Создадим христианскую контркультуру

Каждую неделю у нас проходят огласительные беседы, приходят люди, готовящиеся принять Крещение или крещенные недавно, простые верующие, и я рассказываю, отвечаю на вопросы. На днях мы говорили о том, что в современном мире христиане живут особой жизнью. Один человек задал потрясающий вопрос: «Как научить молодежь жить по-христиански?» Ответ: создать христианскую контркультуру.

Культура – одно из непростых слов. Слыша «культура», мы представляем себе изысканные картины: вечер, люди в роскошных нарядах пьют белое вино, наслаждаясь классической музыкой. Быть «культурным» – значит соответствовать подобному стереотипу, в то время как быть «некультурным» – значит не отличаться такой изысканностью. Но культура, о которой говорю я, значит нечто иное.

На самом деле культура присуща каждому вне зависимости от предпочтений в музыке, одежде, еде. Словом «культура» можно обозначить образ жизни, ценности. В североамериканской культуре, к примеру, принято извиняться, если кого-то перебьешь, и есть пиццу руками. Для нас, представителей североамериканской культуры, эти нормы – всего лишь образ жизни. Мы редко о них задумываемся, а просто автоматически исполняем. Ведь действительно, нередко нам даже не приходит в голову, что какое-то явление – часть нашей культуры. Настоящая культура – нечто автоматическое: мы неосознанно делаем так, как принято.

Такие правила нигде не записаны, но они составляют часть нашей традиции, передающейся из уст в уста от родителей детям. Мы познаём культуру, наблюдая за тем, как живут наши родители – говорят, едят, общаются; мы узнаём их мнение по поводу базовых вопросов нравственности и повторяем за ними. Таким образом передается культура от одного поколения другому – это происходит в семье.

Современная американская культура, признаюсь, портится всё больше – то, что мы некогда ценили, переворачивают с ног на голову или подменяют чем-то противоположным. Очевидные культурные перевороты всегда сопряжены с извращением морали. Сегодня к людям, не приемлющим однополые отношения или аборты, нередко относятся с презрением или даже нарочитой враждебностью. Этот пример иллюстрирует радикальную трансформацию существующих давно культурных норм. Всё чаще соглашаются с тем, что человек вправе самостоятельно выбирать свой пол. Это еще один пример извращения культурных норм. Православная вера (говорю как человек, живущий в Северной Америке) подвергается всё большим нападкам, и христиане должны выходить из подобных ситуаций с достоинством. Нужно ли нам сказать, что мы на самом деле думаем, или лучше смолчать? Можно ли открыто протестовать, или нужно скрывать свои взгляды? Часто бывает непросто найти золотую середину между тем, когда промолчать, а когда всё высказать. Отсутствие политического консенсуса по этому вопросу служит подтверждением того, насколько изменилась наша культура.

Именно по этой причине приходящим на наши беседы я говорю, что нам необходима христианская контркультура, которая будет альтернативой нынешней светской культуре. Нужно, чтобы дети (и новообращенные) осознавали, что быть учеником Христовым сегодня – значит жить жизнью, совершенно отличной от той, какой живут многие. Мы живем в иной нравственной вселенной – равно как и христиане первых веков жили словно в параллельной вселенной, не так, как окружавшие их язычники. С одной стороны, что-то из того, что ценим, чем дорожим мы, христиане, мир осуждает и отчуждает; с другой – мы ненавидим, не приемлем то, что вызывает восхищение всего мира. Конечно, есть общее – то, что вызывает восхищение или презрение как у нас, христиан, так и у мира, но, кажется, такого общего становится всё меньше. Поэтому нам необходимо создать альтернативную культуру, поддерживать ее и питать.

Мы живем в иной нравственной вселенной, совершенно отличной от той, в какой живут многие

Ранее было сказано, что культуру, равно как и христианскую контркультуру, нужно создавать в семье и передавать из поколения в поколение. Под «семьей» я понимаю не только семью в привычном смысле – совокупность людей, связанных кровным родством, – но в особенности нашу приходскую, церковную семью. Церковь – наша настоящая семья. Следовательно, чтобы создать и сохранить в наших детях христианскую культуру, важен вклад как Церкви, так и родителей. Ребенок сможет чему-то научиться, если увидит взаимодействие этих двух семей: когда то, чему мама и папа учат малыша дома, находит подтверждение в их жизни и в учении Церкви, тогда он может по-настоящему поверить в это учение и последовать ему.

Хочу особенно подчеркнуть, что Церковь должна стать нашей семьей. Очень часто бывает не так. Для многих людей единственная настоящая семья – это родственники, а храм – всего лишь место, куда они приходят в лучшем случае по воскресеньям, чтобы (совершенно ужасные слова) «исполнить свой религиозный долг». Можно сказать с полной уверенностью: если семья приходит в храм, чтобы укрепить свои отношения или чтобы услышать вдохновляющие проповеди, то такого основания недостаточно, чтобы создать подлинную контркультуру. Если ребенок относится к священнику и прихожанам как к чужим, а не как к членам своей семьи, также будет непросто создать и сохранить христианскую контркультуру. Только в том случае, если ребенок считает Церковь своей семьей, которая формирует его личность, можно надеяться на то, что он буквально впитает христианскую веру и сможет выдержать нападки современной мирской культуры.

Хочу особенно подчеркнуть: Церковь должна стать нашей семьей

Порой (например во время пандемии, когда всё кажется безрадостным) я рассуждаю о том, насколько сильна Церковь в Северной Америке. Мне довелось знать одного епископа (пусть его имя останется неизвестным), который постоянно восхищался «нашей красивой религией». Если в наших храмах главное – этническая идентичность, нравственность и «красивая религия», то можно считать, что всё потеряно. Полагаю, ни один настоящий христианин не относится к своей вере как к «красивой религии». Настоящий христианин думает не о своей религии, а о Христе. Наша вера, вкупе с нашей контркультурой в противовес светскому миру, – это не наш выбор, а наша сущность. Культуру, если она подлинная, почти не заметно, так как она суть призма, через которую мы воспринимаем мир. То же можно сказать о нашей христианской контркультуре: если она настоящая, то жить иначе просто невозможно. Апостол Петр однажды сказал: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6: 68).

Перевод с английского Марии Лицман
Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить