Пост – дело личное

Беседа с иеромонахом Лавром (Архиповым)

Великий пост для православного христианина – это возможность научиться воздержанию и очистить сердце. Церковь предписывает в эти дни воздерживаться от всякой скоромной пищи, в некоторые дни отказаться даже от растительного масла. О том, как найти свою меру поста болящим и занятым тяжелым физическим трудом, какова роль духовника в определении меры поста, как правильно расставить акценты, как не превратить пост в простую диету, рассказывает келарь Сретенского монастыря иеромонах Лавр (Архипов).

– Отец Лавр, пост – время особого духовного делания. Как в этом нам помогают ограничения в еде?

– Мне кажется, правильное восприятие поста зиждется на двух основах. Во-первых, воздержание в еде и употребление растительной пищи помогает сохранить ясность ума. По совету святителя Игнатия (Брянчанинова): «Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг, наименее действуют на него; наконец, она – самая здоровая как наименее производящая слизей в желудке. По этим причинам при употреблении ее с особенной удобностью сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком; при употреблении ее слабее действуют страсти, и человек более способен заниматься подвигами благочестия».

А во-вторых, Великим постом мы вспоминаем библейские события, связанные с общественным служением Господа нашего Иисуса Христа, сопереживаем Его страданиям, Крестной смерти и погребению. В это время радовать себя яствами, весельем, устраивать культурную программу – просто неуместно.

– Многие, увы, делают акцент именно на внешней стороне поста: что из еды можно, что нельзя…

– Пост – это понятие индивидуальное. Абсолютно индивидуальное. Есть люди больные, пожилые, малые дети. Поэтому и избирается пост, исходя из ситуации – возраста, состояния здоровья и так далее. Благословение нужно брать обязательно, чтобы действительно правильно начать пост, провести его и закончить.

Благословение нужно брать обязательно, чтобы правильно начать пост, провести его и закончить

– То есть нельзя самостоятельно решить, как поститься? За послаблением в посте нужно обязательно обратиться к священнику?

– Не за послаблением – за рекомендацией. К священнослужителю, которому вы доверяете, у которого исповедуетесь регулярно. Допустим, спортсмен профессионально занимается борьбой. Ему необходима пища, которая будет восполнять энергию, чтобы он мог спокойно выполнять свою работу. Если он будет сидеть на хлебе и воде, просто не сможет трудиться и повредит своему здоровью. Здесь, как говорится в Священном Писании, суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2: 27). Нужно с рассуждением выбрать самый наилучший вариант. Священник может по состоянию здоровья благословить рыбу в Великий пост и молочные продукты. И даже мясо. Но, опять же, исходя из индивидуальной ситуации, с которой пришел мирянин. А вот телевизор, интернет, соцсети, компьютерные игры и прочие развлекательные вещи желательно забыть в течение всего Великого поста.

– Недостаточно общих рекомендаций, звучащих со страниц сайтов и экрана телевизора? Надо обязательно пойти в храм и лично спросить у батюшки?

– Желательно лично. Поговорить со священнослужителем индивидуально. Мы же получаем много рекомендаций медицинского характера от врачей, которые выступают по телевизору. Однако кому-то они будут полезны, кому-то – нет. Мы не лечимся по телевизору. Тем более лучше самому не принимать решения о своей духовной жизни. Хорошо, если у вас есть духовник, с ним такие вопросы и решаются.

– Сейчас по телевидению, кстати, показывают и хорошие православные передачи. По каналу «Спас» идут замечательные документальные фильмы, много познавательной информации.

– Я бы в пост полностью все выключил и сосредоточился больше на духовной жизни, на посещении богослужений, на прочтении святоотеческой литературы, изучении Евангелия, добрых делах, самоанализе, созерцании Бога посредством молитвы.

– Если пожилому нездоровому человеку нельзя строго поститься в еде, может быть, ему по благословению стоит увеличить ежедневное молитвенное правило?

– Сначала нужно оценить, как он выполняет минимальное правило, и, исходя из настоящего состояния человека, принимать решение. Если он не выполняет и минимума, то расширять нет надобности.

– Как определить меру поста для мирянина? Все-таки Церковь приняла за основу монастырский устав.

– Опять же, выполнение устава для каждого человека индивидуально, исходя из его жизненных обстоятельств, здоровья и т.д. Мы берем некий идеал. А кто наш идеал? Идеал наш – Господь. Сказано в Священном Писании: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48). Но можем мы достигнуть этой точки? Не можем! Потому что Господь есть Абсолют. У нас есть вектор, мы в этом векторе будем развиваться в вечности, постоянно. Мы знаем, к чему стремиться и как стремиться. Кто-то в одной степени может выполнять, кто-то – в другой. Все индивидуально.

– Первая и последняя недели Великого поста строже остальных. Полезно ли мирским людям сухоядение и воздержание от пищи в течение всего дня?

– Смотря кому. Нужно учесть все стороны жизни. Если христианин только начал церковную жизнь и впервые совершает пост, возможно, и не стоит сразу поститься так строго. Надо принять во внимание и особенности работы и возможности конкретного человека. Представьте, что верующий молод, здоров, постоянно в разъездах, в командировках. Его там кормят от предприятия. Он же, придя в столовую, не потребует себе особой еды и индивидуального меню. Будет есть то, что дают. Но если есть возможность выбора, то нужно употреблять в пищу постные продукты.

– Иногда приходится слышать от священников сетование, что исповедующиеся каются в съеденной сосиске, а не в проступке духовного характера. Нужно ли каяться «в съеденном»? И нет ли у современного священства некоторого пренебрежения к греху чревоугодия?

– К греху мы всегда должны относиться отрицательно, каким бы он ни был, нарушение ли это поста, кража, зависть или осуждение. Если человек приходит на исповедь и констатирует факт греха, мы не можем сказать: а, ничего страшного, и дальше продолжайте так жить. Нет, мы скажем, что надо исправляться. Покаяние и заключается в том, что человек перестает грешить. Но в пост я бы больше уделял внимания именно духовной составляющей, а не внешним аспектам жизни. Постом часто ожесточается сердце человека, он становится агрессивным; здесь срабатывает психологический фактор, ведь он лишает себя удовольствий, которые позволял прежде. К этому надо быть готовым и понимать, что придется себя удерживать и преодолевать такое испытание. Либо другая проблема: люди впадают в осуждение и прелесть. Признают себя праведниками, превозносятся над другими от того, что не вкушают скоромной пищи, посещают храм и молятся. А ведь нужно в великопостные дни (да и на протяжении всей своей жизни!) направить взор внутрь себя. Исправлять свой микрокосмос. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи». То есть в первую очередь над собой работай, и вокруг тебя будут не только люди исправляться, но и обстоятельства жизни будут складываться благоприятным образом, потому что рядом с тобой Господь.

Нужно направить взор внутрь себя. Исправлять свой микрокосмос

– Постом возможностей для исправления больше?

– На мой взгляд, пост – некий промежуток времени, который нас собирает в единое целое. Потому что мы расслабляемся, расклеиваемся, а пост – лишнее напоминание, что нужно быть собранными и внимательными к своей духовной жизни. Но желательно концентрацию сохранять и в остальное время, и после Пасхи расслабляться не нужно, надо продолжать быть внимательными к своей душе и уму – держать его в целостности.

– Если в семье супруга постится, а супруг не хочет, как сделать, чтобы это не сказывалось на отношениях между ними? Надо ли жене готовить для мужа непостную еду или сказать: ешь на работе что хочешь, а дома – то, что я приготовила?

– Если супруга так скажет, то она не православный человек, хотя, возможно, и считает себя таковой. Семья – это единый организм, и нужно договариваться, чтобы царили согласие, любовь и доверие. Жене лучше сказать иначе: не обижайся, не ругайся, разреши мне поститься, потому что для меня это важно, а я тебе буду готовить то, к чему ты привык. Любое разделение в семье может спровоцировать скандал и явиться катализатором для разрушения семейных уз. Муж не должен становиться пленником христианских предрассудков жены и питаться одной вареной свеклой, когда она ее себе готовит. Это будет с ее стороны эгоизмом. А вот если супруга поведет себя правильно, это окажется ее молчаливой проповедью, и рано или поздно супруг, увидев ее любовь, заботу и добродетельную жизнь, сам придет в Церковь.

– Для многих работающих людей обеденный перерыв в пост делается проблемой. Как вести себя в светском коллективе, надо ли скрывать, что постишься? Или не скрывать и обречь себя на насмешки, прослыть чудаком?

– Декларировать, что ты верующий, не надо. Если угощают – выбирать менее скоромное. Но и стыдиться, что ты христианин, не стоит. В Священном Писании сказано: Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10: 32–33). Это очень серьезно! Так что стыдиться нельзя, но и «метать бисер» и бегать с плакатом «Я – христианин» ни к чему. Нас в любом случае, если мы православные христиане, будет мир гнать – по словам Спасителя. Будут принимать за чудаков. Почему мы не мстим своим обидчикам? Как это – молиться за врагов? Надо же уметь постоять за себя! Обижаться на людей не нужно. Конечно, с точки зрения мира это чудачество. Наша сила – Евангелие. Что легче исполнить – отомстить или простить? Ты попробуй прости! Вот где сила! Так что на работе неизбежно будут придираться, задавать вопросы, но это не всегда плохо. Как раз повод для некоей проповеди. Только нельзя быть многословным. Самая действенная проповедь – молчаливая, нашим образом жизни во Христе.

Стыдиться, что ты христианин, нельзя. А мир всегда будет к нам враждебен!

– Отец Лавр, вы келарь – заведуете всем, что связано с монастырской кухней. Расскажите, есть ли особенности в постном меню Сретенского монастыря.

– Серьезных особенностей нет, стараемся выполнять Устав, но, опять же, в полной мере – только для монахов здоровых. Для студентов семинарии и тех, кто по состоянию здоровья или каким-то обстоятельствам не может держать строгий пост, делаем индивидуальное меню, с рыбкой, даже с молочными продуктами. Для здоровых – растительная пища, когда служится Литургия – с маслицем. В первые дни поста готовим печеные овощи, трапезная не закрывается, можно прийти и поесть, можно не ходить. Некоторые из братии постятся более строго, пьют одну кипяченую воду с ложкой меда. Обсуждается это только с духовником. По воскресным дням (кроме первой седмицы) у нас употребляются «морские гады»: готовим недорогие креветки или филе кальмара. Это такая современная традиция нашей обители.

Храни всех Господь!

С иеромонахом Лавром (Архиповым)
беседовала Наталья Крушевская


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить