«Шифрованный» язык Апокалипсиса

Откровение Иоанна Богослова. Беседа 5

Приветствие

Сегодня мы рассмотрим приветствие Иоанна Богослова.

Приветствие – обычная часть любого новозаветного послания. Автор, как правило, желает благодати и мира своим адресатам. Иногда он называет самого себя, иногда обозначает тех, кому пишет.

В данном случае перед нами такой текст:

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных (Откр. 1: 4–5).

Какие семь церквей имеются в виду?

Какие церкви имеет в виду Иоанн? Дальше он называет их: То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию (Откр. 1: 11).

Церкви семи городов Асии здесь имеют не только локальное значение, но и вселенское – символизируют всю Церковь Малой Азии и всю Вселенскую Церковь. Апокалипсис – не просто окружное послание, но Вселенское послание к Церкви, актуальное для всех периодов ее существования.

Подтверждение этой мысли находим в Откр. 22: 18. Иоанн предполагает, что его писание услышит всякий христианин: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей». Вспомним и другую реплику Иоанна: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2: 7).

В первом официальном списке книг Нового Завета – в каноне Муратори – об Откровении сказано: «Ибо Иоанн также, хотя он пишет в Откровении к семи церквам, тем не менее обращается ко всем» 

Символика числа 7

На церковную полноту послания церквам указывает и символическое число семь.

Иоанн часто использует символику данного числа. В Откровении оно встречается 54 раза.

«Семерка здесь означает (и полноту) и состояние настоящего века. Поэтому апостол, думается, рассылает это послание не только семи церквам или тому миру, в котором он тогда жил, но передает его всем будущим векам вплоть до уничтожения мира. Поэтому он употребил самое священное число и упомянул Асию, что переводится как вознесенная или шествующая, обозначая, конечно, Небесное отечество, которое мы называем кафолической Церковью, вознесенною Господом и всегда шествующею к высшему» (Апрингий. Трактат на Откровение).

Напомним читателям, что при описании видений Апокалипсиса Иоанн использует своего рода «шифрованный» язык. Неотъемлемой частью шифрованного языка Апокалипсиса составляют числа с их не столько арифметическим, сколько богословским или символическим значением.

7 – символизирует совершенство, полноту, гармонию. «Семь церквей» означают полноту Вселенской Церкви и всю историю ее земного бытия. По сути, Христос через апостола передает мир и благословение всем нам, христианам.

«Семь церквей» – это полнота Вселенской Церкви и вся история ее земного бытия

Числовая символика Откровения

Кроме семерки чаще всего в Откровении появляются следующие числа, символика которых используется и в других книгах Библии.

6 (7–1) – символизирует несовершенство как неполноту гармонии, а значит, ущербность, порок и вообще зло.

3,5 (7/2) – символизирует несовершенство как кризис (критическая точка в середине), как время испытания, страданий и гонений. Это число чаще всего означает временные сроки. Выступает в разных вариантах с различным временным наполнением, сохраняя один и тот же указанный смысл:

«И они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан. 7: 25). Здесь 1+2+0,5 = три с половиной года.

«Они будут попирать святой город сорок два месяца» (Откр. 11: 2; ср. 13: 5). 42 месяца – это те же три с половиной года.

«И они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. 11: 3; ср. 12: 6). 1260 дней – опять-таки три с половиной года. Можно встретить, однако, и три с половиной дня (см.: Откр. 11: 9).

12 – символизирует Израиль, состоящий из 12 колен. Иначе говоря, это число народа Божия.

4 – символизирует весь мир (четыре стороны света).

1000 – символизирует неисчислимое множество.

Указанные числа могут составлять комбинации, усиливающие смысл. Например, 144000 = 12 в квадрате, помноженное на 1000. Это означает народ Божий, остающийся самим собой в неисчислимом множестве, – христианский Израиль, сохранивший свою религиозную идентичность.

Многие числа искусно сокрыты в ткани апокалиптического повествования. Так, в Откровении святого Иоанна имя «Иисус» используется 14 (дважды по 7) раз, а «Христос» – 7 раз.

Число 7 – один из ключевых символов Откровения. Далее мы будем говорить о седмеричных циклах Апокалипсиса: послание семи Церквам; видения семи печатей, семи труб и семи чаш и т.д.

Благодать и мир от Пресвятой Троицы

«Благодать вам и мир» – желает своим адресатам апостол. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) комментирует: «“Благодать вам и мир” посылаются читателям от Бога, Который есть Источник того и другого и Который представлен здесь в очень необычной трехчастной форме: от “Того, Который есть и был и грядет” (от Бога Отца), от семи духов перед Его престолом и от Иисуса Христа. Вполне аргументированно многие комментаторы усматривают здесь непривычное для нас указание на троичность Бога».

Перед нами очень трудное место. Попытаемся хотя бы отчасти понять, что же хотел сказать Иоанн Богослов в формулировке: «от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа».

Который есть и был и грядет – в буквальном переводе «Сущий и был и грядущий»: ο ων – Сущего, και – и, ο ην – Бывшего, και – и, ο ερχόμενος – Приходящего.

Есть разные понимания этого места у святых отцов и церковных писателей. Но об этом – в следующей статье

(Продолжение следует.)

Сергей Комаров 16 декабря 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить