«Умеренному деланию цены нет, а крайности от бесов»

Игумен Киприан (Партс) о мере в подвиге

14/27 февраля Церковь чтит память преподобного Исаакия, затворника Печерского. В житии этого подвижника, горячо возлюбившего иноческие подвиги, есть такой эпизод: придя в монастырь, он отважился на один из самых трудных подвигов – строгий затвор, однако по прошествии времени был искушаем бесами и поддался их наваждению: принял одного из них за Самого Христа, явившегося к нему в келью. В чем урок этого эпизода нам, современным христианам? Как нам подвизаться? Какова должна быть мера наших подвигов, и как и кем она определяется? Об этом мы беседуем с духовником Сретенского монастыря игуменом Киприаном (Партсом).

1. Преподобный Исаакий Печерский.jpg
Преподобный Исаакий Печерский

– Отец Киприан, что такое подвиг?

– Подвиг – это не то, что нам дается само собой, легко, а то, к чему надо себя понуждать – к чему подвигать себя нужно.

– Преподобный Исаакий Печерский, чья память ныне отмечается, к затворничеству себя подвиг и был осмеян бесами. В чем проблема?

– Проблема в том, что преподобный Исаакий выпросил себе затвор. Он жил под руководством преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерского монастыря, но настоял: «Я хочу уединиться, я уже готов!» Преподобный Антоний предупреждал его: «Чадо, рано тебе!» Однако интересно, что преподобный Антоний тем не менее не подавил своим авторитетом воли послушника, а, когда тот упорствовал, позволил ему затвор.

– Еще и сам ему еду каждый день приносил!

– Да! Любовь свою не прекращал! Вот в этом Православие. Хотя тот, казалось бы, и выпросил себе то, чего сам желал, не послушался духовного отца. А авва по любви своей не оставил его. Это отношения отца с чадом. Таким людям, как преподобный Антоний, дано «чревоболеть о своих чадах». Господь попустил пройти преподобному Исаакию этот опыт и дал после по молитвам его духовного отца выздоровление. Но это не значит, что нам надо стремиться так экспериментировать.

– Чем опасно чрезмерное подвижничество?

– Преподобный Исаак Сирин, глубокий подвижник, который нес тяжелейший подвиг пустынножительства, наставлял: умеренному деланию нет цены, а все крайности от лукавого.

Казалось бы, такой лютый подвижник, выбрал крайнюю степень подвижничества, и тот говорит о мере. Тем более нам в наше время надо искать и соблюдать свою меру. Кто из нас может сказать: «ветхий человек во мне умер»? Плотские мы люди. А по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), плотской человек не может не иметь мнения о себе, не может не придавать цены своему деланию. В нашем состоянии, если мы все свои усилия сосредоточим на внешних «подвигах», наше мнение где-то втайне будет все приписывать нам же: вот, мол, какой я, – и в нас будет расти самоцен, мнение хорошее о себе.

И враг, увидев, если так можно выразиться, нашу манеру подвижничества, нам во всем этом поможет. Падшие духи уже семь с половиной тысяч лет борются с людьми – у них колоссальнейший опыт. Они помогут, не будут препятствовать: «Давай-давай-давай-давай!!!» И будут налагать еще поклоны, количество молитвословий, не спи, не ешь и т.д.

Но что при этом наше мнение будет ожидать от такого подвига? Что он должен принести? Духовные дары! Человек же будет ждать этих даров, что они непременно явятся.

Враг даст ему совершить подвиги, а потом, когда человек уже дойдет до изможденного состояния, подскажет: «Ну, смотри, сколько ты уже трудишься ради Господа, а у тебя ничего нет, ты ничего не достиг…» И может человека в такое отчаяние ввергнуть вплоть до сокрушительных падений, что вообще поставит под вопрос спасение этого подвижника. Таких примеров множество и в древности было, о чем свидетельствует преподобный Исаак Сирин, а что уж тогда говорить о нашем времени.

– И что нам делать?

– Отец Иоанн (Крестьянкин) повторял: сейчас для нас, современных христиан, самое дорогое – это познание своей немощи. Конечно, это не значит, что мы должны отказаться от всякого понуждения себя. Это как в Египте в древности был случай. Послушник говорит своему старцу: «Авва, не надо так поститься! Говорят, усиленный подвиг вводит в гордость». На что его рассудительный старец ответил: «Брат, мы поруганы бесами; неужели для того, чтобы приобрести смирение, надо идти в Александрию пить вино и есть мясо?»

Конечно, в свою меру аскетическое делание необходимо всем христианам. Но у каждого – своя мера.

Не самому придумывать себе подвиги, а советоваться с духовником. Тут обязательно нужен духовный руководитель

– Как найти свою меру?

– Здесь, безусловно, главное – не оставаться без совета. Хорошо, если у человека есть духовник, который имеет опыт, не налагает на человека неудобоносимых бремен, а вместе с ним ищет его меру. Лучше всего, чтобы человек находился под наблюдением, советовался и сам себе не придумывал подвигов, чтобы каких-нибудь духовных даров достичь, – ни в коем случае!

Особенно тем, кто только приходит к церковной жизни, обязательно нужен руководитель, с кем бы человек мог советоваться. Не надо искать старца, который бы своей волей полностью умертвил нашу волю – заменил бы ее своей, этого при духовном руководстве быть не должно. Отец Иоанн (Крестьянкин) подчеркивал, что должна между духовником и чадом соблюдаться взаимная свобода. Ни священник не должен посягать на свободу пасомого, ни пасомый не должен посягать на свободу священника. Есть такое выражение: можно держаться за руку, а можно держать за горло. Может быть, даже и духовник-то у человека есть, но от того, как он за него держится, зависит результат: сможет ли духовник свободно советовать? Или его совет связан нашим упрямством, нашим своеволием?

С чего надо начинать духовную жизнь? С исполнения евангельских заповедей, особенно по отношению к ближним

– С чего надо начинать духовную жизнь?

– С понуждения себя к исполнению евангельских заповедей, особенно по отношению к ближним. С этого, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), начинается покаяние. Попробуй – исполни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7: 12); то, что вы делаете ближнему, вы делаете Мне (см.: Мф. 25: 40). Вот тогда и не будет вопросов, о чем говорить на исповеди, насущно станет причастие Святых Христовых Таин – так духовная жизнь и начинается.

А если мы при этом не радеем о Евангельских заповедях, то можем и множество поклонов класть, и все правила вычитывать, и часто исповедоваться-причащаться, но все это будет напрасно.

Не с внешних «подвигов», а в первую очередь со внимания к своему языку и мыслям надо начинать. Известен пример, когда преподобный Венедикт Нурсийский увидел, как живут две постницы-монахини. Они сохранили девство, полностью исполняли устав постов, вычитывали все правила, вовремя вставали на бдения… Но при этом были невоздержанны на язык. Преподобный их неоднократно предупреждал: «Обуздывайте язык!» Они его не слушались – пересуживали, кто как живет и т.д. Когда они умерли, было открыто, что в Царство Небесное они не попали. Казалось бы, жили подвижнической жизнью, но от мнения своего осуждали ближних – это их погубило. Им не помогли ни посты, ни бдения, ни многие труды, ни девство нерастленное – ничего. Даже советы святого старца.

Важно быть внимательным к языку и уму, постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других

А в отношении нашего времени можно привести слова глинского старца преподобного Серафима (Романцова): «Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других».

Сверх сил Господь от нас ничего не требует. Но в свою меру каждый, конечно, должен трудиться. В первую очередь, повторю, понуждением себя к исполнению евангельских заповедей. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Делание заповедей научает человека познанию своей немощи».

А подвиги, какие совершали в древности отцы-пустынники и даже в XIX веке наши соотечественники: множество поклонов, бдения – то есть внешнее делание, – нам сейчас заменяют скорби и болезни. Если человек благодарит Бога за скорби, искушения и болезни, то не только грехи очищаются, но еще за благодарность награду Господь дает. Если человек терпит и не благодарит, то грехи очищаются, но за неблагодарность человек получает кару.

Как отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Настало время такое, когда надо каждой скорби в ножки поклониться и руку ее облобызать». И еще мы встречаем у него такое наставление: «В меру молись, в меру трудись – и спасешься сам и близкие твои».

– Какими книгами нам сегодня руководствоваться? Что бы вы посоветовали?

– Ближе всего к нам святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы. И, конечно, наследие отца Иоанна (Крестьянкина) – это как раз особенно нам необходимое пастырское богословие, данное в дар именно нашему времени.

– Преподобный Исаакий потом, когда исцелился, стал юродствовать – собирал маленьких детей и обряжал их в монашеские одежки. В этом же тоже чрезмерность?

– Вот видите, какой у него характер был! А преподобный Антоний его и таким принимал, не отвергал, воспитывал. Видимо, преподобный Исаакий так поступал, желая детям самого лучшего и счастливого, как себе.

2. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские.jpg
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

– Батюшка, а сейчас такие состояния прелести, какое было попущено преподобному Исаакию, бывают?

– Да, такие случаи не редкость. Мы все находимся в прелести, – отмечал святитель Игнатий (Брянчанинов). Когда человек мнит, что он не в прелести, он в еще худшей прелести находится. Святитель называет это состояние «мнением смирения». Если человек начинает самодельное «подвижничество», то как правило ничем хорошим это не заканчивается.

– Преподобный Исаакий до принятия монашества был богатым купцом. Когда об этом читаешь, тем более поражает: как же он на этот в жесточайших условиях затвор посягнул?! Отец Киприан, а предыдущая жизнь не накладывает на человека определенных ограничений?

– Тут все очень индивидуально. А какая жизнь была до «иорданского затвора» у преподобной Марии Египетской? А лично ей было сказано, что она должна идти за Иордан. Она такое повреждение в миру получила, что ей вообще нельзя уже было видеть людей: ни мужчин, ни женщин. Ей было дано одно послушание: жить в одиночестве за Иорданом. И она соблюла это послушание. Несмотря ни на что. Сказано ей было, и она эту заповедь соблюла. И это послушание возвело ее не только к прощению грехов, но и к обожению. Не пустыня сделала из нее святую, а послушание. Наверняка ей приходили помыслы: «Ну хорошо, ты не пойдешь в мир, в Иерихон, но прямо здесь, за Иорданом, смотри, старцы живут, ты к ним сходи, помыслы открой, причастись…» Сто процентов к ней такие помыслы, что называется, справа приходили. Враг ее искушал не только страстями и теми грехами, которым она ранее в Египте предавалась, но и такими «благими намерениями». Но она ничего этого не слушала. Ей была дана заповедь: «Живи одна за Иорданом» – и она ее исполнила. И Господь к ней послал и преподобного Зосиму со Святыми Дарами, чтобы она причастилась, и Священное Писание дал ей знать. Все Господь дал ей. Но это сделало послушание, а не то, что она травки ела в пустыни и жила под открытым небом. Падшие духи не спят, не едят, не пьют – но это их не спасает.

Безопасный путь – слушаться духовника. Все послушники спаслись. А все своевольники или повредились, или погибли

– Гордые потому что?

– Да. Есть такая поговорка: сядь пониже, а то угоришь. Чего нам надо держаться? Послушания. Первое, чему мы должны учиться: это слушать и слушаться. Ни в коем случае не лезть наверх. Мы вылезем наверх, но только в мнении своем о себе. Сказано: Всяк возносяй сам себя, смирится (Лк. 14: 11). Смириться можно через отсечение своей воли. Все послушники спаслись. А все своевольники или повредились, или погибли.

– Сейчас редко кто с детства воспитан в послушании. Как навыкнуть этому деланию?

– В первую очередь речь идет о послушании заповедям Евангелия, о послушании Христу. Но и тут нам необходимо откровение духовнику. Почему? Потому что мне на самого себя мое самолюбие мешает прямо смотреть. А духовнику на меня мое самолюбие правильно смотреть не мешает. Духовник лучше видит мои немощи, чем я сам. Об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник: «Чтобы нас и не желающих смириться побудить к сей добродетели, Господь Промыслом Своим устроил то, что никто язв своих не видит так хорошо, как видит их ближний; и потому мы обязаны не себе приписывать исцеление наше, но ближнему, и Богу воздавать благодарение о здравии». Поэтому и нужен человек, с которым можно было бы советоваться. Такими советниками прежде всего должны быть отец и мать – потому что родителям Бог дает особое знание о детях, – а также священник-духовник. Их надо слушаться. Только не надо обязательно искать старца, который бы полностью отсек волю пасомого, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова) нам это не дано, для нас возможно жительство по совету с духовником. Лучше, конечно, у самого святителя об этом прочитать.

– Какие-то еще можно дать советы пасомому?

– Перед тем, как задать священнику какой-либо вопрос, надо прежде всего помолиться Пресвятой Богородице о том, чтобы Она вразумила священника, что вам сказать. Это советовал в свое время схииеродиакон Андроник (Шаруда) из Псково-Печерского монастыря. Даже прибавлял: «Это обязательно! Молиться за духовника, чтобы Господь, Божия Матерь вразумили его». И – по вере вашей будет вам (Мф. 9: 29).

Беседовала Ольга Орлова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить