Проверяйте себя, в Духе ли вы Святом?

Слово в день Святой Троицы

Пятидесятница. Печская патриархия, Сербия. XIV век.jpg
Пятидесятница. Печская патриархия, Сербия. XIV век

Проверяйте себя, в Духе ли вы Святом? Слово в день Святой Троицы. (MP3 файл. Продолжительность 11:42 мин. Размер 8.03 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра».

Возлюбленные верные христиане! Сегодня мы в очередной раз собрались отпраздновать праздник Святой Троицы. Не просто отпраздновать, но стать живыми участниками тех событий, которые совершились две тысячи лет назад. Именно тогда в Сионской горнице произошло явление, которое мы сегодня называем днем рождения нашей Церкви. Событие это для нас таинственное, непостижимое, возможно, даже труднопонимаемое человеческим умом. Именно в этот день Святая Троица явила Себя в полноте человечеству. В виде огненных языков на апостолов сошел Святой Дух. Почему Дух Святой сошел в виде огненного пламени?! Думается, это произошло не случайно.

Проводя аналогию, мы можем сказать, что одним из свойств огня является излучение света. Так же Дух Святый излучает тот Таинственный свет, который видели и видят многие святые подвижники и верные христиане. Вспомним беседу преподобного Серафима Саровского со своим учеником Мотовиловым. Когда ученик спросил у старца, а как узнать, что ты пребываешь в Духе Святом, Преподобный крепко взял его за плечи и сказал, что они теперь вместе в Духе Святом, при этом оба исполнились света. От этого ослепительного света Мотовилов не мог рассмотреть лицо старца: «Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца…»

Другим свойством огня является выделение тепла. Преподобный Силуан Афонский писал: «Благодать Святого Духа согревает душу любить Господа, и она скучает по Нему и слезно ищет Его». Так Дух Святой согревает холодные сердца человеческие, располагая их к любви и добродетели, к желанию творить добро, радоваться, нести в мир гармонию и уют. Об этом прекрасно сказал апостол Павел: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22–23).

Огонь стремится вверх, так и душа, облагодатствованная Духом Святым, стремится ввысь, отрываясь от всех земных привязанностей, и живет в своих мыслях одним Богом. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Душа, познавшая Бога Духом Святым, рвется к Нему; память о Нем сильно влечет ее, и она легко забывает мир».

И самое главное свойство огня такое: как бы это ни парадоксально звучало, но без него невозможна жизнь на Земле. Так и для православного христианина невозможна жизнь без Духа Святаго. Наш великий старец и молитвенник за землю Русскую преподобный Серафим Саровский говорил, что главной целью христианской жизни является стяжание Святаго Духа. Поэтому христианину всегда и всюду нужно «проверять себя: в Духе ли я Святом?»

А как можно проверить себя? Важным показателем моего внутреннего, или, лучше сказать, духовного, состояния являются мои отношения с ближними. Невозможно идти к Богу, перешагнув через человека. Если человек в отношениях с людьми доброжелателен, готов всегда помочь, исполнен любви, смирения, кротости, уступчив, готов пожертвовать собой ради ближнего, то все это свидетельствует о том, что христианин находится в Духе Божием. Нужно научиться не просто снисходить к немощам ближнего, но не осуждать никого и, как говорит преподобный Силуан Афонский, «любить врагов и за все скорби благодарить Бога».

Если же человек раздражителен, не умеет слушать и слышать, старается всех поучать, дерзок и сух в разговоре, испытывает неприязнь к ближнему и постоянно осуждает окружающих, если он спорлив и криклив, то такой бедолага находится во власти демонской и исполняет пожелания своей плоти. Отсюда и появилось всем нам известное выражение «быть не в Духе». Очевидно, что русский народ подчеркнул этим выражением бедственное положение человека, которого оставила благодать Божия. Из этого мы можем сделать заключение, что Дух Святый оставляет людей за их грехи.

Грех является разделительной чертой между Духом Божиим и человеком. Апостол Павел говорит, что наше тело является домом Духа Божия. А Дух Божий не может жить в теле, исполненном всякой страсти, греха и неправды. Поэтому нужно вести внимательную, трезвенную духовную жизнь. Важно подвергать анализу все свои дела, слова и поступки, которые могли отогнать благодать Божию и оскорбить Святого Духа Божия (см.: Еф. 4: 30). И рассмотрев все совершённые грехи за день или за какой-то промежуток времени, важно искренно раскаяться, принести исповедь, и тогда Господь с любовью простит нас и пошлет благодать Духа Святаго.

Поэтому необходимыми средствами для стяжания Духа Святаго являются:

1. Покаяние и слезы. Рассматривание своих грехов – это один из главнейших путей к стяжанию смирения. Всё начинается с покаяния, как говорили святые отцы, с «великого понимания», то есть с фундаментальной трансформации нашей способности смотреть на себя, на других, на Бога. Слезы и искреннее покаяние привлекают благодать Божию. Дух Святой живет только в чистом сердце, очищенном слезами, в сердце, смиренном и наполненном молитвой и любовью к ближнему.

Дух Святой живет только в сердце, очищенном слезами, в сердце смиренном

Только подумайте, какой сложный жизненный путь прошли апостолы, чтобы стяжать благодать Святаго Духа. Они испытали и скорби, и болезни, и поругания, и богооставленность. Перед их взором предстала страшная картина: их Учитель, их Наставник, их Друг, их Бог, ради Которого они оставили всё, висит бездыханен на Кресте. Это крах всех надежд. Пустота заполнила их сердце. Они почувствовали себя оставленными, и они поистине испытали богооставленность. И только потом их посетила радость о Воскресшем Господе и затем подлинное Утешение Духом Святым.

2. Молитва. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Кто усердно молится, тот привлекает к себе Духа Святого». Что значит усердно молиться? Это значит быть внимательным и сосредоточенным в молитве. Но это еще не всё. Важен и наш покаянный настрой. Покаяние – главная движущая сила молитвы. В своем 49-м слове преподобный Исаак Сирин пишет: «Когда предстанешь в молитве пред Богом, соделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы ребенком лепечущим». Из этих слов святого отца мы можем заключить, что важным обязательным условием усердной и плодотворной молитвы является смирение. Поэтому подлинная молитва – это молитва, исполненная чувства глубокого покаяния и трепетного благоговения. Молитва, совершаемая «по привычке, без сокрушения сердца о грехах – не угодна Господу», – учит преподобный Силуан Афонский. Опасность молитвы без сердечного покаяния в том, что она рождает в сердце человека фарисейское самодовольство. А в самодовольном сердце не живет Дух Божий.

Кто усердно молится, тот привлекает к себе Духа Святого
Церковь – место особой концентрации Божественной благодати. От этого многие люди верующие и даже не верующие ощущают особое спокойствие и умиротворенность в храме. Все церковные Таинства, обряды, традиции, богослужения исполнены благодати. В Церкви нет ничего, что не освящалось бы Духом Святым. Поэтому регулярное посещение богослужений и участие в Таинствах даруют человеку Божественную благодать. Уже здесь, на земле, такой человек становится участником вечной славы. Но и здесь важное условие для приятия благодати – это вера и благоговение.

В храм Божий нужно приходить как будто в первый раз. Перед тем, как зайти, нужно мысленно себя подготовить, осознать свое недостоинство и признать величие Божие. Перед тем, как войти в храм, важно мысленно произнести покаянные молитвы с поклонами: «Боже, буди милостив мне, грешному»; «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя»; «Без числа согреших, Господи, прости мя» или просто «Господи, помилуй». Перед входом в храм, за дверью нужно оставить все смущающие нас мысли, мысли о работе и житейских заботах. На богослужении человек должен быть внимателен к тому, что читают и поют, не блуждать своими глазами по храму. К сожалению, привычка свойственна каждому человеку, а привыкая, люди перестают ценить имеющееся по достоинству. При таком формализме человек теряет благодать Святого Духа внутри Церкви и для него Церковь становится кружком по интересам. Где нет благоговения, там нет и благодати. Поэтому можно быть воцерковленным, но при этом остаться безблагодатным.

Дорогие братья и сестры, будем ежедневно проверять себя, находимся ли мы в Духе Святом; будем слезно молить Господа, чтобы Он не отнимал от нас Своей благодати, будем ставить целью своей жизни стяжание благодати Духа Святаго.

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить