Путем смирения

Насельник Сретенского монастыря архимандрит Иов (Гумеров) ответил на вопросы относительно важнейшей для каждого христианина добродетели смирения. 

Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем,
и найдете покой душам вашим (Мф. 11: 29)

1, превью (7).jpg
Архимандрит Иов (Гумеров)

– Отец Иов, благословите. Объясните, пожалуйста, что такое смирение?

– Однажды авва Антоний Великий поведал: «Видел я, что все сети диавола распростерты по земле. Тогда я вздохнул и сказал: "Кто же минует их?" И услышал голос, который ответил мне: "Смирение"».

Смирение (образовано от слова «мир») – это состояние души, освободившейся от страстей. Проявляется оно по отношению к Богу, к людям и к себе. Ни мир с его соблазнами, ни плоть, ни любовь к славе, ни ревность, ни зависть не делают такого человека пленником.

Идеальный пример смирения явила Матерь Божия. Эта главнейшая христианская добродетель была свойственна Ей, как пишут святые отцы, с младенчества. Сама Она говорит о Себе: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 48). После Вознесения Ее Божественного Сына Она жила в ожидании исхода из этой земной жизни. Никого не учила, не наставляла, а любила уединение, посвящая его молитве.

Идеальный пример смирения явила Матерь Божия

Священное Писание говорит о смирении как о высочайшей добродетели: «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость» (Притч. 11: 2); «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33: 19); «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6: 8).

Преподобный Ефрем Сирин сказал: «Смирением вооружились апостолы, им побеждали истинно верующие; оно доставляло победу и древним, и новым. Препояштесь же этим оружием, ученики Христовы, потому что им приобретете победу и сделаетесь наследниками Царствия. Кто любит победу, тот вооружайся этим оружием; кто желает войти в Царство, входи этими вратами. Смирение – путь к Царствию».

2 - 2023-09-01T003623.176.jpg
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская, фрагмент

– Возможно ли стяжать эту добродетель в миру, а не в монастыре?

– Древнее монашество ставило цель привести сердце в безмолвие. От сердечного безмолвия рождалось смирение. Однако и в миру человек может и должен стремиться достичь смирения. Однажды преподобному Антонию Великому был голос: «Антоний, ты еще не достиг меры такого-то сапожника, что живет в Александрии».

Мы читаем в Патерике: «Наутро старец встал, взял свой пальмовый посох и отправился к этому сапожнику. Придя, он приветствовал его, а затем сел рядом с ним и говорит ему:

– Расскажи мне, брат, о твоем делании.

А сапожник ответил:

– Я, авва, не знаю, что я сделал доброго. Вот только разве что встаю я с утра, чтобы сесть за работу, и каждый раз говорю себе, что весь этот город, от малого до великого, – все войдут в Царство Небесное за их праведность, а я один попаду в ад за свои грехи. И вечером опять, перед тем как лечь спать, говорю те же слова.

На это старец сказал:

– Воистину ты, как добрый плавильщик, спокойно жил дома и унаследовал Царство. А у меня не было рассудительности, и за все время, что я провел в пустыне, я не достиг тебя» («Евергетин». Том I, гл. 45, 83).

– Что христианин должен делать, находясь в миру, чтобы стать смиренным?

– Не гордиться, не тщеславиться, никого не осуждать, ко всем иметь добрую настроенность, ни при каких испытаниях не унывать и не оставлять упования на Господа. Смирение – самый надежный путь к победе над грехом. Мы, христиане, должны быть всегда готовы предстать перед Господом на Суд и дать отчет за всю нашу жизнь. Чтобы приготовиться к Суду и оправдаться, надо каждый день начинать с мыслью о том, что еще ничего не сделано для спасения и другого дня больше не будет. Общаясь в течение дня с многими людьми, мы должны стараться всегда делать это со смирением.

Смирение – самый надежный путь к победе над грехом

– Как поступать в соответствии с этой добродетелью, когда кто-то был, например, груб с тобой или нанес обиду?

– Мы, христиане, должны применять не человеческую логику, а верить в действие духовного закона: если мы прощаем причинившего нам зло обидчика, который даже и не думает просить у нас прощения, то Господь, видя наше смирение, явит Свою всесильную помощь. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).

В монастыре, где игуменом был преподобный Кирилл Белозерский, был насельник по имени Феодор. Плененный демонами, он так возненавидел своего настоятеля, что не мог даже смотреть на него. Феодор решил уйти из обители. Перед уходом пришел в келлию настоятеля. Преподобный сказал ему: «Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник». Любовь и смирение святого освободили несчастного от бесовского плена. Былая ненависть ушла. Послушник остался в монастыре и жил спокойно.

3 - 2023-09-01T003624.769.jpg
Кирилло-Белозерский монастырь. Vsegda-pomnim.com

Приведу еще пример. Однажды святитель Тихон Задонский приехал к знакомому помещику. У того был в гостях дворянин-вольнодумец. Возник спор о вере. Гость вышел из себя и ударил святителя Тихона. Тот тут же пал на колени и стал просить прощения: «Простите меня, Бога ради, что я ввел вас в такое исступление». Это была не просто кротость святого, но подвиг смирения. Совершилось чудо. Споривший гость сам упал на колени, со слезами умоляя простить его. Благодать коснулась его сердца. Он изменил свою жизнь и стал верующим человеком.

Когда мы думаем, что обидчику нужно дать отпор, чтобы зло не осталось безнаказанным, мы тем самым показываем, что остаемся в пределах только человеческих отношений, забывая, что в нашей жизни действует Бог. Господь Спаситель не только дал нам заповедь прощать тех, кто причинил нам зло, но и Сам явил высочайший пример абсолютного незлобия: умирая на кресте, Он просил Бога Отца о прощении распинавших Его: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23: 34).

– Примеры каких святых можно вспомнить, когда мы говорим о смирении?

– Например, святителя Павлина Ноланского Милостивого (353–431). Он родился в аристократической семье. В двадцать лет он стал сенатором при римском императоре. В последующие годы был консулом и правителем итальянской области Кампании. В 25 лет вместе с супругой Тарасией принял святое крещение. Они продали имение и все раздали нищим. Супруги дали обет целомудрия. Желание уединения побудило их переехать в испанский город Барселону. Там Павлин уступил желанию верующих и стал священником. Особо заботился о сиротах, кормил нищих, оказывал милосердие страждущим.

Затем он вместе с Тарасией поселился в городе Нола в Кампании. Там они основали монашескую общину очень строгой аскетической жизни. В 409 году (по другим источникам в 411) при общей радости верующих святой Павлин был избран епископом Ноланским. В новом сане он остался нищелюбивым и милосердным пастырем. Когда вандалы напали на Италию и увели многих людей в рабство, епископ Павлин стал употреблять все имеющиеся в епархии средства на выкуп пленных.

Позже пришла вдова, у которой сын был уведен в рабство. Узнав, что у епископа Павлина больше нет денег, она стала горько плакать. Он сказал, что есть выход: он пойдет в рабство вместо ее сына. Одевшись в мирские одежды, он вместе с вдовой отправился в Северную Африку в стан вандалов. Сын вдовы был освобожден, а епископ был взят в рабство к зятю вождя. Он спросил епископа Павлина, что он умеет делать. Тот ответил, что может возделывать сад. Так епископ Павлин стал рабом. Однако Всеблагой Божественный Промысел устроил все к великому благу. Святитель Павлин не только совершил подвиг великого смирения, но и возвратился к епископскому служению. С ним были отпущены на свободу все многочисленные пленники, взятые до этого в рабство вандалами.

4 - 2023-09-01T003626.990.jpg
Святитель Павлин Милостивый, фрагмент хоругви. Psgp.ru

Другой пример – преподобный Виталий Александрийский (VII в.). Он был монахом в Газе. В 60 лет он оставил монастырь и поселился в Александрии, где устроился работать наемником. Получал 12 медных монет. На одну монету покупал овощ, который съедал в конце дня. Затем шел туда, где обитали блудницы. Отдавал оставшиеся монеты блуднице и просил ее оставить греховную жизнь. Затем затворял дверь. Она спала, а он всю ночь молился за нее. Каждую же ночь он входил к иной, пока, обойдя всех, снова не начинал с первой. Их он просил никому не говорить, как он проводит ночь. Все жители соблазнялись о нем, стыдили и поносили его. Он спокойно отвечал: «Разве я не имею тела, как и все люди?»

Многие блудницы оставили прежнюю жизнь и начали жить в чистоте. Одни становились монахинями, другие устраивали семейную жизнь. Однажды он не появился. Вошли в его келью. Он почил во время молитвы на коленях. В руках был свиток, на котором было написано: «Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия». Женщины, которых преподобный Виталий просил оставить греховную жизнь, стали стекаться в келью и рассказывать о добродетелях старца, который не прикоснулся ни к одной из них. Многие слепые и хромые при прикосновении к телу преподобного получили исцеления.

«Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия»
5 (54).jpg
Преподобный Пимен Многоболезненный

Еще один пример – преподобный Пимен Многоболезненный (+ 1110 г.). Он родился больным. С детства хотел быть монахом. Но родители желали видеть его своим наследником. Когда болезнь усилилась, родители повезли его в Киево-Печерский монастырь, но не для пострига. Они хотели, чтобы преподобные отцы помолились о выздоровлении их сына. Когда наступила ночь и родители уснули, в келью явились ангелы в образе игумена и братии и постригли Пимена. После этого он заболел настолько тяжело, что мог только лежать. Болел он двадцать лет. Преподобный Пимен смиренно переносил болезнь и просил братию не молиться о его исцелении.

Великим подвигом смирения и христианского терпения он стяжал особую благодать – мог исцелить любого. Когда ему приносили еду или навещали его, он иногда просил позвать к нему кого-нибудь из болящих. Брат отвечал: «Такой-то не может прийти, болен, лежит». Преподобный отвечал: «А ты скажи: Пимен тебя зовет». И как только произносили «тебя Пимен зовет», болящий брат вставал здоровым и мог идти.

– Каковы плоды смирения?

– Наградой достигшему смирения является душевный покой и радость в земной жизни и Царство Небесное в будущей. «Не усилия наши, не труды, не время избавляет нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным» (преподобный Иосиф Оптинский).

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить