Святая Гора Афон: место с вселенскими координатами и небесной ориентацией

Непроходимая и Богошественная гора

Чем выше поднимаешься, как говорят нам ученые, тем меньше становится гравитация, тем меньше чувствуешь земное притяжение и тем больше ослабевает связь с ним, ты легче можешь оторваться от его настойчивого и претенциозного присутствия и тем легче ты становишься. Но чем ближе чувствуешь себя к небу, которое, с одной стороны, неясно, то тем существеннее и желанное оно, с другой стороны. Хотя и менее осязаемое, оно выглядит правдивее, чем земля. Чем выше поднимаешься, тем больше очищается воздух, обостряется слух, расширяется горизонт и усиливается связь с истиной. Истина более убедительна, чем реальность.

Изображение из iOS.png

Афон – превосходное место в православном мире, где уже более тысячи лет процветает монашество в его абсолютной форме. Может быть, века добавили свой «мирской» отпечаток на его «тело», может быть, и это естественно, люди выражали там свои недостатки и даже страсти, может быть, и современная «цивилизация» нанесла ему какой-то вред. Однако Афон необъяснимым и таинственным образом сохраняет свой благословенный этос, постоянные и уникальные доказательства своей благодати, своей редкой и своеобразной духовной силы и полностью находится в живом связи с «топосом» Царства Божия и «керосом» Господа. Его духу не грозит неправильный выбор, он не может быть поврежден порочной модернизацией, не стирается временем и людьми, какими бы они ни были. Его истина имеет силу.

Афон похож на скалу, которой единственное, что могут сделать волны политического влияния, необдуманное использование технологий, туризм, внутренние монашеские споры, соперничество и даже ненависть – это на некоторое время покрыть ее или слегка коснуться ее поверхности, оставив содержимое буквально нетронутым. Есть что-то, что действительно защищает Афон. Наверное, это его монашеское разнообразие, выносливость во времени, легкость монашеского выражения, сокровища, реликвии и великолепие, аватон и самоуправление. Наверное, это его вселенский характер, покров и защита Пресвятой Богородицы, и Ее особая милость. Через одиннадцать веков, несмотря на свою теоцентричность, славная Византия пала. Афон начал существовать в четырнадцатом веке, но он идет шагами будущего века и создает ощущение, что это место «не от мира сего» (Ин. 18: 36), чья связь со временем такая, как прикосновение между его поверхностью и воздухом, а его «жительство – на небесах» (Фил. 3: 20).

Изображение из iOS.png

«Гора Божия... гора высокая» (Пс. 67: 16)

Имея слабые отношения с земным и эфемерным, постоянно повернутый к эсхатону, Афон похож на объятие, которое всех обнимает, и на взгляд, который отличает вещи вне времени и разума. Географические координаты Афона находятся в Греции, но он не принадлежит ей. Наверное, это уникальное место в православной жизни, которое подчеркивает соборный и вселенский характер Церкви. На Афоне есть русский, сербский и болгарский монастыри. Есть два румынских скита, которые принимают монахов из далеких стран и цивилизаций, таких как Перу и Колумбия. В его географических рамках говорят и совершают богослужения на многих языках, находят выражение разнообразные цивилизации, отпечатывается много традиций, существует чудесное и сбалансированное многообразие. Ничто из всего этого не препятствует единству веры, соборности православного духа, вселенности церковного свидетельства. Напротив, это доказывает, что слово Божие не ограничивается языками, границами, культурными проявлениями и другими религиями. Интересно, что среди членов объединения «Друзья Афона» в Англии только треть из них православные. Постоянно растет число неправославных писателей, которые делятся своими впечатлениями и догадками о его таинственной силе. Афон умиляет сердце каждого человека.

Это уникальное место в православном мире, которое подчеркивает соборный и вселенский характер Церкви

Здесь время и пространство имеют другое измерение и перспективу. Здесь связь с земными, эфемерными и тленными вещами полностью условна. Такие понятия, как деньги, собственность, недвижимость, инвестиции, а также развлечения, конкуренция, выгода, уходят на второй план. Здесь из земных вещей выбирается только самое необходимое. Душа открывается небесам. Здесь преобладает забота о вечных вещах, о Царстве Божием. История существует, но не для обожания, а для обоснования настоящего, а будущее – не для того чтобы смягчить подавленные чувства, а для того чтобы преобразовать настоящее.

Изображение из iOS.png

Все время концентрируется в его объятии. Афон придерживается старого календаря с сознанием того, что он астрономически неправильный. Но это никого не раздражает, потому что он является проверенным для этого места. Однако и византийский суточный богослужебный круг, на практике тоже очень неудобный, похоже, имеет здесь свое значение. Афон живет в своем времени, избегая самых узких рамок и побеждая даже самые всемогущие господства.

Изображение из iOS.png

Время не обязывает. Предание не ограничивает. Литургический устав не загоняется в узкие рамки. Национальная идентичность и язык не абсолютизируются. Образование не является привилегией. Отсутствует дискриминация. Сравнения избегаются. Господствуют непрестанное предстояние перед Богом и объятие для всего мира.

«Возвожу очи мои к горам» (Пс. 120: 1)

Первая особенность горы Афон в том, что это гора и, прежде всего, гора духовная. Афон – это верхняя точка. Он представляет собой жизнь, и мы приближаемся к нему путем восхождения. Наслаждаемся им на высоте ума и прикасаемся к нему «сердцем, которое смотрит вверх» и ищет «обитающего в высотах» Высшего. Интересно, что в церковном Предании есть четыре библейских упоминания о горах, на которых являлся Бог.

На Синае Моисей получает от Господа Десять заповедей как выражение Божией воли. Моисей разговаривает с Ним, слышит Его голос и видит Его сзади (см.: Исх. 19: 20).

Пророк Илия молится на горе Кармил, его голос услышан, Господь отвечает ему, и он чувствует Его присутствие. Он чувствует признаки Его силы (см.: 3 Цар. 18: 18, 20).

На Елеонской горе Господь возносится, обожает восприятие и «взваливает на Свои плечи заблудшую человеческую природу и приводит ее к Богу и Отцу». Здесь видна слава и честь человеческой природы (см.: Деян. 1: 12).

Наконец, на горе Фавор Господь открывает Свою славу настолько, насколько человеческая природа может распознать ее, и излучает Свой Божественный свет (см.: Мф. 17: 1–8). Святая Гора Афон – это орос (гора) Божественных заповедей, место практической жизни, место терпения, смирения, любви, место Божественных вложений. Это место «постоянного насилия над природой и неизменной защиты чувств», место крайней, непрестанной и непримиримой аскезы и отвержения мира. Это место молитвы и знамений. Молитва, которая совершается многими монахами, непрерывна, она пространная и длинная. На закате солнца подвижники начинают совершать свое бдение, в полночь монахи в общежитийных монастырях принимают молитвенную эстафету, утром совершается Божественная литургия, днем ​​служатся Часы, а на послушаниях, в кельях, во время отдыха и боголюбивого сосредоточения слышны постоянные повторения всеми монахами Иисусовой молитвы с ее Божественным смыслом. Молитва творится постоянно, архитектура храмов подчеркивает ее усердность, и молитвенное правило, долгие богослужения, сердца монахов – все покорено благоуханием молитвенной мелодии.

Афон раскрывает крайности человеческих состояний. Он обладает умеренным духом рассудительного этоса, но и абсолютной Божественной крайностью непримиримой жизни и духа. Ежедневное бдение, отсутствие даже на иконах женского утешения и послушание как данность, жизнь без личного выбора подчеркивают естественность сверхъестественного состояния. На Афоне проявляется величие человеческой природы, и это место служит мастерской для обожения. «Ангелы удивились Твоей жизнью во плоти», – поют на этой Святой Горе, почитая своего отца – святого Афанасия Афонского. Человеческие меры простираются до крайнего предела. Здесь такие святые, как святой Григорий Палама, становятся зрителями Божественного. Такие святые, как святой Максим Кавсокаливит, стряхивают с себя земную гравитацию и даже летают. Такие святые, как святой Никодим Святогорец, выражают свою гениальность как просветление и преобразуют свои знания в апокалиптическое слово. Такие святые, как наши современники – старец Паисий, старец Ефрем, старец Иосиф Исихаст, связывают духовное насилие в своей жизни с благодатью, как это делали древние старцы в аскетической литературе. Такие святые, как святой Косма Этолийский и наши современники – старец Софроний и старец Порфирий, несколько лет черпают силы из афонского колодца и преображаются в мировых реформаторов, проповедников и богословов.

На Афоне проявляется величие человеческой природы, и это место служит мастерской для обожения

Афон – это не только место для духовной славы человека. На всех четырех горах, упомянутых выше, Бог выражает Свое присутствие через появление облака. На Синае – «как темное облако», куда входит Моисей и чувствует Бога, но не видит Его (см.: Исх. 19: 16, 24). На горе Кармил «облако» сотрясает тишину неба и чудесным образом приносит «дождь» (см.: 3 Цар. 18: 44). На горе Вознесения «облако подхватило» Христа и отнесло Его на небо (см.: Деян. 1: 9). Наконец, на Фаворе «яркое облако затенило» учеников, и из облака раздался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5), который показывает присутствие Бога Отца. 

Изображение из iOS.png

Афон живет в облаке Божией благодати. Святые мощи благоухают, священные иконы мироточат, ожидаемые вещи меняются и преодолеваются, Бог действует сильнее, чем логика и законы природы. В афонское облако ты входишь как посетитель и чувствуешь, как и Моисей, что держишь в своих руках скрижали с Божиими заповедями. Упрощаешься в их сохранении. Удивляешься присутствием облака и удивляешься «знамением» дождя Божией благодати. Ощущаешь это как тайну, падаешь на колени и сильно пугаешься, как ученики на Фаворе. Ты воздвигаешь облако и слышишь голос Бога Отца в себе. Чувствуешь его как нетронутое Божественное величие, «всматриваешься в небо», как апостолы на Елеонской горе, и «возвращаешься» с великой и тайной «радостью».

Если на Афоне Божественное присутствие просвещает тебя путем видения откровения, тогда облако Божественной тайны наполняет твое сердце смирением и несотворенной благодатью. На Афоне ты живешь чудом, чувствуешь святость, просветляешься тем, что можешь увидеть, питаешься тем, к чему не можешь приблизиться, «ты думаешь о том же, о чем думал Иисус Христос» (см.: Фил. 2: 5).

«Веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19: 12)

Много лет тому назад ко мне пришел один студент. Он был нерешительным, но в то же время настойчиво ищущим человеком. Он заявил мне, что он не верующий, но очень хотел бы поверить в Бога, однако не может этого сделать. В течение многих лет он пытался найти Бога, но все его попытки оставались тщетными.

Общение с профессорами и образованными людьми не утолило его жажду к самым серьезным вещам. Он услышал обо мне и решил поделиться со мной своей экзистенциальной проблемой. Он попросил меня дать ему научное доказательство существования Бога.

– Ты разбираешься в интегралах и уравнениях? – спросил я его.

– Нет, к сожалению! – ответил он. – Я студент гуманитарного факультета. 

– Жаль, а то я мог бы дать тебе доказательство, – сказал я ему с улыбкой.

Он почувствовал себя обезоруженным и некоторое время молчал. 

– Послушай, – сказал я ему, – прости меня за то, что я немного подразнил тебя. Бог – это не уравнение и не математическое доказательство. Если бы Его существование можно было доказать таким образом, тогда все образованные люди поверили бы в Него. Но знай: Господь по-другому познается. Ты когда-нибудь был на Афоне? Ты встречал когда-нибудь в своей жизни настоящего подвижника? 

– Нет, геронда, но я думаю посетить Афон, я много слышал об этом месте! Если скажете, я завтра туда поеду. Вы знаете какого-то образованного монаха-святогорца, с которым я мог бы встретиться?

– Выбирай: ты хочешь встретиться с образованным монахом, который может тебе вскружить голову своими знаниями, или святого, который «разбудит» тебя?

– Лучше пусть будет образованный монах. Святые пугают меня.

– Вера – это дело сердца. Попробуй начать со святого человека. Как тебя зовут? 

– Гавриил, – ответил он.

Я рассказал ему про одного подвижника. Объяснил ему, как и где его можно найти, и дал ему необходимые инструкции. Мы также составили план его поездки на Афон. 

– Ты поедешь к нему, – сказал я ему, – и спросишь его о том, о чем ты спросил меня. Ты скажешь ему: «Я неверующий человек, но хочу стать верующим. Поэтому мне нужно доказательство существования Бога». 

– Я боюсь, я волнуюсь... – сказал он. 

– Почему ты беспокоишься и боишься святого человека, а не беспокоишься и не боишься меня? – спросил я его. – Поезжай и задай ему свой вопрос.

Изображение из iOS.png

Через несколько дней Гавриил поехал и посетил подвижника. Подвижник разговаривал во дворе с несколькими юношами. Еще четыре человека сидели на пне и ждали старца. К ним застенчиво подсел и Гавриил. Прошло около десяти минут, и старец закончил разговор с первой группой молодых людей.

– Как дела, дети мои? – спросил он их. – Все ли из вас угостились лукумом? Пили ли вы воду?

– Спасибо, геронда! – ответили они с обычной мирской любезностью. 

– Иди сюда, – позвал он Гавриила. – Я принесу воду, ты возьми коробку с лукумом. И подойди поближе ко мне, я открою тебе одну тайну. Ну да, есть на свете неверующие люди, но чтобы человек, носящий имя ангела, был неверующим? Это сегодня впервые случилось в моей жизни!

Наш друг чуть не получил инфаркт от удивления. Откуда старец знает его имя? Кто рассказал ему о его проблеме? И, в конце концов, что всем этим старец хотел сказать ему? 

– Геронда, могу ли я немного поговорить с вами? – это было единственное, что он мог сказать в ответ. 

– Послушай, уже темнеет, угостись лукумом и выпей немного воды. Иди и переночуй в ближайшем монастыре. 

– Геронда, но я хочу поговорить с вами. Можно пообщаться с вами? 

– Дитя мое, о чем мы будем общаться? Зачем ты сюда приехал?

Изображение из iOS.png

«При этих словах я вдруг почувствовал, что вздыхаю полной грудью, – рассказывал он позже, – мое сердце наполнилось верой, мой внутренний мир согрелся. Я нашел ответы на свои вопросы без каких–либо рациональных аргументов и споров и без какого-либо четкого объяснения. Все мои "если", "почему", "может быть" исчезли. С этого момента остались только "как" и "что мне делать"».

Ответ, который юноша не мог получить от образованных людей, дал ему деликатный совет святого человека, который окончил четыре класса. Святые – очень рассудительные люди. Они оперируют так, что ты даже не чувствуешь боли. Они делают операцию, не вскрывая брюшную полость. Они ведут тебя к недоступным вершинам, не используя лестницу человеческой логики. Они сеют в тебе веру, не обременяя твой ум.

Божия гора

Афон – это университет сердца, это место исцеления внутреннего человека. Он дает тебе приют на духовных вершинах, к которым ты не можешь приблизиться даже с самыми современными летающими аппаратами светской силлогистики. Здесь благодать дает необычные выражения истины. Основной вопрос на Афоне не в том, существует ли Бог (похоже, ответ на этот вопрос уже давно найден) и не в том, почему наш Бог лучше других богов. «Наш» Бог понимается не в притяжательном смысле – это мой Бог, а формулируется в сыновнем, кенотическом смысле – я подвизаюсь, чтобы стать Твоим. Цель – это борьба за участие в Его божественной природе (см.: 2 Пет. 1: 4), использование сродства с Ним, приобретение ощущения Его присутствия, постижение места Его пребывания.

Изображение из iOS.png

Ценность Афона заключается не в отдельных монахах, носителях благодати, какими бы многочисленными и великими они ни были. Его величие заключается в том, что он является местом отдыха для Бога. По неизвестным нам причинам одно и то же лицо, написанное на некоторых иконах, можно увидеть и на других иконах. Господь снисходит по-разному и придает им особую благодать, которая не передается другим людям. Как среди двенадцати Его учеников у Него был «любимый» ученик, как среди народов Он выбрал Себе «избранный» народ, как в определенные моменты – в купальне Вифезда или в Силоаме – совершал чудеса Своим явлением, так Он выбирает места в Своем творении, где Он выражает особым образом Свою благодать. Святая Гора Афон – это Божия гора!

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Из книги «Света гора. Богошествената планина»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить