Современный человек в свете православной антропологии

Кто такой человек глазами христианства? Для чего Бог создал человека? Чем отличалось состояние человека при сотворении от того состояния, в котором мы находимся сегодня? К чему призывает человека Бог? Что такое обожение, о котором говорят святые отцы, и реально ли современному человеку этого состояния достичь? В рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря на эти темы рассуждает исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов. 

1.jpeg

Кто есть человек с точки зрения христианства?

Человек, если мы смотрим на него сквозь Божественное Откровение, дарованное нам в виде Священного Писания и святоотеческого наследия, – это высшее творение Бога в видимом мире, предназначенное, прежде всего, для того чтобы жить в единстве и любви со своим Создателем. Бог есть любовь, и Он пожелал подарить эту любовь кому-то из существ. Но чтобы этот дар любви воспринять, сотворенное существо обязательно должно быть разумным и свободным, потому что любовь предполагает разумность, и любовь невозможна без свободы. Поэтому, как выразился один богослов XX века – Владимир Николаевич Лосский, Бог пошел на риск и создал такое существо в видимом мире – человека. 

Подобное существо есть и в невидимом мире – это ангел, который также является разумным и свободным. Но если мы говорим о видимом мире, то в нем таковым является именно человек, смысл жизни которого заключается в том, чтобы приобщиться к дару Божественной любви, но это непростая задача, и о том, как это сделать, вся история христианства.

Райское бытие человека – это и есть его естественное состояние

В святоотеческой антропологии различаются естественное, нижеестественное и вышеестественное состояние человека. Сразу необходимо развести представление о естественном состоянии человека в богословском и светском понимании. В светской среде человек в естественном, нормальном состоянии – это существо с набором усредненных представлений и параметров человеческой жизни: он должен быть приблизительно такого-то роста, такого-то веса, с такой-то температурой, давлением, с определенными психическими и психологическими характеристиками. То есть вычисляется какая-то среднестатистическая модель – это и считается естественным, нормальным человеком, на которого нужно ориентироваться.

Христианство осмысливает данное понятие иначе. В естественном состоянии человек оказался сразу после своего сотворения.  Райское бытие человека – это и есть его естественное состояние, где не было греха, не было страдания, где все ограниченности человеческой природы восполнялись или видимым миром, или благодатью Божией, а точнее и тем и другим одновременно. Это естественное состояние было благодатной, безгрешной основой для последующего развития первозданных людей. И если бы Адам развивался в соответствии с замыслом Божиим и добровольно не уклонялся от исполнения заповеди, то он бы достиг и сверхъестественного состояния, когда уже ограниченность человеческой природы восполнялась бы в значительной степени благодатью Божией, а не окружающим миром. Но история пошла иначе, человек отверг Бога, нарушив Его заповедь, и ниспал в нижеестественное состояние. 

2.jpg

Усредненные антропные параметры, которые наблюдаются в физиологии, медицине, биологии, психологии и светской антропологии, – с христианской точки зрения это нормализация поврежденного грехом нижеестественного состояния человека. Почему важно это расхождение зафиксировать? Если мы сотрудничаем со светским сообществом в решении каких-то социальных и гуманитарных проблем, то в каких-то случаях направленность наших действий совпадает, а в каких-то векторы могут расходиться, и существенно. Например, если мы хотим совместно помочь наркоману или алкоголику, то для светских и церковных специалистов этот человек находится значительно ниже того усредненного уровня, о котором говорит светский мир, тем более православный. Поэтому направленности нашего взаимодействия совпадают. Но когда достигается уровень, осознаваемый в светском дискурсе как «естественное состояние», то наши действия начинают расходиться. Христиане говорят, что этого мало, человек должен расти дальше, а светские специалисты могут сказать, что этого достаточно, и даже начать противодействие дальнейшему духовному развитию человека. Здесь может возникнуть недопонимание, а иногда и конфликты, в чем необходимо честно признаться и на эту тему ввести откровенный разговор.


Тело, душа и дух

Человек – это сложное существо. Абсолютно прост только Бог. Православная антропология различает в человеке тело, душу и дух. Иногда используется более простая дихотомическая модель: душа и тело. Человеческое тело очень сложное явление, оно состоит из множества функциональных частей, костей, мышц, кровеносной, лимфатической и нервной систем и так далее, можно детализировать вплоть до молекул.

Детализация возможна и на душевном уровне, в отношении которого существуют наработанные подходы, опирающиеся, во-первых, на Божественное Откровение, во-вторых, на человеческую онтологию и уже оправдавшие свое применение в аскетической практике. Самые распространенные подходы в структурировании природы человека – это дихотомия и трихотомия. Дихотомия – это двухчастное представление о человеке как существе, состоящем из физической и сверхчувственной природы, называемой душой. И более сложная трехчастная модель, когда в этой сверхчувственной части человека выделяется еще дух. Трихотомическая модель, конечно, более конструктивна и удобна, особенно если мы рассматриваем тонкие явления человеческой жизни. 

Дух – это элемент человеческой души, который предназначен для общения с Богом

Как с точки зрения богословия, описывается человеческий дух? Как элемент человеческой души, который предназначен для общения с Богом. Человек существует, чтобы жить в единстве с Богом в любви. Раз человек для этого предназначен, то в его бытии, в его природе должен быть некий орган, который обеспечивает это взаимодействие с Богом. Было бы странно, если бы смысл человеческой жизни заключался в богообщении, а нечто внутреннее, сущностное не было бы для этого предусмотрено. И такой орган в человеческой природе есть – это человеческий дух, который является высшей сферой человеческой души и предназначен для богообщения. Мы вступаем во взаимодействие с Богом через эту сферу нашей души. Человек может быть в душевном плане достаточно активным, но при этом его дух может быть парализован. И наоборот, возможно быть в душевном плане не очень развитым, но способным к очень глубоким духовным переживаниям. 

3.jpg

Чтобы в этом вопросе опираться не на мои слова, а на Священное Писание, давайте вспомним Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится: «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Фес. 5: 23). Здесь апостол Павел применяет трихотомическую схему, чтобы засвидетельствовать, что в человеке есть эти три сферы и они должны сохраняться в целостности (быть неповрежденными) и без порока. Мы видим, что слово «дух» он употребляет здесь не в смысле Божественной природы – Дух Божий, а рассматривает его именно как высший элемент тварной человеческой природы. И в Послании к Евреям сказано: слово Божие «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» (Евр. 4: 12). Что это значит? Конечно, здесь речь идет не об отделении духа от души, потому что душа неделима, а о том, что он может перейти в состояние поврежденного, парализованного органа.

Как это выглядит в жизни реальных людей? Человек берет Евангелие и читает его как простой текст о земной жизни Иисуса из Назарета: вот Он родился, жил, пострадал. В этом случае человек просто воспринимает информацию, читает душевно. А другой человек читает Евангелие, и у него жизнь переворачивается. Он через Евангелие осознает и встречает Христа, вступает с Ним в диалог. Один прочитал душевно, а другой – духовно. И когда во время богослужения диакон возглашает: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия», то это церковный призыв к тому, чтобы дух наш открылся и мы восприняли слово Божие не как отчужденную информацию, а как слово Божие, обращенное лично к каждому из нас. Тогда оно действительно изменяет и преображает нашу жизнь. 

Поэтому есть в человеке и душевность, и духовность. Эти сферы, поскольку они сверхчувственные, «не нащупываются» научными инструментами, но когда люди начинают вести духовную жизнь, то эта реальность внутреннего мира постепенно открывается и становится не менее объективной, чем физическая.

Не надо удивляться, что наука не может зафиксировать феномен души с помощью научных приборов. Научные приборы – это наши усиленные органы чувств. Что такое микроскоп? Это наши умощненные глаза. Ультразвуковые приборы – это наши умощненные уши. А сфера души находится за рамками чувств, поэтому научные исследования традиционными методами и приборами становятся невозможными. Однако если мы с помощью научного прибора не можем зафиксировать нечто, то это не является доказательством того, что это «нечто» не существует.

4.jpg

Понятие о душе является ключевым не только для христианства, но и для всех религий, и вообще для человеческой культуры. Ощущение души настолько близко каждому человеку, что если он себя не запрограммировал отрицать данное понятие категорично в контексте влияния каких-то атеистических схем, то он неизбежно и естественно начинает его использовать. Без понятия о душе невозможна поэзия, художественная литература, живопись, любовь между людьми, воспитание детей, милосердие к страждущим. Мне кажется, что секулярная часть человечества обязательно вернется к этому понятию.

Признание души автоматически предполагает признание Бога

В чем здесь проблема? Не в том, что душу нельзя зафиксировать с помощью традиционных научных приборов, а в том, что признание души автоматически предполагает признание Бога, а вот здесь неверующему человеку становится страшно. Потому что если Бог есть, то Его придется слушаться, отказываться от своих любимых и приятных грехов, ошибочных стереотипов, учиться любить и прощать, отказываться от зла и эгоизма. Атеистически настроенные люди понимают, что признание души – это признание Бога, а если я признаю Бога, то я должен менять свою жизнь. Если я этого не хочу, то буду упираться до предела всему, что подводит меня к признанию Бога. В этом и состоит тайна отрицания бытия души светскими специалистами.


Мужчина и женщина

В Священном Писании сказано, что Бог создает вначале мужчину, а потом женщину из ребра мужчины. Кем был этот первозданный Адам до сотворения Евы? В дохристианскую эпоху была популярной языческая идея о человеке как андрогине (соединение мужчины и женщины в одном существе). Например, она встречается в диалоге Платона «Пир». Там излагается древнегреческий миф о том, что якобы олимпийские боги поначалу создали людей как андрогинов, но увидели, что те оказались очень мощными существами и объединились, чтобы противостоять олимпийским богам. Тогда кому-то из олимпийских небожителей пришла идея ночью разрубить андрогинов пополам и перемешать их, что и было сделано. С той поры боги живут спокойно на Олимпе, а люди ищут свою половинку и не занимаются противостоянием со своими создателями. Именно в такой шутливой ироничной форме эта идея была предложена Платоном, хотя, конечно, она отражала некоторые мировоззренческие установки Древнего мира. 

Итак, андрогинизм – это языческая идея, и когда христианство с ней соприкасалось, то категорически отвергало ее. Но не только в древнегреческой мифологии встречается идея андрогина. Она нашла свое отражение в каббале, есть похожие идеи индуизме, в зороастризме, в мифах и религиозных культурах других народов. Это отнюдь не выдумка одного лишь Платона или кого-то из древних греков.

Святые отцы всегда отрицательно относились к этой идее. Потому что если человек – это андрогин, то тогда никто из нас, покуда не вступил в брак, человеком в полном смысле не является, а только половиной человека. В этом случае брак является идеалом, высшей формой человеческого существования, а тот, кто не вступил в брак, непонятно на что рассчитывает в аспекте спасения и будущей жизни. 

5.jpeg

Если мы согласимся идеей андрогинизма, то тогда церковный институт монашества сразу становится под вопрос. Чем там люди занимаются, если нужно вступать брак? Возникает большой вопрос в отношении Господа нашего Иисуса Христа. Он же не выступал в брак, жил девственной жизнью, как же мы Его исповедуем в халкидонском вероопределении совершенным человеком? Как Он может быть совершенным человеком, если Он только муж, а второй (женской) половины у Него не было? Так что андрогинизм неприемлем с разных богословских позиций. 

Священное Писание ясно говорит, что первозданный Адам до сотворения Евы – это мужчина, по-еврейски «иш», а его жена «иша» – женщина, произошедшая от мужчины. Во многих языках индоевропейской группы слова «человек» и «мужчина» – это одно и то же. Например, в английском языке слово man – это мужчина и человек одновременно, а женщина woman – та, которая произошла от мужа. Так что данная идея имплицитно содержится во многих языках, которые имеют отношение к Божественному Откровению. Если перейти к свидетельствам святых отцов, то там однозначно излагается данная тема, как я представил вам ее выше.

Священное Писание ясно говорит, что Адам – это муж (мужчина), а его жена была сотворена из его ребра. Сделана из ребра – это не значит, что женская природа во всей полноте и специфике присутствовала в этом ребре. Точно так же, как из земного праха сотворен Адам Богом, но в прахе не присутствовала человеческая природа, это был материал, из которого Бог Своим всемогуществом создал принципиально новое существо. Так же и ребро Адама было лишь материалом, из которого Бог создал другого человека, который, с одной стороны, обладает такой же природой, как Адам, но при этом имеет свои специфические особенности женского естества. Это именно творческий акт Бога, а не какой-то естественный процесс разделения одного существа на два, как это бывает, например, при делении клетки. 


Нижеестественное и вышеестественное состояние человека 

Что страшного произошло после того, как Адам и Ева вкусили запретный плод?  В этом поступке выражено отношение к Богу, а его последствия повлияли на все человечество. Первозданные люди свободно и сознательно отказались от Бога, и Бог предоставил им возможность жить так, как они захотели, – без Него. Они удаляются от Бога, переходят на сторону диавола, потому что человек не может находиться в духовно нейтральном состоянии. В результате этой перестановки жизненной позиции происходит повреждение образа Божия в каждом человеке, повреждение природы, повреждение отношений с окружающим миром. Теперь это греховное состояние передается из поколения в поколение каждому новорожденному. 

Иногда задают вопрос о справедливости распространения греховности на всех людей через Адама. Вопрос этот решается, если мы учтем, что Бог относится к человечеству не как набору автономных субъектов, но как целостности, как семье, потому что человечество онтологически связано. Человечество как семья несет на себе последствия поступков своих прародителей в силу общности природы, единства бытия, уподобления друг другу.

6.jpg

Обратите внимание, что в Библии о детях Адама сказано, что он «родил сына по подобию своему и по образу своему» (Быт. 5: 3), то есть дети рождались уже не по образу и подобию Божию, а после грехопадения по образу Адама, который имел в себе образ Божий, но в поврежденном состоянии. Однако если кто-то ставит вопрос о незаслуженности наследования состояния греховности, то он должен признать и незаслуженность спасения в Иисусе Христе, через Которого каждому человеку незаслуженно даровано не только освобождение от унаследованной греховности, но и от личных грехов, а также предоставляется дар вечной жизни, который человек своими личными усилиями не смог бы получить. Господь, придя в мир, совершает искупительный подвиг для спасения всего человечества, но не навязывает его плоды всем. «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 23), то есть спасено будет Его Тело – Церковь, целостность, семья Божия. Спасение в Иисусе Христе совершается для всего человечества, но каждый человек индивидуально свободно и сознательно может воспользоваться этим спасением или отвергнуть его, тем самым войти в единство со Христом или отказаться от Него. 

Если кто-то ставит вопрос о незаслуженности наследования состояния греховности, то он должен признать и незаслуженность спасения в Иисусе Христе

Человечество не могло освободиться от бремени греха своими собственными силами. Если говорить образно, оно оказалось таким должником, что оплатить этот долг за счет своих личных страданий не мог никто из людей. Даже если бы такой человек появился, который выстрадал бы свои грехи, то это была бы уникальная история, которая никакого значения не имела бы для человечества. Образно говоря, мы лежим на кровати в больничной палате, проходим один курс лечения от одной болезни. Я вдруг выздоровел, а вы – нет. Вы за меня, конечно, рады, но вы остались больны. И вы не можете скопировать мою историю болезни и выздоровления, она у вас индивидуальна. Поэтому если бы такой человек и появился, он не мог бы стать Спасителем мира. 

Поэтому приходит в мир Господь Иисус Христос. Совершенный Бог становится совершенным человеком, чтобы взять на Себя страдание за каждого из нас. Многие спросят: как такое возможно? Возможно, во-первых, потому что Он – человек, Он единосущен нам по человечеству, а во-вторых, потому что Он любит каждого из нас. По этим причинам плоды искупительного подвига Иисуса Христа становиться доступными для всех, кто поверит во Христа и полюбит Его. Единство по человеческой природе и любовь делают возможным, чтобы страдания за нас вочеловечившегося Сына Божия, абсолютно чистого и безгрешного как в природном, так и в личном отношении, стали искупительными, освободительными для каждого человека, который решит добровольно и сознательно с Ним соединиться. Если человек действительно становится на этот путь добровольно и сознательно, тогда Бог дарует ему Божественную силу и благодать, которая начинает преображать его природу в соответствии с замыслом Божиим.

7.jpg

Сейчас очень много людей стремится к здоровому образу жизни. Куда не заглянешь – кругом рекомендации. Они во многих случаях неплохие с точки зрения светского представления о человеке. С христианской точки зрения они подтягивают человека до нормального нижеестественного состояния. Если же человек вступает в живую связь со Христом, благодать входит в человека и начинает преображать элементы его природы так, чтобы он соответствовал будущей вечной жизни с Богом. Этот процесс не может произойти одномоментно. Это как крылья – они должны у вас вырасти, чтобы вы могли взлететь на небо. Для этого нужны условия и средства, что и обеспечивается в многовековой богатейшей духовной традиции Православной Церкви. В жизни святых людей это преображение под воздействием благодати становится целью, важнейшим элементом их личной аскетической жизни.

На первом этапе перехода от жизни по страстям к жизни по естеству в соответствии с замыслом Божьим бывает непросто, иногда горько, потому что люди привыкли к сладости греха, а радость от благодати еще не ощущают, но эту «пустыню» надо пройти с верой и упованием на Бога. Для начала очень важно изменить вектор движения – от разложения и деградации повернуться лицом к Богу. «В чем застану, в том и сужу», – говорит Господь (аграфа, сохраненная в творениях св. Иустина Философа). Если Господь застает человека в стремлении к Небу, то этот вектор движения потом получает возможность реализации и за порогом смерти, после Второго пришествия Христа. Если человек не сформировал это стремление к Небу, то тогда он движется туда, куда выбрал, и за порогом смерти. 

Когда человек обоживается, изменяется под воздействием Божественной благодати, возрастает в любви, тогда постепенно меняются его принципы жизни. Для него творить добро становится уже легче. Отдать свои средства, пожертвовать свое время – всё это уже не требует таких больших усилий, как раньше. Помните, у апостола Павла есть такие слова: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5: 22–23), то есть духовная жизнь постепенно приносит духовный плод. Другое дело, всегда ли человек этот плод видит изнутри? Очень часто Бог закрывает глаза человеку на его собственный рост в педагогических целях, чтобы он не возгордился и не споткнулся. И эта Божественная педагогика не должна смущать нас. С этой точки зрения очень важно, чтобы был духовник. Он как раз со стороны может отслеживать, меняется ли человек или нет в лучшую сторону. Сами люди этого чаще всего не видят.

В рассуждении на эту тему необходимо учитывать, что многие современные христиане, вступая в церковную жизнь, не имеют дерзновения восходить на высокие ступени духовной жизни не потому, что они нерадивые или боязливые, но таков их тип жизни в данный момент: у человека нет времени, он много работает, у него большая семья и т. д. Тогда уже возникает другая пастырская задача – чтобы человек не упал ниже того уровня, на котором он находится. Нужно хотя бы поддержать огонек в его лампадке, чтобы он не погас, а если гаснет, то снова зажигать его, подливая своевременно елей благодати Божией. 

Эта проблема не только пастырская, но и общая проблема современного теплохладного христианства, где господствует стремление получить любовь и радость без каких-либо усилий по очищению себя. Мне кажется, что помогать человеку необходимо таким образом, чтобы он был способен понести свою меру духовной жизни и сохранил стремление к совершенству. Каждую ступень личного преображения христианин призван пройти добровольно и осознанно. Только в этом случае созревает духовный плод, который наполняет земную жизнь подлинным смыслом и открывает дверь в вечную блаженную жизнь с Богом.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить