Священномученик Ириней Лионский как борец за чистоту веры

Проповедь в день памяти святого 

Священномученик Ириней Лионский как борец за чистоту веры. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии
05 сентября 2021 г. (Продолжительность 0:12:23 мин, размер 11.8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы каждый год отмечается вместе с памятью такого выдающегося борца за чистоту веры, как священномученик Ириней, епископ Лионский.

Святой Ириней был греком, выходцем из Малой Азии, а основную часть жизни провел в Галлии, нынешней Франции. Родился он в первой половине второго века, предположительно, в городе Смирна. Его сочинения показывают знакомство с греческой философией (Платона, Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора, Пифагора, Аристотеля и др.), поэзией (Гомера, Гесиода, Пиндара, Эзопа и др.), геометрией, арифметикой, астрономией, медициной и различными искусствами. При этом Иринею не были свойственны как крайняя увлеченность языческой философией, так и резко отрицательное к ней отношение, присущие некоторым его собратьям по вере. 

Христианское образование он получил под руководством священномученика Поликарпа Смирнского, живого носителя апостольского Предания, продолжателя проповеди святого Иоанна Богослова. Как вспоминал впоследствии сам Ириней: «Я мог бы описать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, могу изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своем общении с Иоанном и прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его чудесах и учении. Так как он слышал все от самовидцев жизни Слова, то он рассказывал согласно с Писанием. По Божией милости ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце, – и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти» (Письмо к Флорину). Таким образом, Ириней принадлежал ко второму, после апостолов, поколению христиан, был хранителем письменного и устного предания о жизни и учении Иисуса Христа. 

Около 154 года он вместе со своим учителем Поликарпом отправился в Рим, где остался на некоторое время до своего направления в Галлию для служения пресвитером в городе Лугдун, нынешний Лион. После того как, вследствие гонений на христиан в 177 году, местный епископ Пофин вместе с иными мучениками скончался, Ириней «принял епископство над Лугдунской Церковью». Блаженный Иероним Стридонский называет Иринея «мужем апостольским, епископом Лугдунским и мучеником», свидетельствуя тем самым о его мученической кончине около 200 года от Р.Х. 

Из сохранившихся сведений можно выделить два аспекта жизни святого: участие в спорах о дате празднования Пасхи и сочинения в опровержение еретиков-гностиков. 

Из сохранившихся сведений можно выделить два аспекта жизни святого: участие в спорах о дате празднования Пасхи и сочинения в опровержение еретиков-гностиков

Основные разногласия в отношении времени празднования Пасхи во II веке базировались на том, что в малоазийских Церквах того времени празднование Пасхи совершалось независимо от дня недели 14 нисана, в день ветхозаветной пасхи по еврейскому календарю, а в других Церквах, включая Римскую, Пасху отмечали в воскресенье, следующее за 14 нисана. Около 190 года святитель Виктор, епископ Римский, потребовал от Поместных Церквей присоединиться к римской практике празднования Пасхи и хотел объявить малоазийских христиан «совершенно лишенными общения». Выступая как примиритель западной и восточной традиций, святой Ириней писал письма, в которых объяснял, что разница в дате празднования Пасхи и в продолжительности предпасхального поста касается только обычая, а не правила веры. Разнообразие в обычаях, писал Ириней Лионский, получило начало «не в наше время, но гораздо раньше, у наших предков, которые, вероятно, не соблюдали в этом большой точности и простой, частный свой обычай передавали потомству. Тем не менее все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом, и разногласие относительно поста утверждает единство веры». В результате переписки римский епископ смягчил свою суровость, разделение между Западными и Восточными Церквями было предотвращено. Таким образом, по словам Евсевия Кесарийского, Ириней «в соответствии со своим именем, оказался миротворцем и на деле: звал к миру в Церкви и заботился о нем».

Дух мира и братолюбия – вот те качества, которые характеризуют святого Иринея как мученика и богослова, утвердившего в своих сочинениях каноничность четырех Евангелий и положившего начало для формирования учения раннего христианства. Сочинения святого быстро приобрели популярность и стали цитироваться церковными писателями уже с III века. Среди дошедших до нас трудов Иринея Лионского сохранились пять книг «Против ересей» и «Доказательство апостольской проповеди». 

Основной целью сочинения «Обличение и опровержение лжеименного знания», иначе – «Против ересей», было сопротивление гностицизму, широко распространившемуся в то время в пределах римской ойкумены. В своем труде святой Ириней сравнивает еретиков с «волками в овечьих шкурах», которые за красивой риторикой пытаются сокрыть во мраке абсурдный характер своих лжеучений. Посему первой целью «обличения» является раскрытие содержания лжеучений еретиков, «выявление в истинном свете того, что зачастую сокрыто в таинственном мраке». Затем «опровержение» их заблуждений, раскрытие логической нелепости и несообразности с истиной веры. Опорой для аргументации Иринея Лионского было Священное Писание, хранимое и истолковываемое в Церквях, имеющих апостольское преемство. 

Выступая против отвлеченных умозрений гностиков, Ириней отказывался от использования языческой философии как инструмента по обоснованию христианского вероучения и всецело основывался на текстах Священного Писания. Ветхий и Новый Заветы были для него одинаково ценны, поскольку исполнение древних пророчеств в лице Иисуса Христа показывало единство писаний апостолов с Ветхим Заветом.

Ириней отказывался от использования языческой философии как инструмента по обоснованию христианского вероучения и всецело основывался на текстах Священного Писания

«Гностики в своих толкованиях Писания использовали так называемую теорию аккомодации (приспособления), согласно которой Христос и апостолы приспосабливались к мнениям, предрассудкам и заблуждениям слушателей». В противоположность субъективному принципу толкования гностиков Ириней выделял общий и единственный объективный принцип – церковное Предание, хранящееся во всех христианских Церквах от апостольских времен. «Один и тот же Дух Божий, – писал святитель, – Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».

Причиной уклонения в ересь того или иного религиозного лидера, по святому Иринею, нередко были порочные наклонности, гордость и надменность. Считая себя много знающими и весьма опытными, и выдающиеся церковные проповедники в том числе могли оказаться хулителями Бога. Под предлогом знания они надмевались и, считая себя совершенными, оставляли любовь Божию, полагая, что Бог является источником зла. 

О руководителях одной из сект Ириней Лионский пишет, что ее «мистические жрецы… живут сладострастно и занимаются делами волхвования, как каждый из них может. Они употребляют заклинания и заговоры. Любят прибегать к средствам, возбуждающим любовь и влечение, к так называемым духам домашним и наводящим сон и другим забавным проделкам». Еретики порочат имя Церкви и вызывают к ней отвращение, поскольку «проводят развратную жизнь и, чтобы скрыть свое нечестивое учение, злоупотребляют, для прикрытия своей злобы, именем Христа». 

Борясь за чистоту веры, священномученик Ириней тем не менее не призывал сжигать еретиков на кострах инквизиции. Для защиты истинной и животворной веры он использовал Слово Божие и через доказательства от Писания обличал и опровергал всякого рода лжеучителей. Более того, он полагал, что если еретики будут читать Евангелие «с любовию к истине», то «могут исправиться». «Мы молимся, – писал в завершении одной из книг «Против ересей» святитель Ириней, – чтобы они не оставались в той яме, которую сами выкопали, но… чтоб они познали Творца и Создателя сей вселенной, единого истинного Бога и Господа всего. Мы молимся об этом для них, любя их гораздо лучше, чем сами они думают любить себя. Ибо наша любовь, как истинная, спасительна для них, если только они примут ее».

Для защиты истинной и животворной веры он использовал Слово Божие и через доказательства от Писания обличал и опровергал всякого рода лжеучителей

Внимая житию и трудам священномученика Иринея, и нам, дорогие братья и сестры, надобно стремиться с кротостью и любовью, в духе мира и благочестия вразумлять тех, кто сбивается с истинного пути, чтобы, борясь с заблуждениями других, мы и сами не впали в крайность жестокости и наш энтузиазм не стал поводом для высокомерия и жестокости. Путь преуспеяния христианина в вере – это путь верности Христу и Его Евангелию, верности той непрерывной апостольской традиции, которую принято называть Священным Преданием.

Уже в апостольские времена появились обольстители, которые, отвергая, что Иисус есть Христос (см.: 1 Ин. 2: 22), старались увлечь за собой неутвержденных в вере людей. Для того, чтобы утвердиться в истине, апостол Иоанн предлагал делать правду, «любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3: 18). Заповедь Божия та, «чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (3: 23). 

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, изучая основы веры, заблуждающихся исправлять с терпением и любовью. Искренняя вера в Бога и нелицемерная любовь к ближнему – это та необходимая в наше время рука помощи, которая и падающего в пропасть восставит, и страдающему душевной раной боль вылечит. 

Молитвами Пресвятой Богородицы и священномученика Иринея Лионского да укрепит нас в этом человеколюбивый Господь наш Иисус Христос!

Аминь. 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить