Путешествие в Иерусалим. Страстная седмица и Пасха

Даже в воздухе Иерусалима во дни Страстной седмицы присутствует какой-то особенный аромат. Он незримо ощущается паломниками, стремящимися в сердце Святой Земли в дни важнейших для всех христиан событий. 

1.JPG

С благоговейным трепетом ступаем по каменной мостовой Святого Града. За две тысячи лет многое изменилось, но по улочкам именно этого города Господь ходил, беседовал с учениками, совершал чудеса, именно здесь Он был распят и воскрес.

Посещая Иерусалим, паломники из разных стран стараются пройти по путям Спасителя. С каждым днем Страстной седмицы нарастает напряжение. В храмах умилительно поют о приближении страданий Господа. И в Иерусалиме на разных языках звучат песнопения, готовя нас к событиям последних дней земной жизни Христа. 

С каждым днем Страстной седмицы нарастает напряжение, в Иерусалиме звучат песнопения, готовящие нас к событиям последних дней земной жизни Христа

В Великий Четверток Господь совершил последнюю трапезу со Своими учениками в Сионской горнице. На месте, где произошло это событие, построена символическая Сионская горница, но Литургия там не совершается. Православные паломники в Великий Четверг посещают православные богослужения в различных храмах Иерусалима. 

Храм Воскресения Христова или Храм Гроба Господня построен над местом погребения и Воскресения Спасителя. В нем в определенное время имеют право служения представители нескольких христианских конфессий. Православное богослужение совершают представители Святогробского братства, главой которого является Иерусалимский Патриарх.

Глубокой ночью в Храме Гроба Господня служится Божественная литургия. А утром на площади перед этим Храмом совершается чин омовения ног. Патриарх Иерусалимский в воспоминание действий Спасителя омывает ноги двенадцати митрополитам Патриархии. Накануне члены Святогробского братства тянут жребий, кто будет кем из учеников Христовых. Действие совершается на высоком помосте, задолго собираются зрители, некоторые занимают соседние крыши, желая быть свидетелями происходящего. 

Гефсиманский сад – красивейшее место, где сохраняются древние маслины, которые являются свидетелями молитвы Спасителя

После Тайной Вечери Господь пошел в Гефсиманский сад и молился до кровавого пота перед своими Крестными страданиями…

Гефсиманский сад – красивейшее место, в нем сохраняются древние маслины, которым уже две тысячи лет. Часть ствола дерева отмирает, но появляются новые ростки и плодоносят. Эти маслины являются свидетелями молитвы Спасителя… Католиками различных стран на месте молитвы Спасителя был построен храм Всех наций.

2.JPG

Чуть выше на склоне Гефсимании – русский участок. В 19 веке на средства великих князей Павла и Сергия Александровичей на купленной земле был построен великолепный храм Марии Магдалины, в память об их матери. Сейчас это монастырь, находящийся в ведении РПЦЗ. На территории обители есть пещерка, в которой, по преданию, заснули ученики во время молитвы Спасителя. В русской Гефсимании вечером в Великий Четверток совершается чтение 12 Евангелий, в память о Страстях Господа. Эта служба собирает особенно много паломников. 

В Гефсимании Спаситель был арестован, взят под стражу, отправлен на суд синедриона, а затем заключен в темницу. До настоящего времени в Иерусалиме сохраняются подземные казематы древней тюрьмы, в которой содержались преступники и где находился Господь в ожидании казни. Место это называется претория. 

В одной из пещер претории Иерусалимской Патриархией освящен православный храм. В Великую Пятницу в нем совершается богослужение, служатся часы Великой Пятницы, а затем духовенство Святогробского иерусалимского братства выносит Крест из претории. Начинается крестный ход по Виа Долороса. В переводе с латыни это означает «Улица скорби». Это шествие символизирует путь Спасителя по Иерусалиму к месту распятия на Голгофу. 

Паломники задолго ожидают выхода процессии, многие стараются прикоснуться к Кресту, рискуя получить дубинкой от охранников – современных еврейских стражей порядка. 

На Виа Долороса отмечены места, где Спаситель падал под тяжестью Креста, встретил Симона Киринейского, где Его увидела Пресвятая Богородица

Крестный ход движется по улочкам Старого города. На Виа Долороса отмечены места, где Спаситель падал под тяжестью Креста, встретил Симона Киринейского, где Его увидела Пресвятая Богородица… Эти места – предания Святой Земли, на них построены часовни и храмы различных христианских конфессий. 

В 19-м веке была найдена граница древнего Иерусалима. На купленной Россией земле раскопали часть стены первого века и основание древних «Судных врат». В тот момент, когда преступник, осужденный на казнь, переступал через них, присутствующие могли в последний раз оспорить его приговор… Две тысячи лет назад никто из присутствующих не решился выступить в защиту Спасителя…

Шествие продолжается до Голгофы. Там, где Спаситель был распят на Кресте, сейчас находится православный придел Храма Гроба Господня. Именно там, где совершились самые страшные события, описанные в Евангелии, заканчивается крестный ход. Крест водружают на Голгофу. Все участники шествия с великой скорбью расходятся…

3.JPG

Первая часовня над Голгофой была построена в 4-м веке святой царицей Еленой. Современный храм включает в себя места, напоминающие о различных евангельских событиях. Есть придел Разделения риз, придел Лонгина Сотника, Кувуклия – место погребения и Воскресения Христа. В храме по существующей договоренности в определенное время совершают богослужение православные, католики, армяне, копты, представители Сирийской Яковитской Церкви.

Через несколько часов Тело Спасителя было снято с Креста и положено на Камень помазания, а затем погребено в пещере. Рядом с горой Голгофой был сад, принадлежащий Иосифу Аримафейскому, и приготовленная выдолбленная из камня могила. Именно в ней и был погребен Спаситель. 

В Иерусалимском храме совершаются службы, напоминающие обо всех этих событиях. Через несколько часов после крестного хода совершается чин погребения. С Голгофы символически снимают Тело Спасителя, переносят на Камень помазания, затем полагают во гроб. Это трогательное и печальное богослужение продолжается до глубокой ночи.

После его окончания все застывают в ожидании важнейших событий следующего дня. Господь спустился в ад и вывел оттуда праведников Ветхого Завета. В Иерусалиме в Великую Субботу ожидается чудо схождения Благодатного Огня. 

Именно к этому дню съезжается максимальное количество паломников из разных стран. Старый город ночью перекрывается. Еврейская полиция организует кордоны, ограничивающие посещение центральной части города. Обычные паломники с раннего утра занимают очередь, чтобы попасть в Храм. Некоторые пытаются спрятаться с ночи в закоулках Иерусалимских улочек, проявляя порой чудеса изобретательности, некоторые стараются договориться с местными жителями… 

С утра в Храм проходят официальные делегации, представители от Армянской, Коптской, Сирийско-Яковитской и других Церквей. Некоторым счастливчикам иногда удается чудесным образом влиться в их ряды. Часов с 11 утра начинают пропускать обычных паломников. К этому времени уже собираются огромные толпы желающих попасть в Храм у врат Старого города. Еврейская полиция приоткрывает кордон и пропускает небольшую группу, которая идет по улочкам до следующего заграждения. И все повторяется снова. Кордоны расставлены по всему Старому городу, перемещения по улицам Иерусалима продолжаются в течение нескольких часов. Только Господь знает, кто и где окажется в результате происходящей сутолоки и неразберихи…

Встреча Воскресения Христова не обходится без трудностей и страданий, особенно на Святой Земле… 

Мне приходилось быть свидетелем, как еврейские охранники жестоко толкали православных паломников, буквально издевались над епископом, не желая его пропустить.  Израильская полиция чувствует себя хозяевами и царями над толпами задавленных христиан… 

4.JPG

Наблюдала однажды, как кто-то из паломников, задавленных решетками и находящихся в утомительном ожидании, вдруг запел «Воскресение Христово видевши!». Вся окружающая толпа громко и дружно подхватила его, радостное пасхальное песнопение зазвенело над улочками Иерусалима… И я увидела бессилие и испуг в глазах тех же израильских полицейских, которые не могли ничего с этим сделать… 

Незадолго до шествия Иерусалимского Патриарха в Храм Воскресения Христова пропускают местных жителей, православную арабскую молодежь. Они, сидя друг у друга на плечах, размахивают огромными пучками свечей и громко кричат на своем гортанном языке, выражая таким образом свою православную веру.

Около двух часов дня из Патриархии под колокольный звон выходит процессия, возглавляемая Иерусалимским Патриархом. Шествие движется в Храм Гроба Господня. Патриарх с кадилом обходит приделы Иерусалимского храма, переоблачается, а затем затворяется в пещере – месте погребения и Воскресения Спасителя. Над этой древней пещерой была построена часовня, именуемая «Кувуклия», что в переводе означает «Царская опочивальня». Вход в Кувуклию запечатывают восковой печатью… 

В этот момент все присутствующие со страхом и надеждой замирают в ожидании чуда… Иерусалимский Патриарх молится о схождения Благодатного Огня. Он предстоит перед местом, где две тысячи лет назад совершилось важнейшее из всех чудес истории – чудо Воскресения Христа…

Ожидание продолжается различное время, иногда кажется, что невероятно долго. И есть предание, что, если не сойдет Благодатный Огонь, это означает наступление самого последнего времени… 

Молитва Патриарха – моление Спасителя за всех нас. Лишь часть людей в сутолоке может видеть то, что происходит в Кувуклии. Счастливчики, оказавшиеся внутри огромного Храма, часто оказываются далеко, в разных приделах.  

Когда сходит Благодатный Огонь, все сразу узнают об этом: как только загораются свечи у Иерусалимского Патриарха, раздается удар колокола

Но когда сходит Благодатный Огонь, все сразу узнают об этом… В тот момент, когда загораются свечи у Иерусалимского Патриарха, раздается удар колокола. Паломники, где бы они ни находились в многочасовом утомительном ожидании этого события, становятся свидетелями и участниками его. 

Патриарх через окошко Кувуклии передает Благодатный Огонь, бегом его несут в главный православный алтарь Храма Воскресения, от него зажигают все лампады. Огонь быстро распространяется по всему Храму, затем по Иерусалиму, и в этот же день специальным рейсом его доставляют в Россию. 

5.JPG

Схождение Благодатного Огня знаменуется ликующим колокольным звоном над всем Иерусалимом. В воздухе ощущается ликование праздника, все радуются, лобызаются, уже звучат пасхальные приветствия. В Храме продолжается богослужение, в православном приделе Воскресения Христова совершается Литургия Великой Субботы.

В других приделах совершаются службы представителями иных христианских конфессий. Храм в этот день не закрывается.

После схождения Благодатного Огня по улицам Иерусалима проходит настоящий марш арабской молодежи с барабанами, пищалями. Это праздничное шествие, посвященное празднику Воскресения Христова. 

Пасхальное богослужение возобновляется ночью на Гробе Господнем. В полночь крестный ход обходит вокруг Кувуклии – места погребения и воскресения Христа. Патриарх Иерусалимский заходит внутрь Кувуклии и, выходя, громко возглашает: «Христос Анести!»

Начинается ликующая Пасхальная заутреня. Радости нет предела! 

Служит Иерусалимский Патриарх, поет клирос на греческом языке. Интересны традиции современной Палестины. Одновременно с совершением пасхального богослужения с противоположной стороны Кувуклии собираются местные православные арабы и громко, как на футбольном матче, во всю силу своих легких орут: «Эль Масих Кам-Хакам Кам!!!» Это пасхальное приветствие на арабском языке… Досыта накричавшись, они удовлетворенно расходятся…

В это самое время в непосредственной близости Иерусалимский Патриарх смиренно продолжает богослужение, поется Пасхальный канон на греческом языке.

Много удивительного можно увидеть на Святой Земле, где живет несколько народов и сконцентрированы представители различных христианских конфессий… Несмотря на то, что несколько конфессий имеют право служения в Храме Воскресения Христова, только по молитве православного Иерусалимского Патриарха совершается чудо схождения Благодатного Огня. Оно дается нам в утверждении истинности нашей православной веры. 

6.JPG

Патриарх возглашает на греческом, румынском, русском, арабском, грузинском «Христос Воскресе!». И в ответ ему раздаются возгласы на разных языках из всех уголков удивительного Храма, построенного над местом, где произошли важнейшие события нашей христианской истории. 

Схождение Благодатного Огня и Пасха на Святой Земле – это апогей нашей веры. Именно отсюда прозвучала и распространилась по всему миру радостная весть о Светлом Воскресении Христовом. 

И каждый год Господь по своей милости и любви повторяет это чудо – схождение Благодатного Огня на месте своего Воскресения!

Воистину Воскресе Христос!!!


Ирина Суслова 23 апреля 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить