Святая вода – дар Господа

Великое освящение воды совершается в Крещенский сочельник – 5/18 января, накануне праздника Крещения Господня (Богоявления), и в сам праздник – 6/19 января. При этом используется один и тот же чин. В течение этих двух дней водосвятный молебен может быть отслужен неограниченное количество раз. Вода, освященная по чину Великого освящения, называется Великая агиасма (святыня).

Анонсная картинка 2.png

Когда впервые христиане стали использовать освященную воду?

Эта традиция восходит ко II веку. Согласно Священному Преданию, священномученик папа Римский Александр I в начале II века ввел обычай освящать дома святой водой. О водоосвящении перед Крещением известно с конца II – начала III веков. Об освященной воде упоминает в IV веке в своих сочинениях епископ Епифаний Кипрский, прославленный в лике святителей.

Праздник Богоявления впервые стали отмечать в Александрийской Церкви, и традиция почитания богоявленской воды быстро распространилась во всех Церквях. Святитель Иоанн Златоуст в своей проповеди в Антиохии в 387 году описывает чудесные свойства богоявленской воды.

Чин Богоявленского водоосвящения появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским православным церквям. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало ее освящение священнослужителем.

Освященная вода

Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) говорил: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».

Преподобный Варсонофий Великий (V–VI вв.), авва Палестинский, на жалобы поселянина, что саранча портит нивы, отвечал: «Возьми святую воду и покропи ею нивы свои».

1-min.png

Затворник Георгий Задонский (1789–1836) свидетельствовал: «Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух; душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

2-min.png

Протоиерей Родион Путятин (1807–1869), духовный писатель, богослов и проповедник, утверждал: «При воспоминании Господа нашего Иисуса Христа, чрез погружение в воду Креста Его Животворящего, вода освящается, делается святой, целительной для душ и телес и всякие сопротивные силы отгнательной. Обыкновенная вода, по естеству своему, для тела только здорова, а чрез освящение естество ее изменяется, улучшается, возвышается, так что она делается спасительной для тела и для души».

Преподобный Серафим Вырицкий (1866–1949) советовал окроплять продукты и саму пищу крещенской водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Преподобный считал, что нет сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло.

3-min.png

Святитель Лука Крымский (1877–1961) советовал: «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».

4-min.png

Святитель Иоанн Шанхайский (1896–1966) говорил: «Освящаемые воды при совершении священнодействия изменяются, становятся нетленными, сохраняются многие годы. Откуда получают то свойство воды? То действие Святого Духа. С верою их пьющие и мажущиеся ими получают облегчение и исцеление от немощей душевных и телесных, ими освящаются жилища, изгоняется сила бесовская, низводится благословение Божие на окропляемое ими».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910–2006) имел обычай духовных чад и паломников, приезжавших к нему, окроплять святой водой из маленькой чаши, а остаток воды потом выливать на грудь за пазуху. Иногда, особенно зимой, паломники боялись, что замерзнут на улице из-за мокрой одежды, но потом все как один убеждались, что по телу распространяется живительное тепло от святой воды, которой щедро окропил их старец.

Как нам приступать к сей великой святыне?

Святитель Иннокентий (Борисов; 1800–1857), архиепископ Херсонский, знаменитый проповедник, наставлял: «Здесь не один человек, а вся Церковь изливает теплые молитвы о том, чтобы существо воды освящено было “силою и наитием Святого Духа”. Как после сего и нам надлежало бы приступать ныне к сей воде? Не с верою ли и благоговением, как к великой святыне?

Так действительно и приступают к святой воде те, кои понимают, где находятся и к чему приступают: они причащаются ей как великой святыне и, приготовившись к тому постом и молитвами, хранят ее в самых почетных местах своих домов, вблизи святых икон и Креста Христова; употребляют ее в важных случаях, именно во исцеление души и тела, во освящение себя и своей собственности.

5-min.png

Мы освятим воду благодатью Святаго Духа, а вы не рассвящайте ее духом неразумия и нестроения. Священнослужители, для соблюдения благочиния, будут раздавать всем ее, как раздают священный хлеб, а вы приходите для принятия в тишине и порядке, с кротостью и благоговением, довольствуясь малым, потому что сила святой воды зависит не от количества ее, а от веры, с коей употребляется».

6-min.png

Святитель Феофан Затворник (1815–1894) предостерегал: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры), включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

«Как трепетен этот праздник!»

Святитель Кирилл Иерусалимский (315–386), один из отцов Церкви, утверждал: «Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан».

Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709) наставлял: «Празднуя Богоявление Господне на водах Иорданских, припомним, что Господь Бог наш и прежде являлся над водами для того, чтобы сделать различные дивные дела. Так, когда Он явился над водами Чермнаго моря, то “глубины скрыли все дно”, и провел Своих людей посуху. Когда в ковчеге переходил через Иордан, то возвратил вспять воды этой реки: “Иордан, – сказано, – обратился назад” (Пс. 113: 3). Наконец, вначале, когда Дух Божий носился “поверх воды”, Бог создал небо, землю, птиц, зверей, человека и вообще весь видимый мир. И ныне над водами иорданскими является Бог единый в Троице: Отец – во гласе, Сын – во плоти, Дух Святой – в виде голубя».

7-min.png

Митрополит Антоний Сурожский (1914–2003) писал: «Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений. И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха, – Он, безгрешный».

Он же писал еще: «Как трепетен этот праздник! Воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни».

Митрофорный протоиерей Валериан Кречетов говорит: «Господнее Крещение – это снисхождение благодати Божией на ту воду, которую мы сейчас с верою принимаем. Но праздник этот называется еще и Богоявлением. Почему? Потому что в момент Крещения Господня явилась вся Святая Троица, потому что в этот день открылась тайна, сокровенная от веков, от народов».

8-min.png

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Ольга Рожнева 17 января 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить