Пост ради нетленной жизни

Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона

Пост ради нетленной жизни. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии
20 марта 2021 г. (Продолжительность 0:20:22 мин, размер 20.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В завершение первой седмицы Великого поста мы совершаем память святого Феодора Тирона, который в начале IV века погиб как мученик за твердость исповедания веры во Христа Спасителя.

Феодор Тирон был военнослужащим римской армии. За отказ принести жертву идолам его бросили в темницу без пропитания, обрекая, таким образом, на голодную смерть. Не раз ему предлагали свободу за отказ от своих христианских убеждений. Блаженный Феодор, не дрогнув, прошел испытание веры, за что по обвинению в поджоге языческого храма был предан смертной казни через сожжение. Прозвище «Тирон» скорее всего связано с латинским словом tiro, что значит «новобранец». Отсюда напрашивается вывод, что юный солдат, у которого вся жизнь была впереди, вместо прихотей века сего предпочел смерть за Христа.

Издревле к нему обращались верующие с молитвенными просьбами об укреплении в борьбе с искушениями. В каноне, написанном в память об этом святом, преподобный Иоанн Дамаскин проводит параллель между «огнем мучений», который не устрашил Феодора, и «огнем напастей», который жжет людей страстных. В богослужении святому «огонь напастей» сравнивается с немощью и «гнилостью» ума, непостоянством помыслов, греховными чувственными образами, демонскими мечтаниями и прелестями. Мы ублажаем блаженного Феодора, поскольку Владыка Бог даровал ему силу побеждать демонов, а именно – «страсти душ и телес». Среди телесных страстей есть и чревоугодие. Потому и в наши дни, совершая память этому дивному святому, верующие молятся о Божией благодати для укрепления сил душевных и телесных на перенесение поста.

Состав меню, что можно и что нельзя есть, – это первое, что приходит на ум многим нашим согражданам, когда они слышат словосочетание «Великий пост». Польза и вред от вкушения или воздержания от определенных продуктов питания оценивается, прежде всего, с позиции здоровья организма. Одни говорят, что воздержание от мясной пищи – это признак ведения здорового образа жизни. Переход на пищу растительного происхождения снижает риск ожирения, ишемической болезни сердца и сахарного диабета. Другие говорят, что без белковой пищи они слабеют, а это со временем может сказаться на работе иммунной и репродуктивной систем. В продуктах животного происхождения содержатся все незаменимые аминокислоты, а в продуктах растительного происхождения может не хватать одной или нескольких незаменимых аминокислот. В этом случае звучат рекомендации разрешить в пищу молочные продукты или использовать продукты, искусственно обогащенные нужным составом аминокислот, железа, цинка, кальция, витаминов D и В12.

Дискуссии о диетах уходят в плоскость этичности убийства одомашненной птицы и скота и объема метана, выбрасываемого в атмосферу животноводческими фермами, затрагиваются вопросы вегетарианства или редуктерианства (от reduce – «сокращать, снижать»), что предполагает увеличение в рационе питания количества злаков, овощей и фруктов и полный или частичный отказ от употребления в пищу продуктов животного происхождения.

Высокий интерес к диете свидетельствует об актуальности проблемы качества питания, а тонкие переплетения веганства с практикой йоги или индийской философии – об идейной и даже религиозной основе споров о самой необходимости сдерживать порывы желудка для продвижения вверх по ступеням духовной практики.

Таким образом, через призму поста как добровольного ограничения себя в калориях просматривается глубокий взгляд на человека как мыслящее существо. Человек – не биологический вид обезьяноподобных, который служит своим инстинктам. Человек – это разумное существо, которое для достижения высоких целей призвано покорять низменные порывы.

Авторы песнопений первой седмицы Великого поста обращают внимание на то, что пост – это время покаяния, когда человек с помощью Божией борется с рабством греховным страстям. Адам за невоздержание был изринут из рая, Моисей благодаря посту стал созерцателем неизреченных тайн, а вооруженный постом пророк Илия был восхищен в огненной колеснице на небо.

Наблюдая за тем, как влияет ограничение в пище на повышение раздражительности, современные студенты предлагают «лучше есть мясо, нежели есть людей». Действительно, если воспринимать пост только как диету, в таком случае голодающий может превратиться в злого пса, готового укусить всякого, с кем столкнется на пути. Однако такое отношение к посту противоречит его замыслу. В одной из стихир поста мы находим такие слова: «пресыщение страстями возненавидев, напитайся добрых дел изысканною пищей». Добровольное ограничение себя во вкусностях – предпосылка совершения добрых дел. При этом добрые дела начинаются с высокоморального поведения. «Ныне настало время святого поста; начнем его с добрым поведением: ибо Господь говорит: со спорами и ссорами не поститесь», – поется в одном из трипеснцев утрени. Истинный пост – это воздержание языка, отказ от гнева, злословия, лжи и обмана. «Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!».

Начнем пост с добрым поведением, ибо Господь говорит: со спорами и ссорами не поститесь

«Неудобоносимой одеждой», которую сбрасывает с себя желающий облечься «в светлую ризу поста», являются пьянство, сластолюбие и угождение чреву. Богослужение первой седмицы Великого поста не акцентирует внимания на таких компонентах, как мясо, молоко и яйца. Программа питания определяется здесь не рационом, а отношением к еде. Нам не говорится прямо, можно или нет есть батон или печенье со следами присутствия топленого молока. Казуистика оставлена для фарисеев. Речь идет о самом принципе воздержания от тех форм удовольствий, которые разжигают в человеке греховные страстные порывы.

«Душа, бодрствуй и страстям входы затвори, ко Господу взирая», – плачет Иосиф Песнописец. А у святого Феодора Студита мы находим такие слова: «Всесвященное воздержание начнем радостно, сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего: светлостью любви, блеском молитвы… чтобы светоносными встретить святое и тридневное Воскресение, озарившее мир нетлением». Оба автора песней Постной Триоди акцентируют внимание на Господе. Они призывают поститься не для того, чтобы очистить организм от шлаков или спасти экологию планеты, а для того, чтобы благодатью Иисуса Христа просветить свой разум истиной и приобрести нетление.

Вряд ли святые песнописцы IX века претендовали на то, чтобы продлить свою жизнь на земле. После грехопадения Адама житейской истиной стали слова: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3: 19). Что бы человек ни ел, он все равно умрет. Даже манна небесная не сделала древних израильтян бессмертными (см.: Ин. 6: 49). Нетление, о котором мы постоянно слышим, стоя в храме, – это не эликсир бессмертия, а преображение человеческой природы благодаря причастности Иисусу Христу, Сыну премудрого, невидимого, нетленного Бога (см.: 1 Тим. 1: 17). По словам апостола Павла, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, когда-то, в неведомый для нас час, во мгновение ока, при последней трубе… мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15: 22, 52). Мы постимся, усмиряя плоть, не для того, чтобы себя убить, а для того, чтобы стать причастниками вечной жизни.

Время земной жизни быстро сокращается, годы проходят, как сон, жизнь увядает, как полевой цветок. Перебирая в памяти минувшие годы, совестный человек, по святому Андрею Критскому, призван самому себе признаться, что погрешил пред Богом и мыслью, и словом, и намерением, и делом. Нужно успеть воспользоваться временем покаяния, чтобы, научившись от Спасителя, подражая праведникам прошлого, омыть скверну души своей слезами и войти в Небесный чертог в белых одеждах непорочности с горящими светильниками веры.

Ограничить себя в удовольствиях, когда вся индустрия рекламы работает на пропаганду потребления еды и иных телесных благ, сегодня не просто. Даже физически здоровый человек соблазняется на фиш-роллы, суши или постные вкусности. Помыслы о послаблении в посте являются частью мысленной невидимой брани. Помысел, оправдывающий послабление поста, может корениться в слабохарактерности; помысел, оправдывавший строгость поста, – в дерзновении пойти за теми мучениками, которые «спешили ангельского достоинства достигнуть, тела свои презрев, страданиями чести Бесплотных удостоились».

Мы усмиряем плоть не для того, чтобы убить тело, а для того, чтобы покорить органы чувств начальственному уму. Для победы в мысленной брани нужен не только пост желудка, но и пост языка, ушей и глаз, ограничение себя от тех источников информации и чувств, которые разжигают огонь страстей. Победить в битве с собственными желаниями, притягивающимися к «магниту» земных удовольствий, – все равно что пройти через огонь (см.: 1 Кор. 3: 13–15).

Мы усмиряем плоть не для того, чтобы убить тело, а для того, чтобы покорить органы чувств начальственному уму

Одним из мучеников, отдавших тело на сожжение, чтобы войти в небесную славу, является покровитель всех в подвиге поста просиявших святой Феодор Тирон. Совершая его память, мы можем вслед за Феодором Студитом всех жаждущих вкусить сладости поста призвать словами:

«Придите, верные! Крепкое оружие поста имея, как щит, усердно отразим всякий коварный обман врага. Не обольстимся услаждениями страстей, и огня искушений не убоимся, чрез это Христос Человеколюбец наградами за терпение нас увенчает. Потому, молясь со дерзновением, мы припадаем и восклицаем, просяще душам нашим мира и великой милости».

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить