Таланты +АУДИО

Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением

Фото 1.jpg

Таланты. Проповедь иеромонаха Спиридона (Дороша). (Продолжительность 00:08:00 мин, размер 10,9 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Притча о талантах как бы продолжает притчу о десяти девах, она показывает нам, как нужно бодрствовать в этом мiре и как готовить душу к Царству Небесному. Вместе с тем в лице раба, зарывшего талант, притча показывает и как душа теряет Бога, как безумеет, отвергая Божественный Промысл и хуля Его.

Притча о талантах осуждает нашу беспечность и небрежность в делах нашего призвания и служения ближним, требует от нас усердного исполнения долга.

Господь показывает, как должны жить те, кто ожидает Его Второго Пришествия. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился (Мф. 25: 14–15).

Господин уехал надолго, и каждый в его отсутствии мог действовать свободно. Рабы честные немедленно принялись за дело, пустив свои таланты в оборот. Третий раб скрыл свой талант в земле, в прахе. Ему не хотелось трудиться и обременять себя заботами, и даже для себя он не использовал данный ему дар.

Через долгое время, вернувшись домой, господин призвал рабов и потребовал отчета в доверенных средствах. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25: 20–21). Так же и получивший два таланта приобрел на них еще два таланта. И его господин поблагодарил.

Фото 2.jpg

Подошел и третий раб. Да, он не утратил свой талант, не прогулял его, как блудный сын, но и не приумножил его, презрел дар и с пренебрежением отнесся к оказанному ему доверию. И сейчас, увидев благодарность Господина верным рабам, он исполнен досады и зависти. В отчаянии он хулит домовладыку, называя его жестоким. Хотя можно было покаяться и вернуться, как блудный сын, или проявить благую хитрость, как неправедный домоправитель, но человек стоит на своем, обвиняя в немилосердии и алчности владыку, который доверил ему часть своего имения.

Господин повелевает: «Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов». Этим он показывает, что не из жадности требует умножения талантов, но для пользы рабов. Кто трудится, тот увеличивает свое достояние, а ленивый и нерадивый теряет и то, что имеет.

Вдобавок владыка повелевает изгнать неблагодарного и хулившего его во тьму внешнюю, за пределы царства, в которое раб по сути и не стремился.

Этот мiр, сотворенный Богом, – Божие имение. Призывая нас, каждого человека, в этот мiр, даруя нам жизнь, Бог, по сути, поручает нам Свое имение. И душа, и тело – Его имение, потому что от Него происходят. И таланты, которыми Бог наделяет каждого человека – Его имение.

Назначение Божиих даров в том, чтобы люди жили с их помощью, чтобы употребляли их в дело, чтобы в земную жизнь входило Божественное.

Фото 3.jpg
Фото: freepik.com

И любому человеку следует употреблять усилия в первую очередь там, где находится область его возможностей, не ломать природу души, а служить тем даром, который имеем. Нужно знать и развивать именно свои дары и возможности. Довольно часто ситуация сама вопит о том, какой дар в чем мы должны использовать.

Нужно осознавать, что наши таланты нужны прежде всего для служения ближним, а для нас самих они вполне могут быть и источником скорби. В любой профессии и служении приходится и поднапрячься, и потерпеть, и устать, и испытать непризнание и неблагодарность. Но жертвенность неизбежна. Здесь мы уподобляемся Самому Господу и святым.

Служить Богу на том месте, которое Он нам доверил, теми дарами, которые Он нам доверил. Служение – это делание ради Христа, смиренное приумножение тех средств, которые доверил нам Домовладыка. Как говорит апостол Петр в послании: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4: 10).

Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами

С Евангельской притчей о талантах связано и сегодняшнее апостольское чтение, открывающее духовную сторону притчи. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (1 Кор. 6: 1). Помимо земных наших талантов, и даже важнее – талант благодати, данный нам в Крещении и Миропомазании. За его приумножение мы можем стяжать Царство Небесное.

И здесь дары различны и даются по силам. Кому-то, как пророку Илие или преподобному Сергию, пять талантов, кому-то два, кому-то один. И приумножившие таланты получают в управление кто десять городов, кто пять (см. Лк. 19: 17–19). Но и приумножившему один талант даст Бог, по притче, город в Своем Царстве, и войдем в радость Господа Своего, на трапезу Агнца.

И еще один нюанс. Почему Господь выделяет в притче получившего один талант? Ведь пренебрегшим мог бы оказаться и получивший пять талантов. Так в жизни часто и бывает, что человек, наделенный от Бога талантами и средствами, не пускает их на общую пользу. Достигают вершин только подвижники, те, кто выкладываются, как говорится, по полной. А кто работает вполсилы, тот стоит на средней точке своих успехов, тот ни рыба, ни мясо. Большинство из нас так и живет и в земной, мирской жизни, и в духовной.

Христос показывает, что не от количества дарований зависит спасение и успех, но от усердия в исполнении долга. И если получивший пять талантов будет работать не на полную силу, а в эконом-режиме, он не будет верным рабом, и не получит десять городов, и скорее будет извержен, как соль, потерявшая силу, как светильник без масла у нерадивой девы. И в обычной земной жизни труд его не будет иметь высокой цены. «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48), – говорит Господь.

Фото 4.jpg
Преподобный Никон Оптинский
(Беляев)

Преподобный Никон Оптинский говорит, что «Под талантом надо подразумевать не только богатство, ученость, знатность. Таланты – это благоприятные условия для спасения души. Каждому из нас даны таланты. Бедность, болезни, различного рода скорби – это все таланты. Если человек данный ему талант употребляет духовно, для спасения души, они приносят плод. А тот, который зарыл в землю данный ему талант, означает человека, который по нерадению о спасении своей души употребил земную жизнь только на достижение земного благополучия, зарыл талант в землю».

Время и физические силы – тоже таланты Бога, данные нам для спасения и умножения других талантов, и они имеют свойство заканчиваться, и их нужно ценить. В сегодняшнем же послании к Коринфянам мы слышали: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6: 2).

Как сказал Христос в притче, Бог придет по долгом времени (Мф. 25: 19), чтобы мы не сказали, что у нас не было времени показать всю нашу ревность и приумножить дары Божии.

Бог ничего Своего не навязывает человеку, только предлагает. Если же кто не хочет брать Божьего, у того оно забирается и отдается тому, кто стремится к соработничеству с Богом.

Как внимательно относятся ко всему деловые, предприимчивые люди, изучая рынок, развивая свои способности, используя любой случай для заработка, замечая все, куда можно вложиться с приростом, так будем и мы наблюдать за собой и за обстоятельствами со вниманием, чтобы в любом удобном случае употребить наши таланты на общую пользу и заработать небесную копеечку. Будем трудиться, чтобы благодать Божия не тщетно была принята нами. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить