Дорогие братья и сестры! Сегодня попразднство великого двунадесятого праздника – Успения Пресвятой Богородицы. Ее Успение было таким событием в жизни человечества, через которое Господь показал нам будущее всеобщее воскресение из мертвых. Пресвятая Богородица – сосуд, посредством которого произошло воплощение Богочеловека на земле в человеческой плоти. Она есть сосуд Божественного смирения. Через Нее Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2: 7). Приняв через Богородицу человеческую плоть, Он подвергся поношению от людей: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» (Пс. 21: 7). Что это были за люди? Те, кто не поверил в Истину, исполненные грехами.
В то же время Христос отдал душу Свою за тех, кто поверил в Него: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10: 11). Господь соединил в Себе Божественную природу и человеческую. Всецело ради человека и через него Он Сам стал человеком до такой степени, что многие до сих пор не верят в то, что Он есть Бог. Но Христос есть Бог, и в такой степени, что Он мог разрушить все дела лукавого, восстановив в человеческой природе чистоту духовных сил, которую она утратила в результате своего падения. Он обновил силу любви. Он умалил противника любви – наше самолюбие, которое есть первое порождение диавола и мать всех других грехов и страстей.
Через грехопадение человек утратил непосредственность общения с Богом, и с этого времени он ищет славы от плоти, а не от Духа. Но тот, кто, подобно Пресвятой Богородице, стремится покорить плотские страсти, уже не будет ждать славы от плоти, но направит свои искания к чему-то высшему и лучшему. Тот, кто по примеру Богородицы желает, чтобы честь оказывалась другим, а не ему, тот и обретет настоящую честь. Тот же, кто жаждет почестей себе, не может не завидовать ближнему, а зависть неизбежно порождает ненависть. За одним грехом следует другой, и человек возгорается стремлением к славе и уже не может потерпеть, чтобы ему предпочли кого-либо. Таковой делает все, чтобы не показаться другим неполноценным. Он не может вынести никакого оскорбления, которое проникает в его сердце, как острый нож, и неизбежно приводит к злобному негодованию. Он становится рабом своих страстей. Преподобный Нил Синайский говорит, что от высокомерия и зависти масса бесов разрывает сердце человека.
Лишь тот, кто по примеру Пресвятой Богородицы любовью уничтожает себялюбие, оказывается достойным пред Богом
Лишь тот, кто по примеру Пресвятой Богородицы любовью уничтожает себялюбие, оказывается достойным пред Богом. Такой человек не знает высокомерия, этого плода безбожной гордыни, и не стремится к мимолетной, тщетной славе. Таковой пресекает в себе всякое поползновение к зависти, которая беспощадно иссушает одержимых этой страстью. Победив себялюбие, человек искореняет в себе корни гнева, ненависти, хитрости, лицемерия, злорадства, жадности и всего того, что разрушает человеческое существо и единство. Только благодаря вашей доброжелательности люди также будут отвечать вам добром. Посредством духовной борьбы в душе христианина вместо пороков укореняются добродетели. Таким образом в сердце человека возрастает любовь, исцеляя единство нашей природы. Этому послужила Пресвятая Богородица, Которая явилась сосудом нашего соединения с Богом и с самими собой.
Сила любви ведет нас к особому неравенству. Его искали святые мученики, которые первыми спешили достичь места своей мученической кончины. Это напрямую связано с нашей духовной, внутренней жизнью. Борясь со своими страстями, мы устанавливаем это неравенство в нашей жизни, когда предпочитаем себя соседу, которого раньше отвергали, осуждали и презирали. Сие похвально на небесах. Дорогие братья и сестры, такое неравенство неотделимо от смирения и напрямую связано с ним. Оно возможно тогда, когда человек ставит ближнего выше себя, тем самым следуя заповеди Господней: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9: 35). Это похвальное неравенство достигается постоянным напряжением воли.
После грехопадения воля человека была искажена. С этого момента он подчинил все своему личному произволению. Но это греховное, искаженное состояние можно исправить, если человек будет постоянно, ежедневно подвизаться в стяжании любви и смирения. Потому что силой любви человек освобождается от себялюбия, собирая в себе все, что было рассеяно и уничтожено грехом, смертью и болезнью. Через стяжание любви он собирает себя в единое целое, в единстве любви к Богу и ближнему.
Все мы знаем пример праотца Авраама, принявшего Святую Троицу на Мамврийском дубе: «Явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного» (Быт. 18: 1). Праведный Авраам восстановил себя в Боге, и Бог принял его. В этом шатре гостеприимного ветхозаветного патриарха Господь открыл Себя человеку, потерявшему Бога через грех. И человек вновь обрел Его через свою любовь.
Дорогие братья и сестры, и мы тоже можем восстановить единство с собой и с Богом через аскезу самоотречения и оставление греховного себялюбия.
Перевела с немецкого Александра Калиновская
Сайт Orthodoxe-bibliothek.de
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.