Свидетельствуй жизнью своей

Картинка 1.png
Вы говорите своему ребенку: «Не злись. Ты слышишь? Не злись!» Или: «Не кури!» – а затем нервно просите: «Сбегай к киоску и купи мне сигарет!» Ребенок воспринимает то, что вы ему показываете своими действиями, а не то, что сказали. Ребенок в руках «держит блокнот с ручкой» и «записывает» наши действия.

Христос говорит: кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5: 19). Христос сошел к нам и проповедовал Свое исцеляющее слово, которое Он подкрепил Своим примером. Напомним, что последние Его наставления о единстве, любви, смирении были не просто словами. Последнее, что Христос сделал Своим ученикам, это омыл им ноги. И Он омыл ноги не только хорошим ученикам, но омыл ноги и «плохим», о которых знал заранее, что они предадут Его. И если честно, мы все оставили Его и от страха разбежались. Память и ностальгия по слову Христову появились намного позже, поскольку Его пример был настолько великим, что он мог ежедневно «говорить» им.

Христос Своим исцеляющим словом дал всем ученикам равные возможности, говорил с ними о многих вещах, но прежде всего полюбил их вплоть до Своей смерти. Его смерть, Его мученичество лучше всего подкрепляли Его проповедническое дело.

Одна моя знакомая сдавала дом иностранцам, а они не платили за наем. Она решила прогнать их. Приближалась Пасха. Эта женщина посещала библейские курсы, слушала проповеди, лекции и прочее. Ее муж, Коста, редко ходил в церковь. Ольга, так звали эту женщину, подошла ко мне:

– У меня проблема. Батюшка, что делать с арендаторами? Выгнать? Оставить? Измучилась вся: никак не могу решить, как поступить.

Я спросил ее:

– Что думает об этом Коста?

– Он говорит мне: «Приближается Пасха, а ты хочешь выгнать квартирантов на улицу?»

И это ей сказал человек, который редко ходит в церковь! А она хотела выгнать их… Что я этой историей хочу сказать? Что мы «живем» двумя жизнями: одной – для людей, другой –для себя.

Образ нашей жизни показывает подлинность нашей веры, а она, как правило, проявляется не в обычных ситуациях, а когда над человеком «нависает топор». Допустим, мы испытываем какую-то боль и обращаемся к врачу. Он осматривает нас и говорит:

– Вам нужно сделать компьютерную томографию!

Томография стала уже настолько привычной, как аспирин. Сегодня многие делают томографию. А врачи говорят то, что первое приходит им на ум:

– На снимке я что-то вижу!

Страшно, что они произносят это с легкостью, а в это время твое сердце вот-вот выскочит из груди от этих слов, вся жизнь проходит перед твоими глазами, как в кино, и ты говоришь себе:

– Все, конец, на этом завершилась моя жизнь! Что будет с моими детьми?! Мой муж ведь снова женится...

Ты, верующая, и такое говоришь?! А если бы, представь, ты была неверующей, что бы тогда случилось? Ведь и вы тоже начинаете обвинять Бога:

– Я каждое воскресенье хожу в церковь и приношу масло, вино и просфоры. И все это напрасно? Если мы будем умирать как собаки, то для чего Господь стал нашим Другом? Он же должен помогать нам в трудных ситуациях, чтобы спасти нас в последние минуты нашей жизни!

Если мы будем терзать себя больше, чем неверующие, то для чего тогда наша вера?

Подлинность веры святых проявлялась не так, ведь Христос никогда не говорил, что тот, кто любит Его, будет жить в комфорте, а говорил так: кто любит Меня, пусть возьмет свой крест и следует за Мной (ср.: Мф. 16: 24). Он говорил о кресте, о мученичестве, о боли. А еще Он говорил о Божием утешении. Потому что никто из тех, кто последовал за Ним, не жил в комфорте.

Старец Филофей (Марис) с Патмоса говорил: «Если ты стремишься к Богу и у тебя нет проблем, это плохо»
Старец Филофей (Марис) с Патмоса говорил: «Если ты стремишься к Богу и у тебя нет проблем, это плохо». Видели ли вы какого-нибудь святого, начиная с Матери Божией и до старцев наших времен, читали ли вы в житиях современных святых, чтобы кто-то из них жил в комфорте? Нет такого святого, который бы прожил беспечную жизнь. Если вы читали Синаксарь, то, наверное, обратили внимание, что там как будто бы меняются только имена: Паисий, Порфирий, Георгий… Их общей чертой были боль и Божие утешение. Каждый из них прошел свой жизненный путь «разбитыми в кровь» ногами. Так показывается подлинность веры.

Когда нам легко живется, то мы хорошие друзья и на 99% являемся православными христианами. Но кто из нас православный, какие мы православные? Какова подлинность нашей веры?

То, что мы подаем как пример, сначала переживается нами как внутренний опыт и только потом проявляется внешне.

Как-то ко мне подошел семинарист:

– Батюшка, можно вас о чем-то спросить? Если я кого-то побью, то могу ли после этого стать священником?

Я ответил ему:

– Послушай, если ты кого-то побьешь, а я скажу, что тебе можно было бить его, то, когда ты станешь иереем и кто-то придет к тебе и спросит у тебя о том же самом, ты скажешь ему: «Конечно, ты можешь побить человека. Я сделал это и, как видишь, стал священником!»

Если какой-то пример стал основой нашей жизни, мы можем сделать его основой жизни и других людей.

Картинка 2.png

В житиях мы видим разные дороги, по которым святые прошли свой духовный путь: один подвизался, поднявшись на высокую гору, другой – на столбе, как святой Симеон Столпник, третий прожил свою духовную жизнь на Метеорах, четвертые подвизались как отшельники, пятые жили в миру, связав себя семейными узами. Или вот, например, святой Давид из Фессалоник, который подвизался на миндальном дереве и раздавал миндаль как благословение. Христианин не должен копировать жизнь других, каждый христианин живет своей духовной жизнью, но общий подвижнический опыт святых является примером для нас. Не все были проповедниками, и не все были вселенскими учителями – таких, как святитель Иоанн Златоуст, среди святых не много, – но мы не найдем ни одного святого, который не подкрепил бы свои слова собственным примером. И каждый сначала был научен тоже примером. Были святые, которые подвизались в безмолвии, но их пример молчания стал громогласной проповедью, которая до сего дня слышна в аду – в нашем земном аду.

Жизнь святых воплощает Евангелие. Читая жития, ты видишь, что путь святости и веры осуществим

Пример показывает подлинность нашей веры. Что мы имеем в виду? Преподобный Иустин (Попович) говорит, что святые являются воплощенными примерами Священного Писания. Он пишет: если бы случилось так, что исчезла Библия и у нас не было бы больше Евангелия, то житие одного святого могло бы стать Евангелием нашей эпохи. То есть жития святых воплощают Евангелие. Читая жития, ты видишь, что путь святости и веры осуществим, но с трудом понимаешь, как сапожник может стать святым, как министр может стать святым. Но у нас есть такой образец, как святой Иоанн Дамаскин, который был членом тогдашнего «народного собрания». То же самое относится к врачам, юристам и так далее. Преподобный Иустин говорит нам: святые показывают, как Евангелие может быть воплощено. Каждый святой – это открытая книга, которую прочесть могут все.

Позвольте рассказать вам одну историю, которую отец Стефан Анагностопулос описал в своей книге. Один очень пожилой христианин умирал в больнице от рака. Это был человек глубокой веры, имевший терпение и большую любовь к Богу. Рядом с ним лежал неверующий, у которого тоже было онкологическое заболевание, но он проживал свою болезнь с негодованием, гневался на всех живых и мертвых и со всеми ссорился. Многие посещали больного христианина и научались от него. Он стал для них светом и чашей любви и терпения. А его сосед по несчастью освирепел вконец и возненавидел людей. Он испытывал ненависть ко всем. И вот в какой-то момент он обратился к христианину:

– Скажи, пожалуйста, как у тебя получается так переносить болезнь? Откуда ты берешь силы? Потому что я знаю, какую сильную боль ты испытываешь! Где ты находишь силы и терпение?

А христианин вместо ответа просто сказал ему:

– Смотри, как умирают христиане!

Вместо ответа он просто сказал: «Смотри, как умирают христиане!»
Спустя некоторое время смерть совсем близко подошла к христианину, но и тогда, несмотря на невыносимую боль, он излучал святость. С терпением перенося боль, он утверждал истинность иной жизни, в которую он скоро войдет. Христианин скончался. Все это заставило неверующего больного постепенно измениться. Камень злобы в его сердце стал разрушаться.

Когда христианин умер, по больничной палате разлилось необыкновенное благоухание, она озарилась нетварным светом. Неверующий был потрясен тем, как умирал его сосед, и это заставило его изменить свою жизнь – она долго не продлилась, но была настолько поразительна, что привела его в рай. Он искал духовника. Им стал автор книг отец Стефан. Больной исповедался перед духовником, рассказал ему обо всех своих грехах, начиная с самого раннего детства. Покаявшись, он был готов пойти по тому пути, о котором узнал от почившего христианина. Такая решимость измениться овладела им, что он говорил людям, приходившим в больницу навестить его:

– Если у вас есть что сказать мне о Боге, то оставайтесь! Если же вам нечего сказать мне о Боге, я прошу вас уйти. Я потерял много времени, и теперь у меня нет его ни на что другое, кроме Бога.

Этот человек, вдохновленный примером христианина, нашел Бога. Наконец и он тоже стал небесным жителем – почему бы и не в объятиях Бога, если он получил это послание великого терпения от христианина, покинувшего этот мир с высоко поднятой головой, с болью, но большой, как гора, верой? Вот то, что превращает волков в агнцев. Все остальное – пустые слова.

Если пример отсутствует, то проповедь не имеет значения. Потому что только наш пример запечатлевается в сердцах людей
В конечном счете подлинность выделяет золото среди других металлов. Если нет проповеди, то пример может заполнить пустоту. Но если пример отсутствует, то проповедь не имеет значения. Потому что только наш пример запечатлевается в сердцах людей.

Читая жития, мы удивляемся огромной вере святых. Читаем, к примеру, о святом Паисии, святом Порфирии, святом Иакове, обо всех тех современных святых, которых Бог послал нам для утешения. Давайте будем их молитвенно призывать – не потому, что они более великие, чем древние святые, а потому, что они показывают нам: и сегодня Церковь продолжает оставаться мастерской по «созданию» святых. И это утешительно для нашего времени, так как свидетельствует о том, что Бог не забыл о нас.

И сегодня в городах живут не знакомые нам святые. А в Афинах в квартирах живут люди, в сердцах у которых – Господь. Не думайте, что больше нет святых, потому что зло поднимает много шума. Когда постучишь по пустой жестяной банке, она издает громкий гул, а если ударишь по полной – не будет ни звука. Есть люди, которые преисполнены благостью, они не заметны, но через них Господь делает Свое дело. Они словно соль, которая не видна в еде, но придает ей вкус. Сейчас врачи говорят, что соль вредна для здоровья, но Христос учит, что христиане – это соль земли. Значит, соль – полезная приправа.

Картинка 3.png
Есть одна история о старце Иакове, которая объясняет, почему он так легко соблюдал абсолютное воздержание в еде. Если мы скажем «да» маленькому соблазну, то мы скажем «да» и соблазнам большим. Вот почему пост помогает: он задает «курс» духовной жизни. Старец говорил, что он легко воздерживался в еде. И ты спрашиваешь себя:

– Почему ему это легче удавалось, чем нам? Почему это так сложно для нас?

– Потому что свою роль сыграл пример моей матери, – говорил старец.

Старец Иаков легко воздерживался в еде. Он объяснял: «Меня научил этому пример моей матери»
Кто слышал о матери старца Иакова? Никто. Однако у нее был такой сильный характер, что она научила своего Яковика – так звали его, когда он был маленьким, – поститься. Вот послушайте эту историю.

Тогда были тяжелые годы. Беженцы из Малой Азии, он и его мать шли по дороге, она держала его за руку. Он очень хотел есть. Они проходили мимо сада, в котором росло грушевое дерево, увешанное спелыми плодами. Яковик посмотрел на это дерево, и помысел овладел мальчиком. Он сказал своей матери:

– Мама, какие хорошие груши!

Мать притворилась, что не слышит, и крепче сжала руку сына. А он повторил свои слова:

– Мама, ну посмотри же, какие хорошие груши!

Видя, как настойчив сын, мать ответила ему:

– Сынок, погляди-ка, есть ли садовник, у которого можно было бы попросить груш?

– Его нет, – отвечал мальчик. – Но мы не будем срывать груши с дерева, а возьмем те, что лежат на земле. Разве это грех?

– Да, сынок, грех. И если мы так поступим, то погубим свои души.

Так что они не взяли эти груши, и ребенок остался голодным. И что тут такого – съесть груши. Если священнику рассказать об этом, то и он скажет: «Съешь несколько груш!» Но именно его мать, эта неграмотная женщина, не читавшая четырех томов трудов святителя Григория Паламы об обожении и нетварном свете, но своим жизненным опытом познавшая их, и научила будущего старца полному воздержанию в еде.

– Я благодарен своей маме, потому что она научила меня поститься, а не угождать ветхому человеку, тому, кто кричит во мне: «Давай же, иди сюда, съешь грушу! Кто тебя увидит?! Господь не зачтет тебе за грех, если ты съешь несколько груш. Бог относится с уважением к нашей любви!» Да, но если вы сдадитесь перед малым грехом, то вы сдадитесь и перед большим. И с этого все начинается. Так говорил старец Иаков.

Люди обвиняют нас в том, что мы только внешне христиане, и эти слова причиняют нам боль, потому что мы чувствуем, как они правы. Мы говорим:

– Почему же? Разве я духовно не борюсь? Не делаю ли я все по-христиански? Не хожу ли я в церковь?

Давайте разберемся. Нам больно, потому что нам словно делают операцию без анестезии. Нас обвиняют в том, что мы только по воскресениям христиане, но и в те дни мы, вернувшись домой из церкви, ведем себя так, будто ничего не слышали и не видели в храме. Например, ваш муж не ходит в храм, и только вы ходите на службу. Вы единственный человек в вашей семье, который ходит в церковь. Вы воспринимаете это за честь. Возвращаетесь домой, а ваш муж только недавно проснулся, и если это летний день, то он моет машину. Что ему еще делать в воскресенье, как не мыть машину? Для этого же и есть воскресенья! И ты возмущаешься. Испытываешь отвращение к своему мужу, который обязательно попадет в ад, потому что он не пошел в церковь, а поскольку ты пошла в церковь, то «обязательно» попадешь в рай! Ты преисполнена гнева и говоришь Богу:

– Боже мой, что я могу сейчас сказать Тебе?! Ты вправе наказать: сжечь в геенне огненной!

Ты это говоришь и не испытываешь боли за человека, который не пошел в церковь, но полна радости, что сама будешь спасена, а другие будут гореть в геенне огненной! Странно звучит, не правда ли?

Посмотрите: нет мира и любви в наших домах. Мы не показываем близкому человеку, что там, куда мы пошли (то есть в храме), хорошо, он не видит этого на нашем лице. Он видит, как ты со злым лицом вышла из дома и с таким же злым лицом вернулась домой. Человек, который не ходит в церковь, спрашивает себя:

– Зачем ходить в церковь, если мне станет хуже, чем сейчас? Да не буду я туда ходить!

Что видят в нас, христианах, другие? Пусть видят только то, что заслуживает подражания
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает Церковь с Ноевым Ковчегом, он говорит: Церковь – это Ноев Ковчег, но разница в том, что волк входит в Ноев Ковчег и волком выходит, а в Церковь волком заходишь и ягненком выходишь. В Церкви ты преображаешься. Вопрос в том, что именно увидит в нас другой. Пусть он увидит в вас то, что заслуживает подражания. А мы возвращаемся из церкви, переполненные гневом, возмущением, отвращением. Вот бабушки в селах говорят перед Святым Причастием: «Подожди, я причащаюсь сегодня, а вот потом уж покажу тебе, где раки зимуют!» То есть мы только какое-то время стараемся быть праведными, но затем опять такие же, какими были до принятия Святого Причастия.

Картинка 4.png
Расскажу еще историю. Одна девушка устроилась на работу в ресторан быстрого питания и за недолгое время поднялась по карьерной лестнице. Но «идеология» этого ресторана заключалась в том, чтобы гнобить подчиненных.

Здесь я позволю себе сделать небольшое отступление. Вчера ко мне пришел ребенок – первоклассник. Знаете, наши дети очень быстро взрослеют, у них нет детства. Меня в детстве заботило только одно – чтобы у меня был мяч. У сегодняшних детей уже другие приоритеты.

Ребенок пришел ко мне, и я спросил его:

– Как дела? Чем занимаешься?

– Хорошо, но мама давит на меня из-за учебы! – сказал он мне тоном, не свойственным детям.

– Почему она давит на тебя?

– Она не виновата, это учительница. Она заставляет ее так делать! А учительницу заставляют из министерства!

И первоклассник спрашивает:

– Чем занимается министр образования?!

Я вспомнил об этом потому, что руководство ресторана заставляло эту девушку грубо обращаться со своими подчиненными, но она пыталась им всем помогать. И вот начальник вызвал ее к себе в кабинет и сказал:

– Так, садитесь. Мы видели, как вы старательно работаете. Но я хотел бы вам задать несколько вопросов.

– Да, слушаю вас!

– Вы ходите в церковь? У вас есть духовник?

Девушка была удивлена. Она думала, что ей не нужно говорить об этом своим коллегам, когда она устраивалась на работу.

– Да, я хожу в церковь, и у меня есть духовник.

– То есть вы регулярно исповедуетесь и причащаетесь?

– Да.

Он повернулся к другим сотрудникам, которые в это время находились в его кабинете, и сказал:

– Я же вам говорил! Она ходит в храм и поэтому так ведет себя со своими подчиненными!

Так что ее поведение «выдало» ее убеждения задолго до того, как начальник спросил ее о ее вере. Она никому из коллег не говорила о том, что ходит в церковь и что у нее есть духовник. Все это проявилось само по себе: так течет вода в источнике – для всех. Так что поступки «говорят» прежде слов.

Когда в больших многоквартирных домах шумят соседи, то звонят в полицию обычно те люди, которые каждое воскресенье ходят в церковь, потому что они легко раздражаются. Если в квартире над вами плачет ребенок, то это уже проблема для нас. Или когда мать приходит с ребенком в церковь. Что будет делать ребенок в церкви? Будет ли он несколько часов сидеть на одном месте? Помилуй меня, Господи, помилуй меня! Он будет играть, ходить по церкви. Мать приходит в храм и чувствует себя виноватой, чувствует Церковь не как мать, а как мачеху. Никто не уступает ей место в храме; у нее трое детей, и никто из прихожан не хочет помочь ей, понянчить хотя бы одного из ее детей. Она чувствует себя неловко и чужой в храме. Знайте, что дети – это будущие священники. Не выгоняйте их из Божиего дома, потому что тогда наступит время, когда храмы останутся пустыми. Потому что, если бы нас гоняли из храма, когда мы были детьми, то сейчас бы мы не находились здесь.

Однажды архиепископа Христодула спросили:

– Неужели разрешено детям шуметь в церкви?

И он дал прекрасный и потрясающий ответ:

– Да, они шумят в храме. А что делают взрослые? Разве они не шумят в храме?

Необходима любовь, чадо мое! Вот живущие над тобой соседи поднимают шум. Представь себе, что твоя дочь поднимает шум. Ты вызовешь полицию из-за того, что твоя дочь шумит? Скажи себе, что он твой близкий человек, что он твой ребенок. Где наш пример? Ведь люди отождествляют Церковь с нами.

Пример смягчает человека. А мы движемся на двух скоростях, то есть одно показываем внешне, а другое – себе.

Я знаком с многодетными супругами. Они ведут сознательную духовную жизнь: будучи взрослыми, они нашли Христа – главным образом благодаря старцу Ефрему Филофейскому. В больничных коридорах можно найти Христа – это лучшее место, где ты можешь Его встретить. А через молитву «Пресвятая Богородица, спаси нас!» и истории болезней может начаться твое общение с Ним.

Когда один многодетный супруг был маленьким, его мать умерла, и его растила бабушка. Вечером она укладывала его спать, а в 3–4 часа ночи бабушка вставала, зажигала лампаду и кадило и молилась. Однажды малыш увидел ее и подумал, что ночью все бабушки делают так.

– Я вырос, – рассказывает он. – Моя бабушка умерла.

Юноша остался один. Прошли годы. Он встретил хорошую девушку. Она не была воцерковленной, но у нее был добрый характер. Юноша решил создать семью. Вскоре его жена забеременела.

– И тогда я задумался о том, что я скажу своему ребенку. Как я буду воспитывать его? Что я знаю о Боге? И что я ему буду рассказывать о Нем? Что духовного осталось в моем сердце? И первое, что пришло мне в голову, это поклоны и кадило моей бабушки. Я пошел в церковь, нашел там духовника, и он объяснил мне, что ночью говорила во время молитвы моя бабушка.

Этот образ молящейся бабушки стал тем примером – лучшим примером – для юноши, и он обратил его в православную веру, а затем и его семью – христианскую многодетную семью. Именно этот пример подвиг его спустя годы стать православным человеком.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Православен свят

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить