Покаяние. Исповедь. Часть 1

Насельник Сретенского монастыря архимандрит Иов (Гумеров) ответил на вопросы, связанные с покаянием и таинством Исповеди. 

Фото 1 (19).jpg

– Отец Иов, благословите. Объясните, пожалуйста, что такое «грех» в богословском понимании?

– Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). Апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного Закона. С самого начала Священной истории Бог дал избранному народу Закон. Ветхозаветное общество представляло собой теократию (от греч. Тheos – Бог, kratos – власть, могущество). Бог Творец был не только Вождем, Законодателем народа, но и Судьей.

Основанием Синайского законодательства является заповедь любить Бога, Который есть высший источник блага людей и порядка в обществе. Нравственный и правовой строй общества был подчинен Божественному Закону. Поэтому в ветхозаветном праве не было разделения между религиозно-обрядовыми, нравственными и юридическими нормами. Все они составляют единый Божий Закон, установления которого были направлены на то, чтобы человек не уклонялся от воли Бога. Поэтому любой грех рассматривался как беззаконие. В Ветхом Завете это слово встречается 281 раз. Иногда в ветхозаветном тексте в одном предложении встречаются слова «беззакония и грех» (Исх. 34: 9). Объяснить это можно тем, что у евреев в ветхозаветный период было несколько слов, обозначавших грех.

– Как совершалось покаяние людей в ветхозаветный период?

– Приносящий покаяние приносил жертву и, молитвенно предстоя Богу, просил помиловать, простить грехи: «Если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех, пусть принесет к священнику в жертву повинности овна без порока, по оценке твоей, и загладит священник проступок его, в чем он преступил по неведению, и прощено будет ему» (Лев. 5: 17–18).

Нравственный и правовой строй общества был подчинен Божественному Закону

В день Очищения (Йом Киппур) в избранном народе совершалось общее исповедание грехов. В Ветхом Завете исповедание грехов передается двумя глаголами: «нахам» (сожалеть о чем-либо, раскаиваться в чем-либо) и «шув» (обратиться, возвратиться). Для характеристики духовного обновления человека через покаяние особо значим глагол «шув». Он указывает на нравственное возрождение через полное обращение к Господу: «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18: 30).

В 50-м псалме «Ханнени Елогим…» («Помилуй мя, Боже…») кающийся Давид видит в себе грех на грехе. Глубину своей греховности он выражает тем, что пользуется тремя различными словами, которые в еврейском языке означают грех: «пэша» (преступление, отдаляющее человека от Бога), «хатта» (заблуждение, осквернение) и «авон» (отклонение от правды, вина). Приложенные к одному человеку, они дают возможность кающемуся Давиду выразить всю глубину своей греховности. Вот почему Давид взывает: «Очисти (в еврейском тексте глагол «маха» – тщательно стирать, истреблять), наипаче омый мя (по-еврейски «кабас» – мыть по способу валяльщиков, растирая и ударяя с силой, чтобы вывести пятна, которые глубоко проникли в ткань), очисти (в еврейском тексте «тахер» – слово, употребленное в книге Левит для обозначения очищения прокаженных)». Царь Давид не просто просит простить его, но молит духовно воссоздать его заново: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50: 12). Употреблено слово «бара» (творить) – глагол, который в Библии применяется только к творческой деятельности Бога.

На протяжении ветхозаветной Священной истории мы ясно видим существенные изменения в покаянной практике. Внешние обрядовые действия характерны больше для раннего периода истории Израиля: раздирание одежд, облачение во вретище, посыпание главы пеплом, биение себя в грудь. В пророческий период настойчиво проводится мысль, что внешнее покаяние, не сопровождающееся внутренним обновлением, не приносит необходимых плодов. Святой пророк Иоиль призывает: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (Иоил. 2: 13).

Фото 2 (3).jpeg

Идея нравственной свободы и личной ответственности перед Богом за грехи особенно полно выражена у пророка Иезекииля, проходившего служение в период вавилонского плена. Господь через него запрещает евреям употреблять пословицу: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез. 18: 2). Каждый отвечает за свои согрешения. «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез. 18: 31–32).

– Кроме царя Давида, какой пример покаяния можно вспомнить еще?

– Иудейский царь Манассия (696–642 до Р. Х.) насаждал идолопоклонство и жестоко преследовал пророков, обличавших его. «И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали. И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон» (2 Пар. 33: 10–11). В плену Манассия раскаялся. Он был возвращен в Иудею, где старался загладить последствия тяжких своих грехов: отменил идолослужение, восстановил Иерусалим и другие города. «Прочие дела Манассии, и молитва его к Богу своему, и слова прозорливцев, говоривших к нему именем Господа Бога Израилева, находятся в записях царей Израилевых» (2 Пар. 33: 18). По-видимому, речь идет о недошедших до нас летописях, которые обычно составлялись при царях. Поэтому в еврейском тексте покаянная молитва Манассии не сохранилась. Она дошла до нас в греческой Библии. Молитва эта является выражение горячего молитвенного чувства, глубокого раскаяния в совершенных грехах и потому считается образцом покаянной молитвы. В чинопоследовании таинства Исповеди сказано: «Манассиину в покаянии молитву приемый...».

Внешнее покаяние, не сопровождающееся внутренним обновлением, не приносит необходимых плодов

В Новом Завете после искупительной Жертвы Иисуса Христа исповедь была поднята на новую духовную высоту. Она становится таинством – священнодействием, в котором при совершении видимых действий подается невидимая благодать Святого Духа, исцеляющая душу. Господь Иисус Христос дал духовную власть апостолам принимать исповедь и отпускать грехи: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18: 18). С рождением Церкви право совершать таинство Исповеди было дано также епископам и священникам.

Фото 3 (20).jpg
Б. Клементьев. «Исповедь»

«Благоутробный, человеколюбивый и желающий нашего спасения Бог премудро поставил между нами и Собою Таинство Исповеди и Покаяния. Он дал каждому власть, если захочет, через Исповедь и Покаяние восстать от своего греховного падения и снова прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, снова стать наследником всех благ» (Преподобный Симеон Новый Богослов).

– Разъясните, пожалуйста, что включает в себя понятие «покаяние»? Какую роль в этом играет таинство Исповеди?

– Таинство Покаяния в богослужебных книгах называется исповедью. Церковно-славянское слово «исповедаю» значит: открыто признаю, объявляю. Следовательно, уже по определению во время этого Таинства человек должен с сокрушенным сердцем конкретно называть свои грехи. Такая практика берет начало уже с апостольского века: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19: 18). Ученик святого апостола Петра, священномученик Климент Римский, пишет: «Итак, в чем мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения». Сущность нравственной перемены, совершающейся через покаяние, заключается в том, что кающийся человек переносит центр тяжести своего бытия с себя на Бога и ближних, ибо в основе любых нравственных пороков (как чувственно грубых, так и утонченных) лежит эгоистическая воля, стремящаяся к самоугождению.

Искренняя исповедь возрождает душу Божественною благодатью, которая подается в этом Таинстве. Истинное покаяние должно всегда соединяться с надеждой. Если после осознания своих грехов человек впадает в уныние, то это значит, что он страдает маловерием. Такой человек имеет узкое и искаженное понятие о Боге. Он еще не познал Его безграничное милосердие и любовь. Враг нашего спасения, видя духовную неопытность такого человека, стремится остановить начавшуюся духовную жизнь и довести человека до уныния.

Об этом свидетельствует преподобный Макарий Великий: «Случается же, что сатана ведет разговор с тобою в сердце: "Смотри, сколько худого сделал ты; смотри, какого неистовства исполнена душа твоя; сколько обременен ты грехами, что не можешь уже спастись". Сие же делает, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние, потому что неприятно ему покаяние твое» («Духовные беседы»). Внушаемый сатаной страх, о котором пишет святой Макарий, часто мешает приступить к таинству Покаяния. Такой человек иногда годами откладывает начало жизни в Церкви, не решаясь совершить подвиг покаяния ради своего духовной возрождения. Другие находят решимость принести покаяние за всю жизнь, однако не знают, что после получения прощения от Господа надо много потрудиться, чтобы уврачевать душу, ибо душа, травмированная долгой греховной жизнью, лечится постепенно. Так как они не исправляют себя твердо и решительно, а годами повторяют прежние грехи, то становятся мнительными. Тогда и начинается «самоедство», которое не только не приносит плодов, а ведет к отчаянию. Человек находится как бы в плену этой сосредоточенности на подробном и детальном видении своих реальных и мнимых грехов, а света надежды не видит.

После искупительной Жертвы Иисуса Христа исповедь была поднята на новую духовную высоту

Против такого ложного покаяния предупреждает святитель Игнатий (Брянчанинов): «Не советовал бы я вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия <…>. Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра» («Письма к мирянам»).

Фото 4 (1).jpeg

Слово Божие утешает нас примером покаявшегося разбойника. Он совершил подвиг надежды. Несмотря на мрачное прошлое, бывший разбойник не отчаялся в своем спасении, хотя осталось несколько часов жизни. Отчаяние и мнительность рождается от доверия бесовским помыслам. Святитель Игнатий пишет: «Напротив того, утешение от Бога уничтожает печаль сердечную, в ея корне – в мрачных помыслах безнадежия. Оно приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды».

– Поясните, пожалуйста, понятие «семь смертных грехов». Почему они так называются?

– Святые отцы различают понятия «грех» (всякое преступление заповедей Божиих) и «страсть» (устойчивый греховный навык). По определению преподобного Иоанна Лествичника, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и чрез навык, сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Лествица. 15, 75).

От греха человек избавляется покаянием. Искоренение страсти требует упорного духовного труда. Когда говорят «семь смертных грехов», то имеют в виду страсти. Большинство святых отцов-аскетов говорят о восьми губительных страстях. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет их в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Последняя является самой опасной страстью. Она может изгнать из человека любую добродетель. Некоторые объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока. Когда говорят о восьми страстях, об этом находят подтверждение в Святом Евангелии, в словах Спасителя о нечистом духе, который вышел из человека, но вернулся с семью злейшими.

Искоренение страсти требует упорного духовного труда
Фото 5 (11).jpg
Преподобный Моисей Мурин

Грехи бывают вольные и невольные, совершаемые по неведению и неосторожности. Среди вольных грехов особо тяжки грехи смертные. К ним относятся: сознательное и намеренное отпадение от веры, упорное отвержение Бога, ненависть и злоба к людям, дерзкое пренебрежение заповедями Божиими. Такие грехи совершаются по глубокой укорененности человека в грехе. Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Величайшим грехом является грех против Святаго Духа, который не прощается. Апостол Иоанн Богослов говорит о том, чтобы молились за тех, кто согрешают не к смерти. За тех же, кто совершает грех к смерти, не дает такого наставления, но и не запрещает прямо. Их упорное отвержение истины, неверие, ожесточение и закоснелость в грехе делает молитву за них, как правило, бесплодной. Самым действенным лекарством для них являются скорби. Уместен вопрос: почему не всем таким грешникам посылаются скорби? Господь, ведающий состояние сердца каждого, знает, кто обратится к покаянию, а кто еще больше озлобится. И на таких людей простирается Божественная любовь. Так как участь нераскаянных грешников неодинакова и наказания будут зависеть от меры преступлений, то Бог не хочет, чтобы увеличились их муки. Для тех же, кто способен духовно возродиться, скорби являются великой и спасительной Божией милостью.

Слово Божие дает нам твердое уверение в прощении грехов, если мы с искренним покаянием и с решимостью исправиться обратимся ко Господу: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян 3: 19); «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9). Учение нашей Церкви о таинстве Покаяния богословски и духовно-опытно убеждает нас, что даже смертные грехи полностью нам прощаются, когда чистосердечная исповедь соединяется с твердым желанием изменить жизнь.

В истории Церкви есть бывшие разбойники (преподобные Моисей Мурин и Давид Ермопольский, мученик Варвар и другие), которые, исправив свою жизнь, не только спаслись, но и стали святыми. Ориген сравнивает действие благодати Божией на душу кающегося с чудом воскресения Лазаря. Возрожденный Крещением человек может вновь совершить грех. Поэтому нужно регулярно приступать к Исповеди, чтобы возрождаться благодатью Божией. Святые отцы называют Исповедь «вторым Крещением».

(Продолжение следует.)

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить