Пропуск в Царство Небесное

Картинка 1.jpg
Большинство из нас, считающих себя более-менее воцерковленными, нашли в Церкви свой уголок, выражаясь современным языком, свою «зону комфорта». Стараемся грубо не грешить, если согрешили – исповедуемся, стараемся регулярно причащаться, регулярно ходим на службы, молимся, есть свое маломальское правило, постимся в свою меру. Не без скорбей, конечно, но стараемся жить церковной жизнью.

И здесь, не безосновательно, появляется надежда на спасение, найдет Господь и для меня уголочек в Царстве Небесном. Мы затихаем, начинаем вести «оседлую» духовную жизнь.

Мы знаем, что любой сад, поле нужно непрестанно возделывать. Мы более-менее расчистили поле своей души, пропалываем появляющиеся сорняки покаянием. Но поле пустое. Какой плод оно принесет Богу и нам? Нужно его засеять. Засеивается же поле души добродетелями.

Пусть почва нашей души будет и плодородной, но, если оставить ее незасеянной, невозделанной, она зарастет терновником и чертополохом.

Чтобы нам преуспеть, мы должны познать, какие страсти в нас есть, и стараться избавиться от них. Но также нужно и познать какие дарования дал нам Бог, и постараться развить их.

Преподобный Паисий Святогорец предупреждает, что «Бог от каждого из нас потребует ответа, удвоили ли мы тот дар, который Он нам дал. Если кому-то Он дал пять дарований, то человек должен превратить их в десять. Девять – это для него уже не лучший показатель».

Нет пользы душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней добродетелей
«Добродетель – признак духовно живущего человека», – учит святитель Тихон Задонский. А святитель Иоанн Златоуст энергично настаивает на необходимости добродетели для спасения: «От порочных действий, – говорит он, – нужно удерживаться, чтобы освободиться от геены, а чтобы наследовать Царство Небесное, необходимо стяжать добродетель». «Человек не причинивший городу зла, способен избежать наказания, но золотым венцом увенчивается не тот, кто не причинил зла, а тот, кто оказал городу много благодеяний… Нет пользы душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней добродетелей».

Мы должны не только искоренить старую закваску и совлечься ветхого человека, но и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4: 24).

По учению святителя Кирилла Александрийского, Бог и Отец удостаивает Своего лицезрения только тех, в ком находит сходство с Собою, тех, кто имеет сродство с Сыном Божиим. Сродство же это достигается подражанием божественным добродетелям. И это естественно для человека, так как отвечает его первоначальному предназначению. «Добродетель возводит нас к той дивной первоначальной красоте, какою человек обладал, будучи создан по образу Божию и подобию», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Для того, чтобы осуществиться в человеке, христианская добродетель не просто возрастает и крепнет, но борется и сражается. Семя Христово, падая на землю сердца, попадает в неблагоприятные условия, весь человек, и тело, и душа поначалу не приспособлены к духовной жизни, непокорны легкому игу Христову. Возрастание у христианина – это многотрудная борьба с самим собой, напряженная и скорбная. Каждый шаг земли нашей души мы отнимаем у врага войной, самопринуждением.

«Чтобы купить добродетель, – учит святой Симеон Новый Богослов, – надо заплатить не золото и серебро, а кровь».

«Не думай, что ты приобрел добродетель, если прежде не боролся за нее до крови», – говорит преподобный Нил Синайский.

Добродетели – одежды нашей души, пропуск в Царство Небесное. По слову святителя Кирилла Александрийского, только обогатившийся верою и просветившийся всякою добродетелью может получить Царство Небесное.

«Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам», – пишет святитель Василий Великий.

Добродетели – одежды нашей души, пропуск в Царство Небесное
В древнехристианской книге «Пастырь Ерма» в одном из видений христианские добродетели были показаны в виде семи жен, окружавших здание Церкви. Они поддерживали башню и открывали в нее вход только тем, кто служил им самим, кто отличался этими добродетелями. Добродетели эти «связаны между собой и следуют одна за другой, как и рождены. От Веры рождается Воздержание, от Воздержания Простота, от Простоты Невинность, от Невинности Скромность, от Скромности Знание, от Знания Любовь. Действия их чисты, целомудренны и святы, и кто послужит им и будет в силе исполнять дела их, тот будет иметь обитель в башне со святыми Божиими».

Картинка 2.jpg
О душевном доме добродетелей оставил нам поучение преподобный Авва Дорофей. «Человек, желающий создать душевный дом, не должен не радеть ни об одной стороне своего здания, но возводить его ровно и согласно, строить его со всех четырех сторон и утверждать отовсюду.

Сперва должно быть положено основание, то есть вера, и потом на сем основании человек должен строить здание равномерно: случилось ли послушание, он должен положить один камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должен положить один камень долготерпения, представился случай к воздержанию, должен положить один камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здание по одному камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и т.п. И при всем том должно позаботиться о терпении и мужестве: ибо они суть краеугольные камни, ими связывается здание и соединяется стена со стеною, почему они не наклоняются и не отделяются одна от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели.

Строящий должен также на каждый камень класть известь; ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут, и дом обрушится. Известь есть смирение, потому что она берется из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель.

Дом должен иметь и так называемые связи, кои суть рассуждение: оно утверждает строение, соединяет камень с камнем и связывает стены, а вместе с тем придаёт дому и большую красоту. Кровля же есть любовь, которая составляет совершенство добродетелей».

Всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель
Добродетели требуют не только неоднократного проявления, они должны всегда пребывать в нас, быть присущими нам, укорененными в нас. И они не должны оставаться на одном уровне, но все более и более умножаться и возрастать в силе и плодотворности. Только в этом случае мы будем иметь успех и не останемся бесплодными.

Святитель Григорий Палама уподобляет душу каждого из нас «лампаде, делание добра елею, любовь – фитилю, на котором почивает, как свет, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати гаснет, потому что добродетель и любовь, исчезая, уносят с собой и благодатные дарования. Когда же Бог отвращает лицо Свое, наступает полный мрак». Поэтому мы и сидим потухшие и унылые, ленимся наполнить наши лампады елеем добрых дел и ждем, когда они загорятся сами собою.

«Не будем ленивы на добро, но станем гореть духом, чтобы не уснуть мало-помалу в смерть или чтобы во время нашего сна враг не посеял худых семян», – пишет святитель Григорий Богослов.

Преподобный Паисий Святогорец говорит: «В ком есть духовная красота, рождаемая добродетелью, тот светится Божественной Благодатью». Воистину, больше всех сияет красотой добродетелей Заступница наша небесная Пресвятая Богородица. Ее Благовещение – один из самых радостных праздников – мы сегодня отмечаем.

На сегодняшний день попадает и четвертая Неделя Великого поста, в которую Церковь постановила поминать преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, для того, чтобы мы в течение поста имели перед глазами живой пример человека достигшего духовного совершенства и не забыли о необходимости каждому христианину хотя бы ознакомиться, заглянуть в его великую книгу – Лествицу, в которой преподобный Иоанн изобразил христианские добродетели в той постепенности, как они должны утверждаться в человеке.

Наш священномученик, митрополит Серафим (Чичагов) обращает внимание, что многие считают Лествицу сугубо монашеской книгой. «Но, возлюбленные, – говорит он, – разве Святая Церковь постановила поминать сегодня преподобного Иоанна только монахам, а не всем православным христианам? Хотя между жизнью светских людей и монахов мало общего, но, однако, все христиане должны восходить по одной лествице духовной в дом Отца Небесного».

Все христиане должны восходить по одной духовной лествице в дом Отца Небесного
На Благовещение попадает и память замечательного сербского святого ХХ века – преподобного Иустина (Поповича), сподобившегося родиться и почить в этот великий праздник. Он писал: «Каждый богородичный праздник – это малый рай на земле, который срастворяется с тем вечным, с тем небесным раем».

В наших храмах на Царских вратах, которые символизируют вход в Царство Божие, мы всегда видим образ Благовещения и на нем нашу Путеводительницу, которая ведет нас путем добродетелей за Христом в Его светлое Царство. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Ирина   11 Апреля 2019, 12:04
Добрый день. Благодарю, Вас, за статью.

Читая статью о доброделании, которое берет начало в покаянии. Почему? Почему войдя только в храм, на первых ступеньках воцерковления, такой пыл, такая ревность к святости и чувствуется и делается? Готов горы перевернуть чтобы и ты и жизнь твоя изменилась. Но проходит время, боль и страх от сделанного в прошлом грехов утихла, чувствуешь себя омытый и успокоившиеся, и входишь в состояние некоего покоя. Даже со временем чувствуешь себя особенной воцерковленной (по сравнени с теми, кто вне Церкви), знающей, молитвенницей, делающие кое-какие успехи и имеющий уже свой молитвенный опыт  общения и познания Бога. Чего еще желать? Это диавольская ловушка раскинута внутри Церкви (которая зовется фарисейством и прелестью), и уловляются в нее большая часть "верующих". Почему? Потому что вначале прибежала в Церковь, как говорится "скорбь посетила" (это у большинства), тут и ревность и рвение в делании "все, что нужно в такой ситуации", по совету священника (исповедь, причастие), чтобы ситуация изменилась. Делая сначала по указке "надо так и так" со временем возникает привычка, но даже если пока скорбь "на радость не приложилась", то утешение и покой в душе уже чувствуешь, а потому видишь это работает, приносит свои плоды и оно благо, а в остальном надо терпеть как советует священник и молиться, авось и скорбь пройдет. Человек, который не понимает что есть грех, увы, измениться не может. А значит и в делании добродетелей потерпит фиаско, некий такой серднячок живущий по принципу "мне и так не плохо, зачем что-то менять?", устраивающего то, что имеется и не стремящийся к большему, совершенному. Правильно сказал о. Спиридон, что работа над своей душой, ее приображения во образ Господа Иисуса Христа, начинается с того, как мы слышим Господа Бога нашего, Который говорит с нами через Евангелие, послание апостолов и духовные труды святых отцов. Притча о сеятеле, относится к каждому человеку и хорошо бы спросить себя: "А как я слушаю? Какое я семя? Какая земля у меня? Что является приоретом в моей жизни? На каком месте у меня Бог, Церковь, душа моя, вечность, суд?"
Грех - это не плохой поступок, который я - хороший человек иногда совершаю из-за различных неблагоприятных для меня обстоятельств, ситуаций и не совсем хороших людей. Грех - это зло! И если я совершаю грех, то я творю зло! И наличие греха у меня говорит о моей злобе, которое находится внутри меня, моей души и моего сердца. И не люди, не обстоятельства здесь не причем, делаю зло я, а не другой человек и не обстоятельства! Имея грех, добро творить я не могу, ибо зло антипод добра! Моя "доброта" есть лицемерное притворство, ублажение своей гордыни, стремление к похвале, почестям и прославления пусть не громко, не на весь мир прославится и поучать овации и аплодисменты, но хотя бы в своем маленьком окружении этого хочется. Для того и делаю добро, чтобы получать похвалу за него, а я притворно буду похвале и славе противится, но в сердце услаждусь её приятностью.
Зло не желает меняться, его и так все устраивает, и наличия этого желания говорит о том, что в моей душе живет зло. Зло не любит трудиться, его раздражает когда его сподвигают к деланию, изменению, оно любит услаждаться речами о спасении, говорить о нем, мечтать и рассуждать, но оно и перстом не двинет чтобы стать таковым о которым мечтает и рассуждает. Зло не любит делателей, ибо они обличают его, что оно - зло - лениво, пустое, надутое, праздное и празднословящее. Грех - это зло, которое поработило всего человека, и его сознание, крепко держит в путах душу человека, и разорвать его узы, притягательность, соблаз и "сладость" без понуждения изменения себя, без работы над собой не возможно. А начал что-то делать, не останавливайся. Остановишься и снова грех - зло овладеет тобой. Хочешь быть добрым? Искорени в себе зло, через очищения своего сердца - покаяния, соединения с Господом (ибо без Него делать доброго не можем) - прибегая к Таинствам Церкви, насаждая добродетели и растя их, чтобы принесли хотя бы тридцатикратные плоды.
Помоги нам всем Господи!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить