Рождественский пост освобождает пространство нашей души для Бога

Существует ли «структура» Рождественского поста? Почему в древности под Рождество Христово постились всего семь дней, а сегодня – целых сорок? И в чем кульминация праздника пришествия в мир Спасителя? Об этом беседуем с протоиереем Георгием Завершинским, благочинным приходов Сурожской епархии в Северной Ирландии, доктором философии, кандидатом технических наук, магистром богословия, членом Союза писателей России.

Фото 1.jpg

– Отец Георгий, начиная разговор, предлагаю раскрыть нашим читателям смысл и логику Рождественского поста, в котором нет такой четкой структуры, как в Великий пост. На что необходимо ориентироваться верующему, соблюдающему Рождественский пост? Можно ли (и нужно ли) разбить на какие-то вехи полтора месяца ожидания встречи Спасителя? Каким Вы видите Рождественский пост для христианина в сравнении с другими периодами самоограничения?

– Посты обычно предшествуют большим церковным праздникам. У нас в году четыре больших поста: Великий – перед Пасхой, Петров – перед днем святых апостолов Петра и Павла, Успенский – перед праздником Успения Пресвятой Богородицы и, наконец, Рождественский – перед Рождеством Христовым. Этот пост по продолжительности равен Великому (если не считать Страстной седмицы), это тоже «четыредесятница». Он достаточно строгий: в понедельник, среду и пятницу предлагается воздержание от вареной пищи, не говоря уже о мясной, молочной и рыбной. В общем, пост как пост.

Во дни поста на утрени поется «Аллилуйя». Это означает, что общим уставом положено совершать молитву с поклонами святого Ефрема Сирина. Это совершается не часто, по усмотрению настоятеля. А когда поется «Аллилуйя», как мы знаем, литургия не совершается. Так было положено древним уставом. Вообще, особенно в Великий пост, – воздержание не столько гастрономическое, сколько литургическое, потому что человек воздерживается от той великой радости, которую ему приносит участие в Божественной литургии, Причастие Святых Тайн Христовых.

«Рождественская четыредесятница», или Филиппов пост (начинается со дня памяти святого апостола Филиппа и продолжается до праздника Рождества Христова), в отличие от Великого поста, явных «ступеней», или некой структуры, не имеет. И все же их можно заметить.

Во-первых, есть праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это начало истории пришествия в мир Спасителя, Рождества, земной жизни, крестной смерти и Воскресения. Почему? Потому что Дева вводится во Святая святых, куда лишь раз в год входит первосвященник не без жертвенной крови не только за свои грехи, но и грехи народа. В мире готовится приход Мессии. Рождение Иисуса Христа – это есть исполнение закона и наполнение его живым содержанием.

В структуре Рождественского поста я бы выделил следующие этапы: первый – Введение во храм Пресвятой Богородицы, второй – Адвент и Рождество по западной традиции 24–25 декабря, третий – новый год, предшествующий празднику, и само Рождество.

Есть и светские этапы поста. Дело в том, что Кристмас западный – это скорее семейный, светский праздник, нежели религиозный. Наверное, так было не всегда, но в последнее время это именно так. Новый год – светский и домашний праздник, но мы приближаемся к торжественно-радостному событию Рождения Спасителя. Повод для семейного собрания – замечательный повод, чтобы обозначить его как ступень к празднику Рождества Христова.

Рождение Иисуса Христа – это есть исполнение закона и наполнение его живым содержанием

Для кого-то главный праздник – Новый год, для других – Кристмас (кто следует западной традиции и живет в западных странах). Но для нас главными остаются этапы преддверия Рождества Христова.

Я совершаю служение в «странах Запада», и здесь уже привыкли к тому, что повсеместно широко празднуется Кристмас 24–25 декабря, а Новый год – в меньшей степени. Мы же продолжаем свое «путешествие» к великому празднику Рождества Христова.

Вот такие «ступени» к этому празднику, чтобы сердце наполнялось радостью. При этом, конечно, необходимо, чтобы пост соблюдался не с целью исполнения гастрономического обряда, а с целью наполнения смыслом долгого пути, который венчает праздник Рождества Христова.

Фото 2.jpg

– Зачастую соблюдение поста все же сводится к гастрономическим ограничениям. Сколько бы ни говорили о том, что душа человека и отношения с его ближними превыше всего, но часто все начинается с еды и ею же заканчивается. Но как быть, если соблюдать пищевой пост человеку физически сложно? Как найти компромисс в этом вопросе?

– Да, мы, конечно, говорим, что превыше всего – душа, вера, наше упование на Бога. Почему все «начинается» с еды и «заканчивается» едой? Человек, по одному выражению, «есть то, что он ест». Но важно, что наше внутреннее, духовное состояние во многом зависит от того, какую пищу мы выбираем. В пост вкусная, питательная пища остается для нас под запретом. Это наш внутренний, духовный запрет самим себе. Ведь мы понимаем, что дисциплина в еде необходима так же, как и в духовной жизни.

Однако в пост мы должны соблюдать не только гастрономические ограничения, но и неукоснительно исполнять молитвенные правила, которые настраивают нас оставаться на том духовном пути, которым пост ведет нас ко встрече с Господом.

Рождественский пост освобождает пространство нашей души, чтобы в нем родился Спаситель. Спаситель – не общей массы людей, а личный – мой, твой, его, ее…

Рождественский пост освобождает пространство нашей души, чтобы в нем родился Спаситель

Может ли пищевой пост оказаться вредным для человека? Да, конечно, может. И здесь нужно соблюдать баланс, не стараться быть «святее папы римского», чрезмерно ограничивая себя в еде и оттого претерпевая психологические трудности. От нашего чрезмерного усердия могут даже пострадать близкие нам люди, поэтому ограничения в еде должны быть постепенными.

Мы живем десятки лет, и Рождественский пост в нашей жизни не первый и, дай Бог, не последний. Если в прошлом мы позволяли себе что-то лишнее в пост, то в этот раз стоит себя ограничить и не искать чувственных наслаждений. При этом сердце, свой духовный орган, мы предоставляем Богу, чтобы Он действовал в нашей жизни.

– В древности пост перед Рождеством длился всего семь дней. Какова причина произошедшей перемены в длительности Рождественского поста?

– Да, в древности пост перед Рождеством, действительно, длился всего семь дней. О нем упоминают такие святые, как святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин в IV веке. В V веке считали, что традиция семидневного Рождественского поста существует с древности, хотя для разных общин длительность поста была разной.

В 1166 году было предложено повсеместно поститься 40 дней, чтобы центральный почитаемый праздник – Рождество Христово – стал еще более значимым, чтобы христиане достойно подготовились к его встрече, потрудившись для Бога и для других людей. Эти перемены, по-видимому, связаны с тем, что Рождество Христово заняло центральное место в общецерковной традиции.

Фото 3.png

– Мы много говорим о посте. Как взаимосвязаны самоограничение христианина в Рождественский пост и встреча одного из величайших христианских праздников? В чем значение праздника Рождества Христова для человечества в целом и для каждого отдельного человека?

– Об этом сказано много. Самоограничение христианина в Рождественский пост и встреча одного из величайших христианских праздников тесно взаимосвязаны. Самоограничение, умаление себя в чем-то всегда нелегко, но оно наполняет человека радостью и благодарностью Господу, устремлением к Нему. Эти чувства дают нам возможность стать причастниками Бога Родившегося, пришедшего в мир, прошедшего от жизни к жизни, воскресшего и исполненного любви, милости, сострадания к человечеству. Таким мы видим праздник сегодня.

Две тысячи лет назад восприятие Рождества Христова было другим, хотя есть много схожего. Рассуждение, или Суд Божий о человечестве, простирается от начала до конца истории. Свидетельством того, что Суд идет, является сам факт рождения Бога среди людей. Это всеобъемлющий акт истории, ее кульминация. Так его видим мы, христиане.

– В завершении беседы еще раз хотелось бы уточнить, как православному христианину провести праздник Рождества Христова?

– Традиционно: посетить ночную службу, на которой с первой звездой совершается Причащение верующих.

Беседовал Владимир Басенков

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить