Только любовь – жизнь

К дню памяти преподобного Силуана Афонского

Почему именно в наши дни слова откровения, данного преподобному Силуану Афонскому: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся», – обретают особую актуальность? И как эту формулу применять на собственном опыте? В день памяти святого, 24 сентября, о нравственной заповеди преподобного Силуана Афонского, рассуждает иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донского монастыря Москвы.

На любовь диавол воюет больше всего

Преподобный старец Силуан был избранный сосуд Божией благодати, посланный в мир для исполнения особой миссии. Такие, как он, посылаются Богом в мир в особые времена умножения беззаконий для того, чтобы еще и еще раз напомнить людям о главной заповеди Господа Иисуса – о любви Христовой, которая есть союз, совокупность совершенства (см.: Кол. 3: 14), альфа и омега христианского учения и христианской жизни, любви, которая ни при каких обстоятельствах не должна оскудевать.

Необходимость помнить и исполнять эту заповедь особенно актуальна именно в те времена, когда с особой силой возрастает в мире взаимное ожесточение, вражда и злоба. 

Господь сказал о последних, антихристовых временах перед концом света слова: «От умножения беззаконий оскудеет любовь многих» (Мф. 24: 12), и: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). Оскудеет любовь, а это значит, что благодать Божия уйдет из сердец человеческих – именно спасительная благодать, которая единственная – залог нашего спасения. По слову преподобного Серафима, стяжание благодати – Божественной энергии – есть цель христианской жизни, потому что именно изобильная благодать, когда она накапливается в сердце, доставляет человеку спасение, – Царство Божие, которое внутрь нас есть (Лк. 17: 21). Это возвращение Бога в сердце человеческое, возвращение потерянного рая. А оскудение благодати означает оставление Богом человека, лишение его этой блаженной вечности.

И именно в моменты всеобщего взаимного озлобления и ожесточения возрастает опасность этого оскудения любви, а вместе с ней и спасительной благодати в сердцах человеческих. И сейчас мы тоже переживаем годину испытаний. Множатся разногласия. Веком ранее отец Иоанн Кронштадтский писал: 

«Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму. 

Всего больше бойтесь наущений злого духа на брата: знает он, что любовь – первая наша добродетель, и знает благотворнейшие плоды ее для христиан – и потому больше всего старается лишить сердца наши любви. Все возможные – и малые и значительные предлоги – употребляет он к тому, чтобы возбудить между людьми вражду, ненависть и другие страсти, нарушающие спокойствие и безопасность ближнего.

Зная как всезлобен дьявол и как являет на тебе, в сердце твоем злость свою, паля его нещадно, всемерно бегай всякого вида злобы, ни даже из-за самых, по-видимому, справедливых причин».

Тогда, в начале XX века, когда усиливалось беззаконие накануне, во время и после революции, и были посланы Богом великие святые, в их числе – святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, «обилием любве мир удививый», а также преподобный Силуан Афонский. Все они подчеркивали значение этой главной заповеди – любви Христовой, любви к врагам, без которой невозможно наше спасение.

Сила послушания

Старец Силуан был богатырь, если можно так выразиться, и телом, и духом. Он отличался необыкновенным телесным здоровьем и незаурядной физической силой. Впрочем, для его времени это было, пожалуй, обыкновенно. Потому что тогда была крестьянская жизнь на экологически чистой земле. Люди возрастали в многодетных семьях благочестивых тружеников и от младых ногтей приобщались к физическому труду среди лесов и полей, ели неотравленную пищу, поскольку химия в то время еще не столь была распространена, дышали незагазованным воздухом и пили чистую воду из родников.

В качестве примеров, свидетельствующих о его силе и здоровье, архимандрит Софроний, автор его жизнеописания, приводит несколько случаев из его жизни. Семен, таково было имя старца Силуана в крещении, мог есть очень помногу и очень много работать. Однажды на Пасху после обильного мясного обеда мать предложила ему «яичницу» – целый чугун, до полусотни крутых яиц. И он все это съел. Были случаи, что он выпивал в праздник за один вечер целую четверть водки, но пьяным не бывал. Отец Софроний приводит также поразительные примеры его богатырской силы. Он поднимал большие тяжести, обладал редкой выносливостью и в жару, и в холод.

Он не избежал физической близости с девушкой, что было обычным делом в среде сельской молодежи. Но глубокое благочестие, в котором он был воспитан, было причиной следующего события. Однажды после нецеломудренно проведенного времени он забылся сном, и ему привиделось, что змея вползла ему в рот, и он ее проглотил, с большим отвращением. После этого он услышал необыкновенно сладостный голос Божией Матери: «Тебе это неприятно. Так же и Мне неприятно видеть то, что ты делаешь».

Это было настолько поразительно для него, что после этого он навсегда остался предан целомудрию и при первой возможности, попросив отца Иоанна Кронштадтского помолиться, чтобы мир его не задержал, отправился на Афон, предался умной молитве, вскоре получил опыт обретения большой благодати и всю оставшуюся жизнь посвятил в основном тому, чтобы эта благодать, покидавшая его, возвращалась и пребывала с ним неисходно. 

Этот пример для нас особенно поучителен тем, что вот такой человек, наделенный богатырской силой и здоровьем, вкусивший в полной мере, благодаря этой силе, здоровью и молодости, плотское утешение, предпочел утешение иного рода, которое подает благодать Святаго Духа-Утешителя, найдя его более грандиозным и ни с чем не сравнимым. Это как раз тот случай, о котором говорит Апостол Павел: «все испытуя, держись лучшего» (1 Фес. 5: 21).

После первой, генеральной, исповеди по прибытии в монастырь духовник сказал ему, что все грехи ему прощены, и он теперь может радоваться. Простодушный Семен принял эти слова духовника с радостью и, по неопытности, так сказать, «за послушание», предался беззаботной радости, забыв при этом о бдительности и трезвении в отношении помыслов. В результате он подвергся сильнейшему нападению плотских помыслов и прибег к помощи духовника, который сказал ему: «Помыслы никогда не принимай». С того момента в течение сорока шести лет, то есть до конца своей жизни он не принял ни одного плотского помысла. И это – при сильном и здоровом теле.

Чем больше любви, тем больше благодати. И чем больше благодати, тем больше любви

Отвергнув и преодолев любовь плотскую, сподобившись дара непрестанной молитвы, положив эту молитву в основание всей своей жизни, отец Силуан приобрел любовь иного, высшего рода – любовь Божию, любовь духовную, которая николиже отпадает, которая любит Бога и всякого человека; любовь к врагам.

Потому что Бог есть Любовь, безмерный океан любви и милосердия. И сердце человека, который с помощью Иисусовой молитвы стяжевает благодать Святаго Духа, достигает единения с Богом, становится вместилищем этого безмерного океана любви и милосердия.

Человек, достигший единения с Богом, сам становится весь любовью, весь – светом

Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1: 5). Бог есть Любовь (1 Ин. 4: 16), и нет в Нем ни тени ненависти или враждебности. И человек, достигший единения с Богом во исполнение молитвы Господа Иисуса: «Да будут они в Нас едино, как Я, Отче, в Тебе, и Ты во Мне, так да будут они в Нас воедино» (Ин. 17: 21), сам становится весь любовью, весь – светом. Так что в нем не остается ни одной темной части, ни тени ненависти или враждебности.

И таким именно образом, в полной мере достигается исполнение заповеди о любви к врагам (см.: Мф. 5: 44).

Впрочем, степень и сила любви может быть различна. Сила и полнота любви к врагам может зависеть от того, в какой мере достигнуто единение с Богом. То есть в случае «большой благодати» она может достигать своей полноты, в то время как «малой благодати» соответствует и меньшая степень этой любви. Но все же и в последнем случае в какой-то степени преодолевается враждебность и неприязнь. 

Если же христианину вовсе не удается сдерживать враждебное чувство и, даже более того, присутствует нежелание сдерживать его, то это говорит о его безблагодатности. А безблагодатный человек вряд ли может быть назван христианином.

Если в человеке оскудевает благодать, то происходит и оскудение любви. И наоборот, если оскудевает любовь, то оскудевает и благодать, что делает проблематичным спасение и достижение Царства Небесного. Поэтому святые отцы призывают хранить сердце от ожесточения. В качестве средства в этом случае они советуют прибегать к молитве за врагов. Так, старец Силуан рекомендует следующее:

«Если кто вас обижает, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: "Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние". И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».

Ему вторит отец Иоанн Кронштадтский:

«Заповеди Господни надо исполнять без размышления, с поспешностью, по доверенности к Законодателю. Например, о любви к врагам. Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь.

Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душою да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих. Аминь». 

Эти слова отца Иоанна Кронштадтского находятся в полном согласии с духом древней святоотеческой мудрости. Так, еще в III веке другой Иоанн, – Златоуст – высказывался в том смысле, что современные ему христиане весьма далеки от исполнения заповеди о любви к врагам. И что враждуют они со своими же единоверцами – членами одной с ними Церкви. Для преодоления этой вражды он тоже рекомендует как действенное средство – молиться о своем враге. Советует молиться о враге и в том случае, когда враг не принадлежит к Церкви Христовой: «Ты скажешь мне – но мой враг – язычник, он иудей. Молись, и будет таким, как ты».

Критерий истины и собственно христианства

Если Любовь к Богу и ближнему, согласно слову Господа, – главная и основная заповедь, на которой держится весь Закон и Пророки, из которой вытекает исполнение всех остальных Божиих заповедей, и которую Апостол Павел поэтому назвал совокупностью совершенства, то в любви к врагам, по свидетельству архимандрита Софрония (Сахарова), святой афонский старец Силуан видел критерий истины. И собственно критерий христианства.

Отец Софроний передает такой ход рассуждения старца Силуана по этому поводу. Божественную природу Иисуса Христа как Сына Божия можно познать только Духом Святым. Но Дух Святой действует только в том сердце, в котором присутствует любовь. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин 4: 16). Там, где враждебность, ненависть, там Духа Святого нет, поскольку Бог есть Любовь. В Нем нет ни тени враждебности и ненависти. Там, где враждебность, там действует уже не Дух Божий, не Святой Дух, но дух вражий, то есть дух врага и супостата – то есть диавола. Даже в том случае, если для враждебности как будто имеются достаточные основания.

Отец Софроний говорит, что старца невозможно было обмануть; там, где была ненависть, враждебность, он даже за самой благочестивой, «православной» наружностью, как за маской, ясно видел лик темной бездны.

Заповеди Христа для него были законом абсолютного совершенства и единственным путем к преодолению зла в мире

Отец Софроний пишет: 

«Ведь сказали же некоторые, и доныне говорят, о Самом Христе, что жестоко слово Его; кто может Его слушать (см.: Ин. 6: 60). Так и слово святых, когда они требуют от нас хранения заповедей в чистоте, становится непосильным и "жестоким". Когда слушаешь старца (Силуана), то всею душою сознаешь, что он говорит истину, но следовать за ним непосильно тяжело. И многие отходили от него. Если вы жалуетесь ему на обидчиков, то он хотя и понимает вашу скорбь и печалится вместе с вами, но гнева вашего не разделит. Если вы думаете воздать злом за понесенное вами зло, то он опечалится уже на вас. Если вы считаете вредным ответить злому человеку добром, то он недоумевает, как вы, именуя себя христианином, считаете, что поступок, согласный с заповедью Христа, может принести какой-либо вред. Заповеди Христа для него были законом абсолютного совершенства, и единственным путем к преодолению зла в мире и к вечному свету. Хранение их может быть только полезно; полезно и для того, кто им следует, и для того, по отношению к кому они исполняются. Нет, и не может быть такого случая, когда следование заповедям Христа могло бы причинить вред, если о вреде судить не по временному внешнему ущербу, а в плане подлинного и вечного бытия, ибо заповедь Христа есть выявление абсолютного блага».

Был случай, когда один иеромонах сказал старцу, что если действовать, как он говорит, то этим воспользуются враги, и зло восторжествует. Старец в тот момент остался безмолвным, потому что возражавший ему был неспособен воспринять слово, но после сказал, не ему, а другому: «Разве дух Христов может замышлять кому-нибудь зло? Разве мы к этому призваны Богом?»

Лукавство совести у страстного человека – велико и тонко. В религиозной жизни, человек, одержимый страстью, часто выставляет ее как искание правды и пользы и нередко как борьбу за славу Божию. Во имя Христа, предавшего Себя на смерть за врагов, люди иногда готовы стоять даже до крови, только крови не своей, а «брата-врага». Так бывало во все времена, но жизнь старца совпала с таким моментом истории, когда подобное извращение выявлялось с особенною силою. «Это ли путь Христа?», – говорил он со скорбью.

Запомни, грядут времена, когда…

Итак, особенно актуальной и в наши напряженные дни становится исполнение спасительной заповеди о любви к врагам. Именно в периоды крайнего ожесточения и антагонизма противоборствующих сил в обществе, когда вот уже ад обступает со всех сторон и «от умножения беззакония оскудевает любовь многих», эта заповедь особенно насущна. 

Но и здесь надо, держа ум во аде, не отчаиваться, – то есть всеми силами сохранять связь с Самим Богом, а значит, с Любовью, а поддерживаем мы эту связь, только храня и возгревая любовь в своем сердце. Именно в эти периоды праведники особенно настойчиво призывают к исполнению этой высочайшей святой заповеди. 

И поэтому мы видим такие примеры в лице как раз святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, молившегося за гонителей и говорившего, что именно в лютое время братоубийственной бойни следует, прежде всего, исполнить заповедь о любви к врагам. И, наконец, – в лице преподобного Силуана Афонского.

Мы знаем, что в последние, антихристовы времена умножение беззаконий и, соответственно, оскудение любви будет достигать своих крайних пределов, так что Сын Человеческий, придя, едва ли найдет веру на земле (Лк. 18: 8). Лишь претерпевший до конца и сохранивший сердце от ожесточения спасется.

И святым праведникам, призывавшим в лихие времена к исполнению, прежде всего, заповеди любви, со Святой Горы Афон вторит современный старец: «Запомни, грядут времена, когда только любовь сможет нас спасти. Учись растить в себе любовь. Только она – жизнь. Все остальное – грех хуже смерти. Мы пропадем без любви, пропадем…» 

Помолимся же святым праведникам, поднимавшим на щит заповедь любви Христовой в самые лютые времена богоборчества, чтобы и в нас из-за умножения беззаконий не оскудела любовь, и не была нами утрачена вера, и надежда наша на спасение не была посрамлена. 

Подготовила Ольга Орлова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить