Путь, Истина и Жизнь

Церковь дает нам не систему, а ключ; не план Божиего града, а средство войти в него.
Кто-нибудь, может быть, и заблудится, не имея плана. Но все, что он увидит,
он увидит без посредника, он увидит непосредственно, для него это будет реальным;
тот же, кто только изучил план, рискует остаться вне и на самом деле не найти ничего.

Протоиерей Георгий Флоровский

1. Quo vadis, Domine.jpg
Quo vadis, Domine
Один из наиболее известных отцов-пустынников Египта IV века, преподобный Серапион Синдонит однажды отправился в паломничество в Рим. В Риме ему рассказали о знаменитой отшельнице, женщине, которая всю свою жизнь проводила в одной маленькой комнате и никогда не выходила из дома. Поскольку сам Серапион был опытным монахом-пустынником, то он скептически отнесся к ее подвигу. Однако все же пришел к этой женщине и спросил: «Почему ты сидишь в маленькой комнате?» На что она ему ответила: «Я не сижу. Я странствую». Я не сижу, я странствую – каждый христианин может применить эти слова к себе. Быть христианином – значит, быть странником, путешественником, значит, быть в пути.

Наша сегодняшняя жизнь, как замечают греческие отцы, похожа на жизнь древних израильтян, странствующих по Синайской пустыне. Наше внутреннее пространство сердца похоже на Синайскую пустыню, и мы путешествуем сквозь него. И душой мы всегда в движении, а потому мы как будто живем в палатках, а не в домах. Это путешествие не измеряется часами или календарными днями, ибо это путешествие вне времени, оно устремлено в вечность.

Христианство больше, чем вероучение и правила: это путь, по которому мы идем, – образ жизни
Одно из самых древних названий христианства звучит как «Путь». «В то время, – как сказано в Деяниях апостолов, – произошел немалый мятеж против пути Господня» (Деян. 19: 23); Феликс, римский правитель Кесарии, говорил о своем «ограниченном знании этого Пути» (Деян. 24: 22). Это именование подчеркивает практический характер христианской веры. Христианство – это больше, чем теория о вселенной, больше, чем вероучение и правила, записанные на бумаге; это путь, по которому мы идем, – в самом глубоком и насыщенном смысле этого слова, это образ жизни. Есть только один способ раскрыть истинную природу христианства. Мы должны выйти на этот путь, посвятить себя евангельскому образу жизни, и тогда мы сможем увидеть сами, куда идти. Пока мы остаемся снаружи христианского образа жизни, мы не можем правильно понять этот путь. Конечно, нам нужно дать указания, прежде чем мы начнем идти; нам нужно сказать, на какие указатели при пути стоит обратить внимание, и нам нужны спутники, проводники. Действительно, без руководства от других едва ли можно начать какое-либо доброе путешествие. Но указания, данные другими, никогда не смогут донести до нас, каков этот путь на самом деле; указания не смогут заменить личный опыт странствия. Указать на путь и пройти его – не одно и то же. Но каждый призван последовать верному указанию и проверить, чему его учили, проверить себя. Каждый обязан заново пережить и оценить принятую им в дар православную традицию. «Символ веры, – говорил митрополит Филарет Московский, – не усвоен вами, если вы не прожили его». Никто не может проходить это важное для всех странствие в вечность с комфортом, словно бы путешествуя в мягком кресле бизнес-класса. Никто не может отойти от пути, вернуться назад, а потом продолжить идти с того же места, откуда ушел. У Бога есть дети, но у него нет внуков.

Верность Традиции означает постоянно новый и непосредственный опыт богообщения – прямо здесь и сейчас
Как православный христианин, я хотел бы особо подчеркнуть эту потребность в жизненном опыте. Многих на Западе сегодня Православная Церковь привлекает именно своей атмосферой древности и традиционализмом. Но одновременно это как будто выглядит посланием от православных к их западным братьям, которое звучит так: «Мы – ваше прошлое». Однако для самих православных верность Традиции главным образом означает не принятие правил или обычаев прошлых поколений, а скорее, наоборот, постоянно новый, личный и непосредственный опыт богообщения в Духе Святом и в настоящем времени, прямо здесь и сейчас.

Описывая посещение деревенской церкви в Греции, британский поэт и писатель Джон Бетчеман подчеркивает атмосферу древности в православном храме, сравнивая в своих стихах Церковь с «древним древом», но также подчеркивает и нечто большее и значительное: важность символики в нашей традиции, такой как молитва с возжиганием свечи; глубокий смысл иконы, которая стремится раскрыть и показать, что Церковь – это «рай на земле»; потрясающее ум и душу мученичество христиан в истории Православной Церкви – при турках с 1453 года, при коммунистах с 1917 года.

Православие в современном мире действительно является «древним древом». Но кроме огромного возраста в нем есть и огромное стремление к жизни, энергия «вечного обновления»; и именно это имеет значение, а не просто древность сама по себе. Христос не сказал: «Я есть обыкновение», Он сказал: «Я есть Жизнь».

 

Молитва перед отправлением в путь

О Спасителю, Ты путешествовал с Лукой и Клеопой в Эммаус, спутешествуй ныне и с рабами твоими, отправляющимися в путь, и защити нас от всякого зла.


Перевел с английского иерей Димитрий Дегтярев
Источник: Каллист (Уэр), архим. Путь Православия (The Orthodox Way). Пролог.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить