подняли камень…

Важно в молитве еще то, что молящийся не должен позволять себе быть боязливым. Он должен противостоять воображению с непрерывным призыванием имени Иисуса, и он должен быть сосредоточен на словах молитвы Иисусовой. Он должен смело стоять в лаконичности молитвы Иисусовой и не должен думать ни о чем во время молитвы, о неправильных или даже о правильных и добрых делах…

Неопытный духовно начинает отвечать на вопросы и нападения врага, однако это ошибка: нельзя вступать в диалог с диаволом
Много попыток предпринимает князь века сего, дабы отвлечь подвизающегося от молитвы. Он бросает ему вызов и пытается начать с ним диалог. Иногда он обвиняет христианина, иногда хвалит его, иногда смеется над ним, иногда пытается внушить неправильную интерпретацию определенных действий. Неопытный духовно начинает говорить с диаволом через беседу с посторонними мыслями, а порой и возмущаться вызовом и отвечать на вопросы и нападения врага. Однако это ошибка, особенно для начинающих, потому что неопытные в этих ситуациях бывают побеждены, даже если им кажется, что диавол обращен в бегство их умными ответами. Все дело в том, что после таких диалогов смущение и страх зачастую остаются, и это признак не победы, а поражения. И позже эти люди вспоминают этот диалог, эту сцену, и все, что было ими сказано, может их и дальше беспокоить. Отцы рекомендуют: те, кто не имеет необходимого опыта и мастерства для ответа, не должны отвечать. Они должны быть безразличны к дьяволу и пренебрегать им. Они должны сделать то же самое и в войне против своих отвлекающих мыслей. Таким образом, пренебрежение к диаволу и настойчивость обратит молитву Иисусову на пользу.

 

Перевел с английского иерей Димитрий Дегтярев 

Источники: Канал «Gregory Decapolite»
Prayer is a painful and bloody struggle by Elder Ephraim of Katounakia



[1] Практика Исусовой молитвы предназначена только для православных христиан, которые стремятся жить согласно Божиим заповедям; также могут ею молиться те, у кого есть благословение на это их духовного отца. В противном случае такая практика молитвы может навредить. Без благословения даже не стоит и пробовать, надеясь самостоятельно получить какой-либо опыт, потому что если сунуть руку в огонь, то опыт, конечно, получишь – но нужен ли такой болезненный опыт, когда дело касается спасения души?

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить