Чувство вечности +АУДИО

Проповедь во Вселенскую родительскую субботу

Проповедь во Вселенскую родительскую субботу. Иеромонах Павел (Щербачёв). (Продолжительность 00:11:34 мин, размер 10,6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами совершаем особое богослужение. Церковь установила этот день как день поминовения не просто усопших, а всех от века усопших православных христиан. Границы между миром живых и миром мертвых отчасти очерчены в Евангельском благовестии. Что же мы знаем об этих границах?

1.jpg

Помните притчу о богаче и Лазаре? Что говорит богач Аврааму, которого он увидел после смерти? Находясь в мучении, он просит его не только об облегчении для себя, но просит и за сродников своих: «Отче Аврааме, пошли Лазаря в дом отца моего, у меня пять братьев» (см.: Лк. 16: 27). Он просит Авраама предупредить их о той страшной участи, которая постигла его, чтобы они не попали в это место мучений. Авраам отвечает, что у них есть Моисей и пророки, но аще Моисеа и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16: 31). И кроме того, из этого Евангельского повествования нам известно, что между миром праведников и миром грешников, которые перешагнули порог вечности, тоже есть граница. И граница великая, между нами и вами утверждена великая пропасть, как говорит Авраам грешному богачу.

Что же это за наша связь с усопшими? И что мы можем еще о ней сказать? В первую очередь связь эта, мы знаем, осуществляется через молитву. Мы просим Воскресшего Спасителя упокоить сродников и знаемых наших. Все мы принадлежим одному воинству православных христиан, имеем гражданство одной страны, и страна эта – небо Церковное. И Церковь земная и Церковь Небесная, так называемая торжествующая, – едино Тело Христово. Спаситель Своим воскресением соединил нас в нашем Отечестве Небесном, но как мы живем? Об этом стоит задуматься.

Связь с усопшими осуществляется через молитву

Наверное, то, как мы можем общаться с нашими родными, зависит и от того, насколько мы внимаем ветхозаветному откровению, которое было дано народу во времена притчи, рассказанной Спасителем, а ныне – от того, насколько мы слышим слова Евангельской проповеди. И, наверное, наше общение и возможность помочь им молитвою и добрыми делами зависят не только от того, насколько мы слышим, но и насколько мы исполняем эти заповеди Евангельские. А если мы не будем их исполнять, то даже и ныне, видя великие чудеса, и если, может быть, даже и из мертвых кто явится нам, не будет никакой особенной веры. Человек, который живет по-язычески, утрачивает это чувство, которое ничем нельзя заменить, – чувство вечности.

Есть способы, которыми пытаются дать человеку суррогат этого чувства, дать псевдовечность. Зачастую это происходит через полное ниспадение в животное состояние. Когда человеку ничего не надо, он ест, пьет и думает, что все идет нормально, все идет, как у людей.

А иногда, это характерно для нашего времени, это связано с псевдомиром. Человек уходит в интернет и забывает не только о том, что может быть вечность, он забывает о том, что вокруг него существует. Зачастую приходят молодые, да и не всегда молодые люди с полной пустотой в глазах. Спрашиваешь: «Слушай, дорогой или милая моя, что с тобой случилось?», а она отвечает: «Я попала в страшные сети». «Какие сети, преступные?» – «Нет, я попала в сети невидимой паутины интернета. Я не могу без этого. Я живу другим миром». Но это зло возникло не само по себе, и возникло оно в первую очередь в западной цивилизации, которая старается сделать все, чтобы отвлечь человека от смерти или вообще заставить забыть о ней.

2.jpg

Мысль о смерти – это своего рода замедленная бомба, минное поле для современной либеральной идеологии, которая на всех фронтах сейчас насаждается в ума и сердца людей, живущих на земле.

Почему кто-то действует по наущению исконного врага рода человеческого, чтобы люди забыли о смерти? Потому что в сознании каждого человека невозможно никакими средствами обработки ни мозгов, ни окружающей человека среды заставить его забыть ту клокочущую проблему, которая постоянно стучит в его сердце: «Для чего мне дана эта жизнь, которая обрывается? Почему не я сам себе дал эту жизнь? Она совершенно не зависит от меня». Это вопрос, который, как мы помним, ставил герой роман Достоевского «Идиот». И на этот вопрос уже не может ответить никакая идеология, никакие технологии управления массовым сознанием. На этот вопрос может ответить только религия. Почему? Потому что идеология обращается к массам, к классам, к электорату, а религия обращается к сердцу не масс, не классов, а каждого отдельного человека, который представляет, как великое сокровище, неисчетную ценность для Господа Бога.

Религия обращается к сердцу человека, который представляет неисчетную ценность для Бога

А для нас, живущих в Москве, этот вопрос тоже актуален. Мы смотрим на то, что происходит вокруг, и думаем: «Как же так, почему не всегда случается так, как нам хотелось бы? Почему Бог не творит могущественно, имея великую силу, будучи всесильным, исполненным любви к роду человеческому?», и порой забываем, что, находясь в Москве, мы окружены великим сонмом святых. Задумаемся о том, что, может быть, ни в каком другом месте в нашем государстве нет стольких святынь, сколько в первопрестольном граде. А всегда ли мы обращаемся к ним? Всегда ли просим наших святых о помощи и всегда ли просим о том, чтобы они своими молитвами ходатайствовали у Престола Божия об облегчении участи наших знаемых и сродников?

«Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор. 15: 26), – говорит апостол в своем послании. А в Ветхом Завете премудрейший из людей – царь Соломон в книге Премудрости Соломоновой говорит: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих. Он создал все для бытия и все в мире спасительно» (Прем. 1: 13–14).

Как же в мир вошла смерть? Почему мы подверглись стольким бедствиям? Мы знаем из слов апостола Павла в послании к Римлянам: «И грехом вошла в мир смерть». Наш с вами мир – это, помимо всего того, что нас печалит, еще и непрестанное откровение Бога в сердце каждого человека. Это сердце.

3, превью.jpg

А что же тело? Христианство говорит о воскресении тела, но тела духовного. И, вероятно, то тело, которое воскреснет, унесет с собой все то, что было связано с телом. Мы не можем без тела общаться, мы не можем творить добрые дела, мы не можем совершать духовные подвиги. В этом, как и в природе Самого Христа Спасителя, телесное связано с Божественным и у человека. Мир может стать телом, и это страшно, когда мир превращается в мускулы, жилы и кости. Но мы призваны Богом, чтобы не только восстать самим в теле духовном после смерти, но и чтобы своей жизнью стать соработниками Богу в приобщении бытия, духовном приобщении, воскресении и жизни во всей полноте. К этому мы и призваны, чтобы то обетование Спасителя, которое Он оставил нам в Своем Евангелии: «Я дал вам жизнь, и дал с избытком» (см. Ин. 10: 10), исполнилось. Молитвами святых, в окружении которых мы живем в этом огромном городе, Пресвятой Богородицы, ангельского мира, по милости Своего Бога, да сбудется это в жизни каждого из нас и в жизни наших усопших сродников и знаемых, которые за молитвы Церкви, Бог даст, наследуют живот вечный и восстанут в славном воскресении в теле духовном. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить