Святитель Иоанн Шанхайский – любовь и смирение

Святитель Иоанн Шанхайский – любовь и смирение. Проповедь. Иеромонах Ириней (Пиковский) (Продолжительность 00:14:02 мин, размер 19,2 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Православная Церковь совершает память святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. 29 лет назад, 2 июля, был прославлен этот великий светильник Русского зарубежья, который преставился 2 июля 1966 года в Сиэтле, в Соединенных Штатах Америки.

Фото 1 - превью.jpeg

Родился будущий святитель в конце XIX века в Харьковской губернии и уже с детства проявлял любовь к чтению святых отцов, к уединению и молчанию. По настоянию родителей после кадетского училища получил высшее юридическое образование в Харькове, а затем, отступая с Русской эмиграцией, его семья переселилась сначала в Крым, потом в Константинополь, затем в Югославию. Там в Белграде он закончил Богословский факультет. Какое-то время преподавал в духовной школе в Македонии, в Охридской архиепископии, и был близок к архиепископу Антонию (Храповицкому).  После принятия монашеского пострига сразу был рукоположен в дьяконский и священнический сан и преподавал историю Церкви и Пастырское богословие. Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечал в нем особые дарования, говоря, что это есть истинный угодник Божий, поставляя его в пример другим соотечественникам, монахолюбивым подвижникам благочестия. В скором времени Господь призвал будущего святителя к епископскому служению, чтобы окормлять ту диаспору, которая через Дальний Восток переместилась в Шанхай, а это до 15-ти тысяч человек.  И к ним был послан этот невысокого роста слабый здоровьем человек, близкий сердцу архиепископа Антония угодник Божий, чтобы стать печальником, молитвенником и тем скорым помощником, который придет на помощь бедным семьям и сиротам.

Первым делом в епископском служении святителя Иоанна было как раз устроение приютов для бездомных, обустройство больниц для беспризорных. Он сам ходил по улицам Шанхая и находил тех детей, которые были брошены или забыты, приводил, ухаживал за ними и потом имел близкое к ним сердечное расположение, поздравлял их с праздниками, писал им открытки, старался всячески их угощать, а главное – молился о них. И уже тогда Господь узрел в угоднике особого служителя Церкви Христовой и наградил его дарованиями чудотворения. К нему приходили те, кто нуждался в укреплении здоровья, по его молитве Господь изгонял бесов из страждущих нечистых духом. После этого он переместился вместе со своей диаспорой на короткое время на Филиппины, из-за того что изменилась политическая обстановка в Шанхае и до 5 тысяч русских эмигрантов вынуждены были бежать на Филиппины. Он вместе с ними отправился в лагерь для беженцев, а оттуда – в Соединенные Штаты, чтобы в 1949 году ходатайствовать перед Американским конгрессом о принятии в США беженцев с Филиппин, что и случилось после его настойчивых просьб. В 1950 году он был направлен Священным синодом Русской зарубежной Церкви для служения в Западную Европу и почти 12 лет прожил в окрестностях Парижа, нося титул Брюссельского и Западно-Европейского. И уже там обратили на него внимание как на чудотворца не только православные, но и иноконфессиональные прихожане и священники. В народе святителя звали Иоанном Босым, потому что одевался он крайне просто – порой на босу ногу сандалии или даже без них. Он путешествовал по окрестностям города и оказывался всем близок – и тем, кто был крепок в православной вере, и тем, кто был далек от веры. Благодаря ему укрепилось почитание общехристианских святых до разделенной Церкви, таких как святая Женевьева Парижская или святой Патрик Ирландский.

Фото 2. (1).jpeg
Владыка Иоанн сходит с трапа самолета в Сан-Франциско и благословляет встречающих

В 1962 году по настоянию и просьбе своих шанхайских друзей и духовных чад святитель Иоанн был переведен на служение в Сан-Франциско. Он пользовался глубоким уважением и был вторым человеком в русском зарубежье после первоиерарха Русской зарубежной Церкви.

Первое, с чем встретился святитель Иоанн, – это нестроение и отсутствие мира среди русских соотечественников. Несмотря на то, что владыка прилагал неимоверные усилия для строительства в Сан-Франциско собора в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», он именно там, на строительстве собора, столкнулся с многочисленными искушениями и даже с судебными делами, когда его самого вызвали в суд по обвинению в якобы растраченных церковных деньгах. Святитель всячески пытался своим добрым словом, наставлением и собственным примером примирить враждующих среди русской диаспоры. Тем самым Господь являл Своего угодника Божия не в безукоризненной славе, а в несении Креста Господня. Святитель таким образом показал себя не просто как чудотворец, но как ученик и последователь Иисуса Христа – тот, кто берет на себя поношение и бесчестие правды ради Божией, чтобы не к себе призвать людей, а призвать к Господу Иисусу Христу.

Господь являл Своего угодника Божия не в безукоризненной славе, а в несении Креста Господня

Наставления о том, каким должен быть добрый пастырь, мы видим и в словах Иисуса Христа, и в Его собственных искушениях, когда Он, находясь в пустыне сорок дней, претерпевал от сатаны испытания хлебом, славой, властью и чудом отвергал это. В трудах русских подвижников благочестия мы неоднократно встречаем наставления, что добрый пастырь – это не тот, кто  поражает каким-то чудом и привлекает людей к себе, а тот, кто  помогает Христу отобразиться в чадах Божиих, тот, который, прежде всего, является образцом смирения и кротости. Святой апостол Павел хорошо это выражал в словах «мы ищем не вашего, а вас» (см.: 2 Кор. 12: 14). То есть ищем не славы, которую вы нам воздаете, а ваши души стараемся привлечь ко Христу. Как отмечал в свое время архиепископ Феодор (Поздеевский), характерной чертой пастырской психологии должно быть как перенесение личного самосознания к центру духовной жизни, ко Христу, с одной стороны, так и перенесение личной жизни в жизнь пасомую – с другой. Хорошо выразил это апостол в послании к Солунянам: «Вы радость наша, когда вы стоите в Господе, потому что мы не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других… Но мы были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (см. 1 Фес. 2: 6). Так и добрый пастырь должен обходиться со своими чадами, не ожидая того, что они скоро преобразятся, но как мать, которая рождает в муках рождения, так и он, добрый пастырь и кормилец, других  согревает, услаждает и воодушевляет любовью Христовой.

Фото 3. (2).jpeg
В своей келье в Сан-Франциско

Когда мы говорим о святителе Иоанне Шанхайском как о добром пастыре, мы, конечно, задумываемся и о себе: «А какой же образец из его жизни мы можем взять для себя – люди, живущие в 21 веке?» Наверное, самой характерной чертой жизни святителя Иоанна является слово «подвиг» – подвиг христианский. Что же это такое? Это внешние и внутренние усилия, направленные на совершенствование души, которые человек предпринимает ради любви к Богу и желания быть рядом с Ним в этой и будущей жизни. Христианство выработало такое понимание подвига, в котором максимально выражены два его свойства: любовь и смирение. Слово «подвиг» образовано от слова «движение», и в христианском понимании подвижник – этот тот, который что-то сдвигает в своей душе для того, чтобы в максимальной степени приобрести эти два качества: любовь и смирение. Чтобы подняться по духовной лестнице к Богу, христианский аскет, подвижник или подвижница, конечно же, в первую очередь проходит тяжелейший путь борьбы со своими страстями. Не всегда с точки зрения христианской подвигом является какой-то одноразовый акт. Подвиг – это тяжелый путь преодоления себя, самоотречение, молитва за мир во всем мире. Всех истинных подвижников христианского благочестия роднит присущая им общая черта – самоотвержение. Без самоотвержения нет ни подвига, ни подвижника. Любой подвиг всегда связан с какой-то жертвой ради поставленной большей цели, и, добиваясь этой цели, человек жертвует своими желаниями, порой эгоистичными потребностями, своими услаждениями, чтобы разумно обуздать свою плоть, свои страсти, свои порывы души и приобрести духовную чистоту. Нравственное развитие человека, как и всякая добродетель, достигается путем усиленного труда и сокрушения духа. «Царство Божие ведь силой берется, и употребляющие усилия восхищают его» (см.: Мф.: 11, 12) и «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие», – говорит нам Священное Писание (Деян. 14: 22). Под «употребляющими усилия» преподобный Кассиан Римлянин в первую очередь понимает тех, кто делают усилия не над другими людьми, а над своей собственной волей, которая, лишая себя удовольствия от многих вещей, с усилием входит в Царство Божие. Ясно, что христианское подвижничество, а именно борьба и усилие, должны пониматься как способ получения Царства Небесного или, как определяет это преподобный Кассиан Римлянин, «подвижничество есть искусство или наука, которая имеет конечной целью, конечно, Царство Небесное, но ближайшей задачей и средством – чистоту сердца, без которой невозможно приобретение Царства Небесного». Потому что достижение Царства Небесного опосредуется в христианстве путем достижения чистоты сердца. Потому что блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.: 5: 8).

Фото 4 (21).jpg

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец поражает нас не только величием тех чудес, которые Господь совершает по его молитве, но прежде всего величием духа, той чистотой сердца, искренней отзывчивостью, желанием послужить всей своей жизнью, всеми своими силами тем, кто в этом прежде всего нуждается. Он не создал какую-то особо специальную школу для тех людей, которые, как и он, не будут спать, но будут лишь на короткое время приседать, чтобы дать телу отдохновение. Он всегда старался откликаться на зов Церкви, на зов нуждающихся, чтобы посредством подвига ради Христа приобрести для Бога хотя бы нескольких людей. И, взирая на его подвиг, мы учимся у него этим двум добродетелям: смирению и любви. Мы ищем Царства Божия посредством очищения своего сердца, пытаясь прежде всего себя, а не других понуждать.

Взирая на его подвиг, мы учимся у него двум добродетелям: смирению и любви

Пусть же Господь по молитвам этого светильника Вселенской Церкви даст и нам такое горение сердца, чтобы мы, познавая заповеди Божии, желали, чтобы в нашей душе отразился Христос. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить