Покаяние и Причастие: два крыла христианской жизни

Таинства Исповеди и Причащения – основные в Церкви, без них невозможно представить жизнь православного христианина. Но именно они вызывают так много вопросов: как часто к этим Таинствам приступать, возможно ли Причастие без Исповеди, нужно ли подходить к Чаше на каждой Литургии или причащаться только двунадесятыми праздниками. Игумен Киприан (Партс) считает, что такие вопросы нужно решать, прежде всего, с духовником, но есть общие моменты, которыми можно руководствоваться всем.

– Отец Киприан, давайте поговорим о Причащении Святых Христовых Таин. Это центр нашей христианской жизни. Как часто мы должны причащаться для духовного здоровья? Или для каждого своя частота?

– Конечно, по-хорошему, человеку надо выбрать себе духовника и с ним советоваться, как часто причащаться.

6.png

Чтобы человек был не сам по себе, а был под наблюдением. Причем духовником выбирать не первого попавшегося священника. Походить, поисповедоваться, посмотреть, будет ли человек пользу получать от этого священника. И если сложатся отношения как с духовником, то уже надо у него спрашивать, советоваться, как часто причащаться. Так что я не могу так сказать… Но минимум – это раз в две недели, по-хорошему. Можно, конечно, и чаще, но лучше это решать с духовником.

– Старец Иоанн (Крестьянкин) как раз советовал раз в две недели причащаться…

– Да, но, знаете, у нас сейчас соблазны так умножились, и время у нас не легче, чем было в его время, поэтому сейчас можно и почаще приступать к Исповеди и Причащению. И, опять же, должна быть внутренняя работа над собой. И в первую очередь на что надо обратить внимание? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что покаяние мы должны начать с исправления своего поведения по отношению к ближнему. Исповедь и Причащение – само собой на первом месте, но и работа над собой, чтобы по отношению к ближним понуждать себя к исполнению заповедей, тоже очень необходимая вещь для покаяния.

Покаяние мы должны начать с исправления своего поведения по отношению к ближнему

– Что делать человеку, если он привыкает причащаться и иногда заставляет себя в воскресенье прийти и причаститься?

– Понимаете, от чего это зависит: если мы не будем работать над собой, то есть опасность, что мы будем читать утренние и вечерние молитвы, Евангелие, будем исповедоваться и причащаться, и все это часто, но если при этом не будет личного обращения к Богу и хождения перед лицом Божиим, то кого мы в себе вырастим? Фарисея. Омертвеем внутренне. И будет так: форма есть, а где содержание? Поэтому нужно и участие в Таинствах, и работа над собой. И то и другое необходимо. Вот у птицы два крыла. Оторви одно крыло, что будет, куда она полетит?..

– Что может послужить препятствием к Причащению?

– Если человек произвольно не оставляет грехов, особенно смертных. Другое дело, когда человек падает, кается, тут уже духовник решает, как с ним поступать, как ему помочь. И, конечно, препятствием служит то, если человек не готовится к Святому Причащению. Например, придет и во время Литургии скажет: «А я сейчас решил причаститься. Батюшка, благословите». Все-таки надо готовиться.

1.png

– Если человек исповедовался вечером, но до утренней службы, где он собирался причащаться, уже успел нагрешить, что ему делать?

– Это, конечно, зависит от тяжести греха. Понятно, что мы должны все время себя от греха хранить, не только перед Причащением. Если какие-то повседневные грехи, в смысле внутренние – внутренне раздражился на кого-то, осудил кого-то; конечно, это врачуется личным перед Богом покаянием. Надо идти причащаться, а уже на следующей исповеди сказать.

У меня был такой случай. Это было еще до монастыря. Я пришел на исповедь, покаялся в своих грехах, потом пошел к Святому Причащению, но я еще грехи вспомнил и опять побежал на исповедь к батюшке. Этот батюшка хорошей жизни был, духовный человек, отец Вячеслав Резников в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове служил. Он говорит: «Слушай, представляешь, ведь каждый из стоящих к Причащению что-то может вспомнить. И представь, что они опять будут бегать на исповедь, и это так и будет продолжаться». Я понял: нет, так бегать не надо. Покаяться перед Господом, а на следующей исповеди уже сказать.

– О чем человек должен помнить, когда он подходит к Чаше?

– Помнить о своем недостоинстве. Как преподобный Серафим Саровский говорил, что человек должен в чувстве своего недостоинства подходить к Святой Чаше. И лучше молиться, чем размышлять, о чем-то думать. В конце концов, и на Литургии тоже. Пусть лучше человек молится. Хочет, пусть молитву Иисусову читает про себя, пожалуйста, но стоять и размышлять о чем-то не надо.

– О чем Вы посоветуете молиться перед самим Причастием, когда мы ждем выноса Чаши?

– О помиловании. В милости Божией есть всё. Можно кратенько: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Но, повторюсь, лучше молиться, чем размышлять.

2.png

– Человек причастился. Почему он так быстро теряет благодать?

– Человек, слава Богу, исповедовался, причастился, потрудился для этого, попостился, правило почитал молитвенное. И есть такая ошибка – ложная успокоенность. Когда мы получили Дар и не заботимся о его сохранении, даем себе отдохнуть, если можно так выразиться, от духовной жизни. Враг нас и ловит на нашей беспечности. И, конечно, не теряет благодать смирение. Почему святой Иоанн Кронштадтский не терял благодать? У него смирение было. А мы теряем благодать еще из-за превозношения.

И чтобы сохранить благодать, нам необходимо, чтобы у нас было смирение…

– Нам необходима самоотверженная борьба с грехом. Это для плотского человека страшно, может быть, звучит, но нельзя себя жалеть. Саможаление – это чувство, которым падшие духи искушают человека. Они приносят саможаление. Если мы идем у них на поводу, то что с нами происходит, кого мы слушаемся? Так что нужна борьба.

– Приумножить благодать – это только от Бога зависит?

– Благодатные дарования даются не деланию, а смирению. То есть насколько человек смирится, настолько и получит от Господа. Недаром сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Вся наша борьба, собственно, – за обретение смирения. Вся наша борьба – чтобы мы смирились. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50: 19). И благодать Божию нельзя удержать силой. Это невозможно. Потому что «хозяин» благодати – Сам Господь.

– От нас зависит ходить перед Богом, стараться быть смиренными…

– От нас зависит, с чем мы будем в своем сердце соглашаться. Если мы будем соглашаться с волей Божией о себе, то через это мы спасемся. Если мы с ней не соглашаемся, выбираем свои хотения и разумения, то никакое место нам не поможет для спасения. Если же мы оставим свои хотения и разумения и примем Божии хотения о нас, тогда на любом месте обретаем спасение.

3.png

– Разъясните, пожалуйста, что значит соглашаться с волей Божией о себе, если человек живет в миру?

– Во-первых, обстоятельства нашей жизни – это тоже воля Божия о нас. Во-вторых, человек все время может упражняться в исполнении евангельских заповедей по отношению к ближнему, в том числе, естественно, и в миру – и дома, и с сотрудниками на работе. Господь же сказал: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31). Это самая первая ступень к милосердию, которая любому эгоисту понятна. Вот с этого нам надо начинать.

– Воля Божия заключается еще и в сохранении мирного духа?

– Конечно. Про Бога сказано: «В мире место Его» (Пс. 75: 3). Но надо не забывать, что воля Божия о нас заключена в евангельских заповедях. Для этого, конечно, надо, чтобы мы все время находились в сознании того, чего Господь хочет от нас. Для этого надо ежедневно читать Священное Писание, Евангелие, чтобы наш ум имел правильные ориентиры того, как себя вести умом и сердцем.

– Спасибо, отец Киприан. Вы живете в монастыре центре Москвы уже несколько десятилетий. С какими трудностями Вы сталкиваетесь, будучи духовником и монахом?

– Мы, будучи насельниками монастыря, все-таки живем не в Москве, а в монастыре. Хоть и находится он в центре Москвы, но нас это мало касается. Что касается духовной жизни, храм у нас есть, послушания у нас есть, так что какие трудности?.. Если только бывает шумно иногда. Но это к духовной жизни не имеет отношения. Так что препятствий, чтобы жить именно духовной жизнью, нет. Препятствие только одно – это мой ветхий человек. Вот с ним и борьба. Препятствие – только в самом себе.

– Наверное, это касается каждого, независимо от того, монах человек или нет?

– Да, разницы нет. Пока наш ветхий человек жив, это требует еще какой борьбы, потому что для ветхого человека жизнь по Евангелию – это смерть, распятие. Я видел таких людей, которые в себе этого ветхого человека распяли, который не имел уже на них влияния. Они уже воскресли душой, здесь, еще на земле…

4.png

В Печорах был такой схииеродиакон Андроник. Господь сподобил с ним достаточно часто общаться. Не говоря про отца Иоанна (Крестьянкина), конечно. И видел одну такую рабу Божию под Шацком, Александру, старушку. Ей было за 90. Вот, что отец Андроник, что эта солдатская вдовица. Один жил в монастыре, другая – в миру. А вот по внутреннему человеку они были как один человек.

– Одинаковые…

– Да. Вот, пожалуйста. Она мирянка, не была монахиней, просто вдовица. Но она жила такой же духовной жизнью, как и человек, который жил в монастыре. Конечно, это высота, итог жизни.

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить