«Положил душу свою о людях своих»

Слово в день памяти святителя Николая,
архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

«Положил душу свою о людях своих». Проповедь иеромонаха Игнатия (Шестакова) на Божественной литургии
19 декабря 2020 г. (Продолжительность 0:13:23 мин, размер 6.7 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Святитель Николай, память которого мы празднуем сегодня, является для каждого служителя Божия примером того, как человек, живущий в Духе Святом, должен служить Богу. Это истинный пример настоящего архиерея. И люди, желающие церковной власти, священнослужители должны иметь его житие как образец для своей жизни.

Часто мы думаем, что власть, в том числе и церковная, – это источник особых почетных состояний. Это обман. И самообман. Но люди, жившие в первые века христианства, такие, как Николай Чудотворец, этот обман опровергают и рассеивают. Святитель Николай никогда не стремился к власти, он даже убежал из своего родного города, в котором его дядя был епископом, чтобы избежать власти. И само избрание его на престол епископский в Мирах Ликийских произошло чудесно и для него совершенно неожиданно – и не желаемо. Он прожил очень долгую жизнь, и, в отличие от некоторых его современников, даже не оставил никакого письменного наследия, несмотря на то, что был участником очень важных церковных событий. Был борцом за веру, за нее даже пострадал в гонения Диоклетиана, сидел в тюрьме. И очень много провел миссионерской работы. Мирил людей, просвещал их, боролся с язычеством и стяжал такой дар чудотворения, что по всей земле люди молятся ему, и православные, и не православные; даже магометане почитают святителя Николая, особым образом верят в его святость и прибегают к нему, ища защиты и покровительства.

И мы тоже часто ему молимся, вспоминаем о нем, но помним ли мы о том, как он жил и что он делал? В чем его пример для нынешних архиереев, священнослужителей и для каждого христианина? Сегодня вспомним три вещи. Во-первых, святитель Николай был бесконечно милосердным человеком, нестяжательным. Будучи сыном богатых родителей, он свое имение и возможности употребил на то, чтобы послужить ближнему, и делал это согласно Евангелию, так, чтобы правая рука не знала, что делает левая, чтобы его добрые дела остались в тайне. Когда один бедный человек, имевший трех красивых дочерей, был готов отдать этих девушек на служение блуду, то молодой иерей Николай, узнав об этом, тайно приходил в дом к этому несчастному и бросал в окно мешочки с золотом – и таким образом каждый раз спасал этих девиц, помогал им выйти замуж. Это только одно из известных его дел, а их были сотни. Известно, что дом его никогда не закрывался для нищих и нуждающихся в помощи.

Еще один подвиг, который он совершал: он не боялся перед властителями этого мира заступаться за несправедливо осужденных людей. Это очень опасно было тогда, опасно и сейчас. Мы видим, как много несправедливых приговоров. В этом мире справедливость – очень условная вещь. И так было всегда. Если взять средневековую историю Руси, то сколько святых, которых неправедно осудили! Одного из них посадили в яму, например. Мы бы сейчас назвали это рейдерским захватом: захотели захватить его земли, обвинили его и на 40 лет посадили в яму. Правда, тот человек это свое заключение превратил в подвиг и стал святым чудотворцем, преподобным. В такой ситуации, когда невинно осуждают человека, когда христиане осуждают христиан на долгие и тяжелые заключения, когда грабят друг друга, нет ничего нового. Это было и в Византии, это было и на Руси, и в других христианских странах… К сожалению, было. И часто мы хотим встать в стороне, не участвовать в этом, даже говорим себе: «Ну, если с этим человеком так произошло, значит, тут что-то не то, значит, он заслужил…» А святитель Николай всю свою любовь, и веру, и дух, которым он жил, направлял на то, чтобы спасти таких людей. И не боялся заступаться ни перед градоначальниками, ни перед самим императором. Он даже во сне являлся императору и грозил ему, что тот должен освободить невинно осужденных, так что император, проснувшись, спрашивал у других: «Что это за колдовство такое?» Это было не колдовство – это было дерзновение исполненного Святого Духа архиерея, служителя Божия. Вот какую силу имели наши предшественники, потому не боялись ничего. А не боялись они ничего, потому что жили нестяжательно и все свое упование возлагали на Бога. Для них самое важное было – дары Святого Духа, ими они дорожили, а не земными связями, богатством, возможностями.

Святитель не боялся заступаться за несправедливо осужденных

И еще святитель Николай прославился как ревнитель веры. Как мы уже сказали, он за свою проповедь сидел в тюрьме при Диоклетиане. И был участником Соборов, хоть сейчас и говорят иногда, что это не подтверждено, что это не точные сведения, но дело не в этом. Дух Святой доносит до нас, что святитель Николай везде и на всяком месте охранял чистоту веры, боролся против ересей, против язычества, против заблуждений и делал это бесстрашно и искренне, не боясь никаких последствий. Вот какой прекрасный пример для всех священнослужителей. Для архиереев, для священников и для всех нас, потому что мы все царственное священство. Все призваны служить Богу в этом священном сане христианина и подражать святителю Николаю и всем другим святым, молитвами и трудами которых Церковь утвердилась в этом мире.

Есть много способов донести евангельское слово, и сейчас их все больше и больше, мы используем их, и нам кажется, что это самый верный и прямой путь. Мы заботимся о передаче информации, и иногда начинает казаться, что это самое главное. Но самое главное – это сила духа, а она невозможна без отречения от всего мирского. Сила духа ослабевает – и ничто не поможет нам. Мы проповедуем, а люди не верят. Мы говорим, а они не слышат, потому что у нас не хватает духа, того духа, которым жил святитель Николай.

Главное в проповеди – сила духа, а она невозможна без отречения от всего мирского

Но каким бы ни был священник святым и правильным, люди остаются очень упрямыми. И сегодня апостол прекрасные и замечательные слова говорит, которые мы должны записать в скрижалях нашего сердца, а можно даже записать на бумаге и повесить в рамочку на каком-то видном месте и всякий раз, направляясь в Церковь, вспоминать об этом:

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13: 17).

Так говорит апостол Павел. Священнослужители просто не могут только ласкать наш слух. Один философ, человек не православный, сказал замечательные слова: легко быть вежливым и тактичным с человеком, который тебе безразличен. И действительно это так. Посмотрите на свою жизнь. Если какой-то человек нам в общем-то не близок, если его судьба и так устроена и нас она не касается, то мы очень вежливы с ним, тактичны. Это может быть какой-то человек на нашей работе, какой-то знакомый, чей-то родственник. Но мы никак не влияем на его жизнь, и в принципе нам все равно, что с ним и как, у нас просто не хватает на него сил и времени, это не наше дело. И с таким человеком нам легко быть тактичным, вежливым, уступчивым, у нас с ним хорошие отношения. А если это наш ребенок, близкий родственник или человек, которого мы любим… Мы не можем так просто смотреть на то, что он делает, мы нервничаем, мы раздражаемся, потому что мы переживаем за него, мы любим его. Всякий священнослужитель призван в первую очередь любить свою паству, заботиться о ней. И когда мы слышим от священника какие-то неудобные для нас слова, а не только тактичные «благословляю», «спаси, Господи», то не надо сразу сопротивляться, брыкаться, осуждать, упираться. Священник – это страж, который даст отчет за то, что он делает, и он не может просто улыбаться и ласкать наш слух приятными словами, он должен ревностно охранять свое стадо. И поэтому стадо должно быть покорно и послушно, найти хоть немного в себе сил, чтобы смирить свою гордыню и самомнение. И тогда Господь посетит сердце этого священника, когда будет доверие у людей.

Священник – страж, ревностно охраняющий свое стадо, он не должен всегда улыбаться и ласкать наш слух приятными словами

Об этом будем помнить, будем молить святителя Николая, чтобы он всем нам – и архиереям, и священникам, и диаконам, и послушникам, и ректорам, и инспекторам, и студентам, и аспирантам, и магистрантам, и верующим людям – послал смирение, покорность, ревность, милосердие, любовь, чтобы все вместе мы радовались в Царствии Небесном со святителем Николаем. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить