Покаяние и его плоды

Схимонах Иосиф Ватопедский (1921–2009) в 16 лет вступил на монашеский путь, став учеником афонского старца Иосифа Исихаста. Восстановил обитель Ватопед, способствовал возрождению афонского монашества. По свидетельству очевидцев, всегда причащался со слезами. Ниже приводятся его духовные размышления.

Фото 1.jpg
Старец Иосиф Ватопедский

Христос – это живая Истина: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Христос есть жизнь безначальная, безграничная (ἀπεριόριστος), свободная (ἀδέσμευτος), со-вечная Отцу, неотделимая от Него. Бог Отец избрал нас быть Его чадами через Иисуса Христа, чтобы мы стали святы и непорочны. Через пролитие Крови Христовой к нам пришло спасение и прощение грехов. Премудро и щедро Бог излил на нас Свою благодать. Бесконечное благословение Божественных обетований начинается с призыва Господа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).

Через покаянный плач обновляется наша способность получать благодать Духа Святого, которая изначально была ослаблена нашими грехами. Когда человек начинает каяться, поначалу он не может освободиться от ограничений своего ветхого человека. В начале этого пути он пытается обуздать свои греховные намерения, подчинение страстям и греховным привычкам. Иногда у него легко получается отталкивать от себя искушения и не поддаваться страстям, а иногда это происходит болезненно. Тогда человек начинает понимать, насколько он еще далек от истинной духовной жизни. Это приводит его к смирению. Борьба со страстями требует терпения и настойчивости, но полный успех зависит только от благодати Божией.

Господь и Царь славы ободряет нас: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33). Победитель мира, то есть победитель греха или скорее победитель всякого греха во всех мирах и во все времена, Господь наш Иисус Христос стал трансцендентным, чтобы сделать таковыми и всех Своих последователей. Когда мы на протяжении всей жизни соблюдаем Божественные заповеди, мы идем точно к такой же победе. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просúте, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15: 7–8). Мы удостаиваемся этого только с Ним и через силу Его благодати. Иного пути нет.

Никто другой не способен открывать нам Божественные тайны, находящиеся за пределами природы, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9). Если мы решительно пойдем по Его стопам и останемся стойкими в следовании Его учению, мы станем способны воспринимать Его тайны в меру нашего покаяния. Если человек смиренно кается, он приобретает любовь, которая начинает изливаться из его сердца и объемлет не только видимое, но и невидимое творение. Так происходит, потому смиренная молитва более всего принимается Богом: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19).

Если человек смиренно кается, он приобретает любовь, которая начинает изливаться из его сердца и объемлет не только видимое, но и невидимое творение

Но тот, кто вкусил эту сладость Божественного утешения, пусть будет готов вкусить и соответствующую горечь. Божия благодать, так ласково, по-матерински утешавшая кающуюся душу и сохраняющая ее доселе от искушений и неведения, возвысившая ее до постижения стольких тайн, вдруг становится беспощадной и скрывает свое присутствие. Кающаяся душа начинает тщетно стучаться в дверь покаяния: в ту же самую дверь, которая сразу же открывалась в прошлом. Но теперь все для души кажется мрачным, и она не получает ни от кого помощи: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Нет рядом Симона Киринеянина, который помог бы нести наш крест в этот момент. И у души остается только одно утешение. Приведу слова нашего отца во святых, старца Силуана Афонского, которые он услышал от Самого Христа: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

Фото 2.jpg
Преподобный Силуан Афонский

В такие моменты нужно взять за ежедневное делание слова из псалмов: «Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится» (Пс. 34: 13); «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой» (Пс. 41: 4). Ободряющие слова нашего Господа должны принести утешение: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22).

Безмятежность приходит за смятением, а спокойствие на море устанавливается после бури. После испытаний вновь появляется благодать, и душа начинает радостно восклицать: «Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием» (Пс. 29: 12). Присутствие Божественной благодати после периода испытаний имеет особую ценность. Она «сладчайша паче меда и сота» (Пс. 18: 11), поскольку душа теперь воспринимает Божию любовь более, чем она познавала ее когда-либо прежде. При этом совершенствуется и смирение души, так как раскрывается ее недостоинство по сравнению с могуществом Божией любви. И душа с сокрушенным духом исповедует пред Богом: «Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием твоим» (Пс. 118: 71); «Разумех Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистину смирил мя еси» (Пс. 118: 75); «Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему» (Пс. 118: 107).

Такое глубокое чувство смирения расширяет духовные силы человека и открывает ему царство свободы. Через смирение мы приходим к познанию нашего Господа: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). И тогда нам открывается смысл Его слов: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). Если человек смирится, он может ощутить Царство Божие уже здесь, на земле. Это такое состояние, в котором «смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5: 4), в котором чувства человека обновляются: «Так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6: 19).

Если человек смирится, он может ощутить Царство Божие уже здесь, на земле

Однако пусть никто не думает, что такая духовная роскошь дается человеку без усилий. Это происходит только в результате испытаний и искушений, в которых вырабатывается терпение: «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя» (Пс. 39: 2–3). Это слова царя Давида, который, желая подчеркнуть гиперболу своего терпения, говорит: «Терпя потерпех Господа». И на такое терпение Господь и призрит. Камень, на который встал псалмопевец, – это обретенное им состояние свободы, это духовная проницательность. Так ветхий человек облекается в нового.

Фото 3.jpg

Те, кто с верой принимает Христа, воспринимают Его учение как абсолютную истину. Такой человек начинает осознавать свою ничтожность и приходит к Отцу. Желание молитвы влечет его к Его личному, Живому Богу. Человек приходит к познанию Бога через познание миссии Христа на земле: через Его жертву на Кресте, сошествие во ад и впоследствии – через Его Вознесение. Поэтому Он есть наш путь, и только через Него каждый из нас может прийти к Отцу: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14: 6).

Как говорит апостол Павел, христиане наследовали большее обилие благодати, чем прежде было дано пророкам. Он Сам свидетельствует: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали» (Мф. 13: 16–17). Апостол Павел уверяет нас, что Духом Святым нам было дано познание тайны Христовой, «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» (Еф. 3: 5). Тайна эта неописуемо велика и чудесна. Суть этой тайны состоит в том, «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Флп. 3: 10).

Воскресший Господь, сидящий ныне одесную Бога Отца, сошел в преисподнюю земли. Поэтому путь, по которому мы идем к Нему, требует от нас самоумаления и самопожертвования, и здесь неминуемы страдания. Вот почему человек сталкивается с искушениями. Искаженный образ Божий в нас требует восстановления. Поэтому мы всеми силами должны стремиться к исполнению слов Спасителя: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 16); «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Через жестокую борьбу с нашими телесными и душевными страстями мы приобретаем благодать Божию, которая изменяет нас. Но «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).

Вот почему у наших отцов была любовь к тяжелому труду, и даже в такой степени, которая превосходила их собственные способности. Они жили в соответствии со словами: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2: 11) и поистине умертвили свою плоть. Только таким образом они смогли уподобиться Богу. Они убедились на своем собственном опыте, что стяжание Царства Небесного сопряжено с прохождением через Голгофу. Поэтому они никогда не позволяли своим усталым стопам идти по широкой и легкой дороге, но шли по узкому, тернистому и крутому пути всю свою жизнь, чтобы достичь Царства своего Спасителя, умершего и воскресшего за них.

Фото 4.jpg
Ф. Моллер. «Несение креста», 1869 г.

Господь обещает тем, кто желает следовать за Ним с самоотречением, награду во сто крат. Под такой наградой Он подразумевает не физические блага или людское почитание, но духовные дары и сверхъестественные созерцания, приобщающие нас к Божественным тайнам. Поскольку «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21), оно по-матерински откликается на тихие вздохи сердца человеческого и открывает ему то, что ждет его в будущем. Плоды Святого Духа являются силой Церкви. Ими наделяются боголюбивые и трудолюбивые духовные труженики, которые терпят при жизни презрение от других. Впоследствии они могут утешать и поддерживать приходящих к ним. Господь раздает любящим Его различные дары, во сто крат превышающие те, которые они сами оставили, чтобы следовать за Ним. Но прежде они «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24).

Божий дар всегда преизобильно дается тем, кто любит Бога, кто прост по своему характеру и духовно подобен детям: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Бог любит чистых сердцем; тех, кто научился послушанию и покорности и отринул свою собственную волю и эгоизм; тех, кто упорствует в молитвенном делании, хранит в уме памятование о Боге и стойко противостоит искушениям. Такие люди являются истинными хранителями тайн Господних и венчаются множеством добродетелей. Таковые становятся духовными маяками для народа, духовными очами Церкви, пастухами стада Христова. Поэтому давайте будем считать нашу совесть неусыпным нашим хранителем после Бога и будем сверять с ней каждое наше действие. И тогда мы раскроем паруса нашей души в правильном направлении, аккурат по направлению ветра.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Pemptousia.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить