Праздник, который не должен пройти напрасно

Проповедь в праздник Преображения Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор имеет непосредственное отношение к делу спасения каждого человека. Мы слышим это в тропаре празднуемого события: «Да воссияет и нам грешным Свет Твой Присносущный!» То есть мы просим Христа Спасителя дать нам видение света Его Божества. И это не какая-то недосягаемая мечта христианина, которая, как чудо, внезапно должна осуществиться в нашей жизни. Это вполне конкретная цель, к которой необходимо стремиться всем.

1.JPG

О том, что это зрение может открыться нам, свидетельствует икона Преображения, на которой, кроме Самого Христа Бога, присутствуют пять человек. Господне Преображение объединило три мира: Небесный, земной и преисподний. Представителем Небес был святой пророк Илия, взятый на них живым на огненной колеснице. Апостолы Петр, Иоанн и Иаков лицезрели Фаворский свет, будучи живыми земными людьми, как все мы. А свидетелем от умерших был святой пророк Моисей. Как известно, все души, в том числе праведников, по смерти нисходили в ад до самого Воскресения Христова, поэтому Моисей был представителем преисподнего мира.

Если от горнего и преисподнего мира было взято по одному человеку, то от живых – трое. Это подталкивает к размышлениям, что эти трое представляют собой важное, ключевое знание для земного мира, открывающее нам возможность приобщиться к лицезрению нетварного света Божества. Это значит, что каждый из трех апостолов воплощал важные добродетели, был их носителем и проповедником. Давайте разберем, что это за добродетели.

Святой апостол Петр – первоверховный, можно сказать, старший из апостолов – воплощает в себе, конечно же, веру. Именно его вера засвидетельствована самим Спасителем: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Именно исповедание Христа Сыном Божиим и доверие Промыслу Божию открывают человеку путь видения и исполнения Его святой воли. 

Апостол Иаков Зеведеев – брат апостола Иоанна – представляет добродетель надежды. По словам преподобного Максима Исповедника, Иаков «переводится как “запинающий”, а означает надежду, ибо если кто-то понадеется, что вместо сих преходящих и тленных благ воспримет непреходящие и нетленные, то сможет запнуть диавола, всегда обольщающего с помощью чувственного». Это упование на Единого Бога Иаков засвидетельствовал делом: проповедью Воскресшего Христа в мире и мученической кончиной за Него в Иерусалиме. Именно деятельное исполнение заветов Христовых делает нашу надежду непоколебимой, о чем другой апостол от 70-ти Иаков писал: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2: 26).

Любовь – добродетель деятельная, дающая, жертвенная.

Апостол Иоанн Богослов – апостол любви. Тогда на Фаворе он был совсем юным, но самым преданным учеником. Любовь – добродетель деятельная, дающая, жертвенная. Иоанн отдал всю свою жизнь на служение делу созидания Христовой Церкви, за что сподобился великих откровений Божиих и усыновления от Самой Пречистой Богородицы. Уже будучи ветхим старцем, он непрестанно твердил своим ученикам: «Детки, любите друг друга!» (см.: 1 Ин. 4: 7).

Эти три добродетели: вера, надежда и любовь – указывают нам путь к тому состоянию нашего существа, в котором мы можем видеть лучезарный лик нашего Спасителя. Он указал нам на это блаженство и повторяет на каждой Божественной литургии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). А апостол Павел говорит, что ничто нечистое «не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5: 5), поэтому ревность о чистоте сердечной должна быть насущной потребностью каждого христианина.

2.JPG

Да, нам нужно строить дома, выращивать деревья, воспитывать детей, защищать с оружием в руках свое Отечество и делать множество обыденных дел, которые, казалось бы, несовместимы с приобретением добродетелей и чистоты сердца. Но так кажется только на первый взгляд. Ведь есть множество примеров святых нашей Церкви, свидетельствующих об обратном: ремесленников, воинов, царей. Мужчины и женщины, монахи и семейные, дети и старцы – все призваны в Царство Христово, мы все должны войти в него.

Как различны судьбы пятерых свидетелей Преображения Господня, так многократно удивительнее Промысл Божий в нашей жизни. Чей-то жизненный путь безупречен и чист, как у апостола Иоанна, сохранившего девство и дожившего до глубокой старости, и Иакова, исполнившего долг своего апостольского служения. Так и наоборот, даже будучи удостоверенным в Божественности Иисуса на Фаворе, Петр предал Его в самое страшное время, и был прощен, и достиг святости. Илия был истинным аскетом и пустынником, много страдал от гонений, собственноручно убил несколько сотен лжепророков, низводил огонь с неба, воскрешал мертвых и в итоге был взят живым на Небо. Моисей жил не без греха, убил египтянина, за недоверие Богу не вошел в землю обетованную и был погребен после сорокалетнего скитания по пустыне, но беседовал с Богом и принял от Него спасительный Закон.

Все призваны в Царство Христово, и мы все должны войти в него.

Как видим, несовершенство земной жизни совсем не закрывает нам путь к приобретению добродетели и наследию Вечной Жизни. Что же необходимо предпринять для того, чтобы очистить свое сердце, сделать его вместилищем веры, надежды и любви? Для этого нужна всего лишь решимость – то единственное, что в наших силах принести в жертву Богу. Как говорил наш любимый святой преподобный Серафим Саровский: «Если бы решимость имели, то жили бы как отцы наши, потому что благодать и помощь верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была прежде, ибо, по слову Божию, – Господь Иисус Христос вчера и сегодня Тот же и во веки» (см.: Евр. 13: 8).

Взирая на образ Преображения Господня, сегодня же решимся с Божией помощью на преображение нашей жизни. Откажемся, с надеждой на Его всесильную благодать, от пагубной привычки. С верой встанем вечером на молитвенное правило. С любовью терпеливо промолчим в ответ на обидное слово. И тогда этот праздник не пройдет для нас напрасно. А если каждый день будем искать чистоты сердца и совершать небольшой поступок веры, надежды и любви, то по молитвам Богородицы, как поется в тропаре, нам обязательно откроется зрение Божественного Света.

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить