«Священник в соцсетях – куда катится этот мир?»

Нести слово о Христе можно проповедуя с амвона, можно за чашкой чая, а можно – в интернете. Аудитория безгранична, местоположение виртуального прихожанина не имеет никакого значения. Ты – в Калининграде, он – в Петрозаводске. Можно задать вопрос, который тревожит, и ты никак не решаешься задать его батюшке в храме рядом с домом. Но при всех очевидных плюсах есть масса подводный камней, есть критики, которые считают, что о Христе должно говорить только в храме. У иерея Николая Бабкина, клирика Свято-Никольского храма в Отрадном города Москвы, есть персональный сайт, есть свой YouTube-канал, а в Instagram на него подписано почти 400 тысяч человек. 

Большинство из нас заходит в соцсети, потому что в жизни «тоска зеленая», а человек полистает ленту, заглянет в чужую жизнь, опустит туда свои браузерные «щупальца», и вроде как кажется, что ты имеешь причастность к другой жизни. Особенно интересно, если это какой-то публичный деятель, а священник – тоже публичный человек. Хоть это не актер и не певец. Обычно он на амвоне с крестом, и мы знаем священника в традиционном амплуа. А тут появляется священник-блогер, что и вызывает, конечно, ряд вопросов. Мне часто пишут комментарии, особенно в TikTok, и как правило эти комментаторы представляют священника как существо, которое живет в алтаре, питается просфорками, у него нет детей, он – святой отец и летает на вертолете. Это ярко свидетельствует о стереотипах и шаблонах, которые священник-блогер должен разбивать. Поэтому у нас с супругой столько юмора в блоге.

1.png.jpeg

А пришли мы к этому так. Нам дали назначение на сельский приход, и возник вопрос: как собирать паству? Матушка сказала, что нужно идти в интернет. И я как верный муж последовал за ней. Так получилось, что наш блог сразу приобрел семейный характер. За это, кстати, нас часто критикуют и говорят, что у нас много «гламурных» фотографий, мы показываем якобы какую-то нереальную идеальную жизнь. У меня есть рубрика «Бабка надвое сказала», где я высмеиваю церковные стереотипы и иронизирую над ними. В том числе часто сам иронизирую над собой. 

Социальные сети нужны не только для наполнения прихода, это более широкая внутренняя миссия в Церкви

Мы с матушкой не ставили перед собой сверхзадач. Потом я уже понял, что социальные сети нужны не только для наполнения прихода, это более широкая внутренняя миссия в Церкви. Но она не может быть локальной, только в одном регионе. Конечно, люди, которые живут неподалеку и тебя знают, будут заходить в твой блог и читать. Но для большинства ты будешь просто священником, за которым интересно смотреть и которому можно задать свои вопросы. Поэтому я в конце каждого года подвожу итоги, чтобы понять, зачем это нужно. Может быть, мне стоит заняться гораздо более важными вещами в жизни? Например, кормить бомжей на вокзале. При некоторых храмах Москвы есть такие инициативы. И это будет полезнее, чем, например, проводить вечером эфиры. Но каждый раз, проводя опрос, я убеждаюсь в том, что нужно продолжать заниматься блогом. Мнение людей о Церкви меняется, и в этом году статистика показала, что 90 процентов моих читателей изменили в лучшую сторону мнение о Церкви. Процентов 60 захотели сходить в храм, и около 30 процентов пришли в храм, исповедовались и причастились, большинство впервые. Но это польза не конкретно для моего прихода, а для всей Церкви. Люди, которые подписаны на мой блог, живут в разных городах нашей страны и идут в разные храмы. Мы с матушкой поняли, что нужно мыслить шире, а в границах прихода делать то, что должен делать каждый батюшка. 

Меня вдохновляют мои читатели. Даже хейтеры меня вдохновляют. Они порой пишут такие комментарии, в ответ на которые нельзя не скреативить. В среднем работа с блогом занимает около шести часов в день. Чаще вечером или по ночам, потому что у меня четверо детей и нужно сконцентрироваться, написать текст. Вдохновляют меня и дети, семья. Занимаюсь этим я с 2015 года, тогда священников в Instagram еще было мало, поэтому и хорошо «зашло». Для меня это уже стало частью жизни, и я себя уже не мыслю без слова. Да, иногда я заигрываюсь, периодически себя приходится останавливать. В соцсетях я отдаю свою энергию. Креативить получается, потому что мне есть где восполнить ресурс. Есть молитва, есть семья.

2.png.jpeg

 И священник, и психолог в одном лице

Есть определенные законы существования в Instagram. Иногда надо понравится, иногда надо возмутить аудиторию, иногда надо остро отреагировать на какое-то актуальное событие или комментировать всех вокруг. Но изначально я чувствовал, что настоящий я со своими грехами и страстями, скорее всего, не понравлюсь аудитории. Поэтому я к своему блогу относился еще с воспитательный точки зрения. Раз я пишу о семье, значит, я должен быть лучше, чем я есть в настоящий момент. Когда ты постоянно возвращаешься к одной и той же теме, показываешь семью и общаешься со своими детьми, что-то рассказываешь им, ты при этом что-то анализируешь, пишешь какие-то публикации на эту тему, углубляешь свои познания, то это позитивно влияет и на твою семью тоже. Это мой личный опыт. Я не знаю, конечно, как у других священнослужителей, потому что у меня блог специфический, семейный. К священнику приходят изначально с семейными и личными проблемами: муж пьет, постоянные скандалы, кто-то кому-то изменил. Бывает, что и с ужасными трагедиями приходят. И, прежде чем начать говорить о каких-то духовных вещах, тебе нужно весь этот ворох проблем разобрать. Мне кажется, что сегодня к психологам не так принято ходить, как к батюшке. К священнику прийти проще, стена отчуждения ниже. Поэтому многие идут к священнику не просто для того, чтобы стать верующими, а чтобы получить совет, наставление, попросить, чтобы батюшка помолился.

3.jpg

Да, и платить не надо за беседу. Хотя говорят, что в Церкви всё за деньги. А в то же время беседы батюшка проводит бесплатно и не ограничивает человека по времени. По ночам и по вечерам, и в эфирах тоже батюшки отвечают на вопросы. При этом Instagram не монетизируется, TikTok тоже, русскоязычный Youtube – это не та платформа, на которой можно что-то монетизировать, если ты ведешь религиозный блог. Это довольно узкий сегмент аудитории.

Афонский старец сказал, что если бы Иоанн Златоуст жил в наше время, то у него был бы Instagram

Меня один раз спросили, к себе ли я привожу людей или ко Христу, почему в моем блоге так мало Христа? Есть шуточки, матушка, детки. А где Иисус, где благодать, спасение? Я всегда привожу слова святителя Иннокентия Московского (Вениаминова), который замечательно сказал, что надо, чтобы сначала люди полюбили тебя, а потом уже приводить их ко Христу. Апостол Павел тоже не сразу в лоб говорил. Он пришел, например, в Афины и сказал: «Я вижу, что вы – люди набожные, благочестивые, все у вас хорошо в жизни. А знаете ли вы, что есть Господь Иисус Христос?» (см.: Деян 17: 22). Он тоже начинал издалека, приходил к людям в дом, знакомился. В итоге целые семьи обращались в веру. Он мог покорить сердца и юных, и взрослых, и пожилых людей. Апостол умел найти подход к разным людям, разговаривать с разной аудиторией. В этом огромный талант и харизма заключается. Кстати, в этом году мы виделись с афонским старцем, отцом Никоном. На мой вопрос, не опасно ли священнику занимать блогом и стоит ли вообще это усилий, он сказал, что святитель Иоанн Златоуст, живший в IV веке, имел очень слабый голос и очень комплексовал по этому поводу. И еще афонский старец сказал, что если бы Иоанн Златоуст жил в наше время, то у него был бы Instagram.

Ошибаться свойственно всем… даже батюшкам

Мы плаваем в таком «аквариуме» интернета, в нем очень сложно не совершать ошибок. Но думаю, что людям, которые пытаются самоутвердится за счет соцсетей и зависят от количества лайков и просмотров, просто опасно и вредно там находиться. Это превращается в зависимость. Такие люди либо имеют нарциссические черты характера, либо они оценивают себя в зависимости от мнения окружающих. Я хамство тоже в своем блоге убираю и всегда пытаюсь призвать к миру. Мне вообще не нравится слово «блогер». 

Например, инфлюенсер, то есть человек, который вдохновляет. Не какой-то коуч или гуру. Мотивационный оратор, добрый пример, за которым хочется последовать. Любой блогер никем не контролируется, но цензуры как таковой нет. Никто не говорит, какой нужно выложить пост, что в нем разместить. Рекламу я обычно тоже в блоге не делаю. Чаще всего это взаимная коллаборация. И даже реклама должна быть приличной. Это уже момент воспитания, культуры, и никто не застрахован от ошибок. Любой священник в интернете всегда делает эксперименты. Ты не знаешь, как отреагирует аудитория. У меня был случай, что я опубликовал ролик, в котором на заднем фоне звучал мат. Хотя ни я, ни матушка не обратили внимания. А люди услышали, и это была моя ошибка. Я один, у меня нет команды копирайтеров, дизайнеров. Есть волонтеры, которые помогают, но они начинающие православные христианки, им это интересно. 

У меня присутствует здоровая самоирония и самокритика. С другой стороны, границы и рамки – это вопрос уже супер-эго. Это общественные стереотипы, идеалы, которые нам предлагает этот мир. У меня в шапке профиля написано: «Для всех, кто не погряз в стереотипах». Мой блог не для церковных людей. Церковным людям интересно будет разве что в прямом эфире пообщаться. Я пытаюсь обратиться к разным людям, говорить на разных языках. 

Посмеяться над суевериями можно, потому что юмор помогает сломать стену отчуждения

Есть принцип апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12). Веселость – не грех, если это не злая веселость, как говорил преподобный Серафим. Если ты не злостно шутишь, не проявляешь пассивную агрессию, не пытаешься насмехаться над Церковью. Не надо богохульствовать в соцсетях, а вот посмеяться над суевериями можно, потому что юмор помогает сломать стену отчуждения. Юмор и самоирония не дают почувствовать «звездную» болезнь. Есть три основные особенности отношения к миру. Есть люди, агрессивно вторгающиеся в этот мир. Есть обособленные люди. А есть люди, которые вообще стараются избегать острых ситуаций и держаться от всего в стороне. Это личная манера взаимодействия каждого с миром. У меня это что-то среднее. Я и вторгаюсь, но чаще всего я обособленный. Наверное, во многом это из-за того, что на меня повлияла монашеская духовность. У любого человека есть внутренние конфликты, и в зависимости от особенностей характера происходит взаимодействие с этим миром. Как обособленному человеку мне проще фильтровать хейтеров, не ловить «звезду». Мой реальный мир маленький – Господь, моя семья, мой приход. Это мой способ защиты от тревожности и страха. Я разделяю близких друзей и моих друзей-подписчиков. Хотя поначалу меня сильно цепляли комментарии подписчиков. 

4.jpeg

В приоритете реальная, а не виртуальная жизнь 

Человек всегда хочет тепла и уюта в жизни, ему это важно. Сегодня, в век информации, настолько много стресса, что современный человек не справляется. Почему люди сидят в телефонах? Это дофаминовая зависимость, эмоциональный скроллинг. Когда ты открываешь ленту новостей и начинаешь бесцельно ее листать. Я так стараюсь не делать и несколько дней в неделю вообще не брать телефон в руки. Я даже в директ практически не захожу, меня не хватает на всё. Провести эфир, сделать пост, ответить на все эмоциональные комментарии и личные вопросы. 

Идя на работу, человек сразу погружается в информационный шум. Информационное давление увеличивает общий стресс. Человеку не хватает спокойствия, и он прячется в телефон и по-другому уже отдыхать не умеет. Особенно если люди не получают дома тепла и уюта, нет теплых родственных связей, они начинают искать это на стороне, в том числе в телефоне, и это быстро приводит к эмоциональной и психической зависимости. 

Я пытаюсь создать общину. Для тех, кто читает меня не первый год, я уже не виртуальный батюшка. Со мной можно поговорить, встретиться. Многие священники не выходят в интернет из-за страха оценивания. Если им в лицо говорят негатив, они очень эмоционально реагируют. Духовный человек может и телефон подменить религией, когда у него будет авторитетный батюшка. Многие люди ищут зависимости от системы ценностей, от авторитета. Это может быть и батюшка, что чревато внутрицерковным сектантством. Это проблема связана именно с самоидеализацией человека. 

5.png.jpeg

Вопрос настоящего прихода, это вопрос о том, чтобы собрать честных и ответственных людей, которые не боятся взять на себя ответственность, которые становятся «воинами Христовыми». Важно быть собой настоящим, подвергать анализу свои чувства и желания. А не тем, кто играет в ритуалы, правила и церемонии и пытается за их счет обрести спокойствие и надежду.

Когда мы просто выслушиваем человека, то совершаем доброе дело

Семья – мой основной ресурс. А также Литургия, молитва. Раньше мне не нравилось исповедовать, меня это опустошало. Потом я понял, что это происходит, потому что я не проникаюсь. Я начал молиться, спрашивать советов у отца. У меня отец тоже священник. Был для всех дядей Мишей, а потом стал священником и исповедовал бабушек. Иногда получается на исповеди сказать такие глубокие и проникновенные вещи человеку, что у него наступает озарение. Именно поэтому мне нравится быть священником. Священник помогает людям, делает доброе дело. Не потому, что тебе нравится кого-то утешать, а просто, разбираясь в чужих проблемах, ты решаешь и свои проблемы тоже. И «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7). Когда мы просто выслушиваем человека, то совершаем доброе дело. Поэтому для меня исповедь – это поход за добрыми делами. Как святой Николай ходил по домам и совершал добрые дела. Самые яркие исповеди я запомнил на всю жизнь. Такие моменты придают смысл всей твоей жизни. Если священник становится служакой, не занимается пасторской деятельностью, может выгореть. Но у меня это не получается. Ко мне постоянно приходят люди за помощью и советом, и мне хочется помогать. 

Советы приходским блогерам 

Сейчас практически у любого храма есть своя страница в сетях, и чтобы она была интересной, нужно показывать жизнь, молодежь в храме. Они могут сами снимать видео, присылать вам, а вы уже сами будете решать, что можно выставить, а что – нет. Нужно найти инициативных ребят на приходе, которые любят зависать в соцсетях. И постараться их вырвать из этого, чтобы они приложили свой пыл к миссионерской работе. Если им понравится, они смогут что-то сами придумать, какой-то свой проект. Если есть воскресная школа, то показывать ее работу. Если есть социальная жизнь – тоже ее показывать. Главное, чтобы был материал, а вы уже отсмотрите и решите, что следует выставлять. Не нужно перепечатывать новости с сайта храма в соцсети. Не нужно много фотографий в облачении, с проповеди. Священники в полном облачении с золотыми крестами на фоне иконостаса… нецерковный человек с отвращением пролистнет это. Больше жизни, больше настоящего. Например, батюшка сидит за чашкой чая, рассказывает анекдот. Отец Дмитрий Смирнов покойный, Царствие Небесное, столько знал анекдотов. Я, например, делаю скетчи, комичные зарисовки. Это тоже людям интересно и ломает стену отчуждения. Я бы также нашел волонтеров, которые умеют делать интересный контент.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить