«Радуйся, Свет неизреченно родившая»

Слово в Субботу Акафиста – Похвалу Пресвятой Богородицы

«Радуйся, Свет неизреченно родившая». Проповедь иеромонаха Зосимы (Мельника) на Божественной литургии
17 апреля 2021 г. (Продолжительность 0:07:10 мин, размер 6.8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Матерь Божия Пресвятая Богородица – как близко верующему сердцу это имя. Вот уже более двух тысяч лет оно не сходит с уст христиан, призывающих свою Заступницу и Ходатаицу пред Престолом Божиим.

В этот богослужебный день мы особо чтим Владычицу мира, воспевая Ей хвалебную песнь – Акафист. Он был составлен патриархом Константинопольским Сергием в VII веке, еще 1300 лет назад. Как говорят специалисты, он немного утратил в своей поэтической красоте, но в полной мере сохранил глубину богословия и силу воздействия на человеческие сердца. В нем образами и символами изображены великие дела, которые совершила Дева Мария и которые доныне совершаются через Нее во всем мире. Прежде всего это воплощение Сына Божия Иисуса Христа.

Эта радость – воплощение Сына Божия, упраздняющее проклятие, что навлек на себя сам человек, уйдя от Бога

Так, начиная чтение Акафиста, мы видим, как Богородице явился архангел Гавриил, принеся Ей весть, что Она – единственная Избранная Творцом мира, Кто этот мир спасет. Мы приветствуем словом архангела Пресвятую Деву: «Радуйся, Еюже же радость возсияет». Эта радость – будущее воплощение Сына Божия. «Радуйся, Еюже клятва исчезнет» – упразднится то проклятие, которое навлек на себя сам человек, уйдя от близких и доверительных отношений с Богом. Теперь же Господь дарует нам Самого Себя и нравственный закон, исполняя который мы можем не только вернуться к прежнему богообщению, но и стать причастниками Божеского естества.

Умилительную картину рисует нам текст Акафиста, когда мы видим, как Матерь Божия взывает к падшему Адаму, призывая: «Восстань!» Призывает всё человечество обратиться от греховной жизни к жизни святой, чистой, наполненной радостным общением со своим Отцом. Видим, как Пресвятая утирает слезы праматери Евы, тысячи лет жаждущей прощения и наконец дождавшейся исполнения пророчества о своем Потомке, Который поразит грех диавола и смерти.

Вот мудрецы, своим разумом хотящие постичь истину, смотрят ввысь, но безуспешно пытаются углядеть невооруженным глазом, то есть не очищенным благодатью умом, высоту Таинства Боговоплощения. А с высоты Небес святые ангелы также недоумевают, как Предвечный Бог Слово становится смертным Человеком.

Далее нам видится звезда на темном предрассветном небе перед появлением Солнца – Самого Христа. Вот лестница, виденная ветхозаветным патриархом Иаковом, она теперь воистину послужила для схождения Бога к людям и восхождения людей на небо.

Вот бесчисленное количество ангелов непрестанно воспевают Богородицу, а вот – множество бесов: они, израненные, рыдают, уязвленные благодатью, вошедшей в мир через Нее.

Кондак рисует нам пшеничное поле со спелыми наливными колосьями. Крепкие, загорелые под жарким летним солнцем руки жнут и складывают в снопы дела своего спасения, и все поют: «Аллилуиа». Такие простые и всем понятные образы.

Вот праведная Елисавета встречает Деву Марию, и младенец, будущий Иоанн Предтеча, как бы из чрева своей матери приветствует Богородицу: «Радуйся». Из его пока безмолвных уст восхваляется новое достоинство Пречистой. Как неувядаемые ветви виноградной лозы, то есть рода Давидова, от которой произошел Бессмертный Плод – Христос; как цветущий райский сад, изобилующий счастьем и радостью, наполненный плодами и всяким достатком; как пристань в море житейских плаваний, – конечная цель всякой души человеческой в единении с Богом.

Еще множество ярких образов Божией Матери предлагает нам Акафист. Порой из-за быстроты их смены мы не успеваем оценить всю глубину их смысла, сконцентрированного в одном словосочетании. Но при детальном рассмотрении становится виден огромный труд поэта-богослова, вложенный в создание Акафиста, являющего собой шедевр православного богословия и гимнографии.

Священное Писание Ветхого и Нового Заветов предстает в дивной гармонии смыслов, что стало возможным благодаря тому, что пророчества и прообразы первого сбылись во втором через Божию Матерь. Вот огненный столп во тьме, указующий дорогу израильтянам, убегающим из Египта, а ныне – всем пребывающим в духовной тьме – путь ко спасению. Вот облако, тогда осенявшее избранный народ, ныне – молитвенный покров Царицы Небесной. Вот камень, ставший источником спасительной влаги в пустыне для Моисея и его спутников, а ныне Дева, родившая Христа, стала Источником жизни для верующих в Него.

Многими иными похвалами величается сегодня Божия Матерь, ставшая Храмом Божиим в воплощении Сына Божия и оставшаяся этим Храмом навсегда. Она стала ближайшей – ближайшей и к Богу, и к людям, Той, на Чьи молитвы мы можем всегда уповать. Мы с надеждой ныне взираем на образ Пречистой Богородицы и с умилением взываем:

«О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа».

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить