Торжество Костромской иконы

В Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре хранятся уникальные иконы – шедевры мирового искусства. Они привлекают внимание специалистов всего мира. О том, как зародилась костромская школа, насколько востребованы были иконописцы из Костромы, рассказывает научный сотрудник Церковного историко-археологического музея Костромской епархии Русской Православной Церкви Людмила Бурдина.

– Людмила Викторовна, какое место костромская школа иконописи занимает в русской культуре?

Для развития искусства Костромы имела большое значение ктиторская деятельность Годуновых в Ипатьевском монастыре, основанном их предком. В ХVI веке они выстроили монастырь в камне. Существует предположение, что Годуновы организовали здесь собственные иконописные мастерские, что и положило начало формированию художественных традиций Костромы, возвысив ее искусство. В последующие годы Ипатьевский монастырь и Кострома пользовались особым покровительством Романовых в связи с благословением здесь на царство Михаила Федоровича.

В ХVII веке Кострома быстро обустраивается. В 1628 году Писцовая книга называет одиннадцать живших здесь иконописцев. Особым средоточием иконописи стала Шунга – село в 5 км от Костромы по старой дороге на Ярославль, вотчина Чудова монастыря. Костромская школа стенописи дала ряд больших художников – монументалистов и декораторов.

– Назовите их имена, пожалуйста.  

Родом из Шунги были Любим Агеев и Василий Ильин Запокровский. Любим Агеев – опытный мастер, работал он в традициях годуновской живописи. Композиции его икон предельно лаконичны. Рисунок динамичен и изящен. Рядом с Агеевым работал его ученик, один из одареннейших живописцев ХVII века – Василий Ильин Запокровский. Он обладал живостью воображения, остротой глаза и легкостью кисти. Искусство его исполнено лиризма и поэтичности. Этот мастер написал фреску «Страшный Суд» в Троицком соборе и еще три верхних яруса икон для иконостаса Троицкого собора.  Умер в 1654 году во время эпидемии чумы.  

– Эти иконы до сих пор находятся в иконостасе?

Да, они сохранились.  Их можно увидеть в нашем храме. Василий Ильин Запокровский оказал огромное влияние на выдающегося живописца второй половины ХVII века – Гурия Никитина, возглавлявшего с 1660 года артель костромских иконописцев. Многие художники работали в Москве. Их работы особенно ценились. 

Многие костромские художники работали в Москве, их работы особенно ценились

– Какой период особенно примечателен?

Семнадцатый век. Лучшие иконы и росписи храмов относятся к этому периоду. Артелью костромских иконописцев – Гурием Никитиным, Силой Савиным, Василием Осиповым Кондаковым с товарищами – созданы ансамбли монументальных росписей, наиболее значительных в художественном наследии ХVII века.

– Что значила должность «государева изографа» в то время?  

Государев изограф первой статьи – это царский изограф, что само по себе почетно. Но в те времена иконописцы особенно не выделялись среди других ремесленников. К ним внимательно относились, но если их нужно было куда-то послать на роспись, с их мнением особенно не считались. Принудительно могли доставить в храм либо в монастырь, где требовалось срочно расписать что-то. Они были, в этом отношении, не совсем свободны.  Правда, город далеко не всегда имел возможность их загружать, они освобождались от каких-то повинностей. Но по указу государя они могли привлекаться к работам в любое время.  

– Где воспитывались и получали навыки иконописцы?

– В артелях. Они поступали в артели, где сначала были подмастерьями, получали опыт, навык. Потом вырастали, становились зрелыми художниками.

– В Костроме была своя артель?

– Да, и достаточно большая. Я приведу в пример простой факт. В середине ХVII века в Москве работало семьдесят иконописцев из Костромы. Это много, и это едва ли не половина всех изографов, которые на тот момент работали в Москве. Кострома была очень значительным художественным центром. Эти мастера были также замечательными иконописцами. Некоторые иконы находятся в Церковном музее, расположенном на территории Ипатьевского мужского монастыря. Это совершенно уникальная коллекция. 

– Что характерно для костромского стиля?

Костромской стиль отличают торжественность, праздничный колорит. Ему свойственны необычайное изящество, проработка рисунка до мельчайших деталей, ювелирная точность. Костромская икона вызывает ощущение праздника. Пышная декоративность, однако, не была самоцелью, главное внимание уделялось характеристике образа. Искусству Костромы свойственна эпическая монументальность, величие. 

Костромской стиль – это торжественность, яркий колорит, изящество, ювелирная точность. Костромская икона вызывает ощущение праздника!

Безусловным шедевром древнерусского монументального искусства является стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Необычайна красота колорита – изумрудно-зеленый цвет холмов подчеркивает яркость красных одежд. Лазурь здесь более яркая по тону, чем в других храмах этого периода. Пятна золотистой охры, голубец, чистый белый цвет усиливают колористическое звучание в декоративной системе украшения интерьера.

– В чем вы видите творческое своеобразие Гурия Никитина?  

В ХVII веке в живописи заметно   преобладание декоративного начала.  Гурий   Никитин, между тем, никогда не искал в декоративности самоцели, главное внимание он уделяет характеристике   образа, значимости события. Его   искусству свойственны эпическая   монументальность, величие   и   духовность   человеческих   переживаний. Это   является   главной   особенностью   в   творчестве замечательного живописца. Для икон кисти Гурия Никитина характерно внутреннее родство с произведениями стенописи. Его работы отличаются богатым колоритом.  Замечательных   цветовых    эффектов достигали в своих росписях и  ярославские  мастера,  но  наивысшие  по  красоте   и   благородству   достижения   принадлежат   палитре   Гурия   Никитина. И он,  и   костромские   иконописцы   учитывали   технологические свойства   красок   и   знали   ряд   способов   усилить   декоративное   звучание живописи.  

– Ансамбли, которые расписывал Гурий Никитин, считаются одними из лучших во второй половине ХVII века. Как традиция, которую заложил Никитин, повлияла на развитие монументально-декоративного искусства?

Очень благотворно, особенно на искусство Костромы.  Гурий Никитин – одна из самых известных и значимых фигур в русской живописи и иконописи. Жизнь и творчество его пришлись на XVII век и оставили яркий след в культурной истории России. Его работы, индивидуальный почерк навсегда останутся памятниками высокой духовности. Расцвет его творчества совпал с подъемом декоративно-монументального искусства в России (вторая половина XVII века). Несомненно, Гурий Никитин оказал огромное влияние на современное ему искусство.

– Расскажите о наиболее интересных с точки зрения художественной ценности иконах, которые есть в коллекции вашего музея. 

Собрание икон Церковного музея отличается высокой художественной и исторической значимостью. Все они великолепны. Если оценивать их по древности написания, можно особо выделить образ Василия Великого второй половины ХV века.

Собрание икон Церковного музея отличается высокой художественной и исторической значимостью

Икона с поясным изображением Василия Великого вывезена из Пятницкой церкви Галича. В XIV веке при московском князе Иване Даниловиче Калите Кострома стала городом Московского княжества. С этого времени храмы Костромы начали украшаться иконами московских мастеров или работами иконописцев, следовавших традициям столичной школы живописи. В первой половине XV века в Кострому и заволжские города Галич и Чухлому привозили также иконы последователей Андрея Рублева, а возможно, и его собственные произведения. К числу сохранившихся до наших дней икон XV века относится икона Василия Великого.

В первой половине XVI века написана одна из лучших икон собрания Церковного музея – «Сергий Радонежский в житии». Автором ее, очевидно, был иконописец Троице-Сергиева монастыря или же мастер, хорошо знакомый с творчеством художников, работавших в мастерских знаменитой обители. В восемнадцати клеймах иконы Сергия изображены сцены из жизни святого, чудесные исцеления у его гроба. Интересны клейма, иллюстрирующие реальные события, происходившие при жизни Сергия: приезд в Троицкий монастырь Дмитрия Донского перед Куликовской битвой и встречу послов Константинопольского патриарха. Обычно эти клейма отсутствуют в большинстве житийных икон Сергия, и включение их в состав костромской иконы можно объяснить пожеланиями заказчика или инициативой иконописца.

Икона Сергия написана художником, продолжавшим традиции замечательного русского иконописца Дионисия, чье творчество было вершиной искусства Москвы рубежа XV – XVI столетий и имело большое влияние на иконопись среднерусских и северных городов.

Икона была храмовым образом сначала деревянной церкви Иоанна Богослова 1552 года, которая сгорела в 1680 году, потом каменной (с 1681–1686 гг.). Иконография иконы следует схеме, сложившейся в московской иконописи XV – XVI веков. В связи с установкой иконостаса в новом  храме к иконе внизу была добавлена доска, на которой написаны дополнительные клейма «Хождения Иоанна Богослова» (сказание о гýсаре). Этот цикл из 7 клейм (история мальчика, пасшего гусей и обученного Иоанном Богословом иконному письму) уникален. Очевидно, его включение в ряд житийных сюжетов является прямым откликом на изменение стиля русской иконописи, связанного с деятельностью Симона Ушакова. По стилю письма эти клейма близки работам этого мастера.

В 1680-е годы Гурий Никитин написал замечательную икону Богоматери Феодоровской со сказанием. Икона происходит из церкви Спаса на Запрудне в Костроме.

Церковь Спаса на Запрудне была устроена на месте, где, по-преданию, был обретен чудотворный образ. На внутренней орнаментальной раме внизу в центре приведен текст тропаря иконе. Иконография чудес от образа Богоматери Феодоровской была разработана во второй половине XVII века на основе текста Сказания об иконе. Первоначально циклы чудес включали события ранней истории иконы, относящиеся к XIII веку. Позднее добавились сюжеты о чудотворениях образа в период с 1636 по 1646 годы на основе расширенной редакции Сказания. Близость приемов письма ликов с подлинными произведениями Гурия Никитина позволяет отнести икону к его творчеству.

–  Как следят за иконами в музее,  поддерживают температуру,  влажность?..

Этим занимаются специалисты и хранители музея. Регулярно осматривают экспонаты. В случае необходимости вызывается реставратор. Икона состоит из дерева, паволоки, левкаса, красочного слоя и покрытия. Все эти слои тонкие и гигроскопичные, то есть и забирают влагу, и отдают ее. Что происходит, когда влага попадает на красочный слой? В каждой иконе есть мелкие кракелюры трещинки, через которые влага достигает левкаса. Это нарушает связь между слоями, из-за чего начинается шелушение.

Сильные перепады температуры вследствие неправильного проветривания помещений влияют на состояние древесины. Материалы, из которых состоит икона, по-разному отдают влагу, из-за чего древесина трескается и икона распадается на части. В музее ежедневно контролируют уровень температуры и влажности и принимают необходимые меры, если он нарушается.

При совместном использовании Церковью и музеем святыни хранятся в родных стенах, им обеспечен профессиональный уход

– На ваш взгляд, нужно ли передавать эти иконы Церкви?  

Иконы, хранящиеся в фондах Церковного музея, находятся в совместном пользовании. Собственник – государственный музей. Церковь арендует святыни, связанные исторически с Ипатьевской обителью. На нынешнем этапе это, пожалуй, наиболее приемлемый вариант. Святыни хранятся в родных стенах, им обеспечен контроль и профессиональный уход. Для полной передачи древностей Церкви необходимо другое материальное обеспечение тех или иных церковных общин, хранящих древности. Оно неравноценно и недостаточно в наше время.

Беседовал Никита Филатов


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить