Свобода пророка Иоанна Предтечи

Слово в Неделю перед Богоявлением

Свобода пророка Иоанна Предтечи. Проповедь иеромонаха Афанасия (Дерюгина) на Божественной литургии
17 января 2021 г. (Продолжительность 0:05:37 мин, размер 5.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Приближается праздник Крещения Господня, уже сейчас мы его предпразднуем, слышим на богослужении особые тексты, посвященные этому предстоящему событию; и сегодня читались чтения из Апостола и Евангелия, также готовящие нас к Крещению Господню.

В эти дни перед праздником Богоявления, в сам праздник и после него мы особенно будем обращать внимание на образ святого пророка Иоанна Предтечи, на того человека, которого воплотившийся Бог назвал большим из рожденных женами (см.: Мф. 11: 11). Соответственно и всем нам необходимо на Иоанна Предтечу обратить особое внимание и у него научиться добродетельной жизни.

В Евангелии особенно выделяется аскетичная жизнь Иоанна Предтечи: он живет в пустыне, питается самой простой, дикой пищей, – но при этом, может быть, еще более важной чертой его характера, чертой его жизни является его внутренняя свобода. Он делает то, что ему говорит Бог, исполняет волю Божию, не озираясь на то, что о нем подумают, что о нем скажут или что ему сделают люди. Именно поэтому он бесстрашно обличает фарисеев, которые пользовались всеобщим уважением, но при этом совершенно спокойно относится к мытарям, которые, наоборот, были презренны у всего народа, и к воинам. Поэтому и в будущем он обличит царя Ирода и за это в итоге будет усечен мечом.

Он внутренне свободен, он не смотрит на то, что подумают люди, а обращает внимание на то, что о нем подумает Бог. Этой черте и всем нам очень важно научиться.

В книге Деяний Апостолов мы читаем, как апостол Петр однажды сказал: «Подобает повиноваться более Богу, нежели людям» (Деян. 5: 29), – и этот принцип очень важно помнить и нам. Потому что нередко мы очень страдаем именно от человекоугодия. Приведу простой пример, который, я думаю, знаком каждому из нас. Бывает, что нас приглашают в какую-то компанию, и мы прекрасно понимаем, что там не будет для нас ничего духовно полезного, там будут праздные разговоры, будут люди, которые не располагают нас к духовной жизни. Но при этом у нас сразу возникают диавольские помыслы: «Если я откажусь, что же обо мне подумают? Как ко мне отнесутся? Будут считать каким-то нелюдимым…» или что-то такое… И нередко мы делаем неправильный выбор, поступаем не так, как нужно поступить по совести и закону Божиему, а так, как мы хотим поступить, чтобы все люди думали о нас хорошо. А ведь Сам Господь в Евангелии говорит: «Горе вам, когда все люди будут думать о вас хорошо» (ср. Лк. 6: 26).

Мы очень страдаем именно от человекоугодия, а ведь «подобает повиноваться более Богу, нежели людям» (Деян. 5: 29)

В житиях многих святых мы встречаем примеры совершенно обратные, примеры именно такой внутренней свободы, когда человек поступал так, как считает правильным, независимо от того, что об этом думают окружающие. Приведу пример из новомучеников: святитель Лука Крымский. Он в свое время поставил себе принципом везде ходить только в подряснике. Понятно, каково это было в 1940–1950-е годы, в то время, когда были страшные гонения на Церковь. Но владыка был верен своему принципу. Как-то раз его пригласили на медицинскую конференцию, очень важную, интересную ему как врачу, но при этом поставили условие: прийти не в подряснике, а в светской одежде. И владыка, может быть впервые в жизни, задался вопросом: как ему поступить? За советом он обратился к своему другу – Святейшему Патриарху Алексию I. Патриарх ему ответил просто: «Владыка, вы всегда были верны своим принципам. Что же вы теперь меня спрашиваете?» Святитель все понял и не пошел на эту конференцию, остался верен своей внутренней свободе. И вот эту черту очень важно приобрести и нам.

Причем эта внутренняя свобода совершенно не делает человека каким-то злым, негативно относящимся к другим людям, а наоборот, она делает нашу любовь к ближним еще более чистой, ведь наше дело – творить добро не для того, чтобы о нас хорошо думали или чтобы люди как-то к нам особенно относились, а по Заповеди Божией. Господь заповедует нам любить людей независимо от того, любят они нас или нет. Я лично слышал от одного архиерея такие слова: когда ему сказали: «Владыка, многие вас не любят», он отвечал: «А в Евангелии такой заповеди нет, чтобы меня любили», – и это очень важно помнить.

Такая внутренняя свобода необходима христианину, если он хочет стремиться ко спасению. Давайте же постараемся особенно в эти дни молиться святому Иоанну Предтече, чтобы он помог нам приобрести это важнейшее качество – внутреннюю свободу, чтобы мы творили Заповеди Божии, невзирая ни на какие окружающие нас обстоятельства.

Апостол Павел в одном из своих посланий пишет: кто угождает людям, тот не может быть рабом Божиим (см.: Гал. 1: 10). Давайте постараемся не угождать людям, чтобы всегда быть истинными рабами Божиими и стремиться к Царству Небесному. Аминь.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить