«Упование мое Отец»… Какая молитва угодна Богу?

Какая молитва угодна Богу? Господь в Евангелии дает нам ответ: «…когда молишься, не будь, как лицемеры <…> чтобы показаться перед людьми. <…> Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш…» (Мф. 6: 5–13).

Фото 1.jpg
В. Чкан. «Девушка со свечей»

В первой половине этой цитаты все понятно: молитва не должна быть напоказ перед людьми. Христос указывает, что это негативный пример, которого стоит избегать. Во второй половине цитаты тоже все понятно: молитва должна быть немногословной, емкой и лаконичной. Но стоит нам открыть молитвослов, как мы видим огромные (особенно для современного человека) тексты, особенно авторства святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, архиепископов, живших в IV веке. Как же так?

Привычные нам молитвенные правила, в частности – молитвы утренние, вечерние, Последование ко Святому Причащению и благодарственные после Причащения – это молитвы разных святых, сохраненные, собранные и дошедшие до нас в переводе с разных языков мира и из разных культур. Это те слова, которыми эти святые от всего сердца обращались к Богу. А их ученики и близкие записали и сохранили эти искренние слова для потомков.

Константинополь и Кесария Каппадокийская, архиепископами которых были вышеупомянутые святители, в IV веке относились к Римской империи. И речь у них была очень витиеватой. Хотя Господь и указал, что молитва не должна быть многословной, но правила культуры речи того времени требовали, чтобы речь была похожа на текст восточной сказки, на обращение героя к возлюбленной или к господину. Там все обороты речи обращались в сложную поэзию, и звучало что-то наподобие «глаза твои – свет звезд в небе моей души, озаривший мой путь во мраке ночи; улыбка твоя – жарче огня согревает мне сердце, охладевшее от прежней жизни, полной блужданий в поисках тебя…». Потому в молитвах святителей мы видим эту самую витиеватость. Здесь в одном тексте звучат и покаяние, и просьбы, и хвала Богу, и воспоминания евангельских сюжетов, и теософские размышления на все эти темы. Например, рассмотрим краткий фрагмент молитвы в переводе на русский язык (первая молитва святителя Василия Великого перед Причащением):

«…Посему и я, хотя недостоин и неба, и земли, и сей скоротечной жизни, всего себя подчинив греху, и поработив удовольствиям, и помрачив в себе Твой образ, но, будучи творением и созданием Твоим, не отчаиваюсь в своем спасении, окаянный, к безмерному милосердию Твоему дерзновенно прихожу. Прими же и меня, Человеколюбец Господи, как принял блудницу, как разбойника, как мытаря и как блудного сына, и сними с меня тяжкое бремя грехов; Ты, подъемлющий грех мира и немощи человеческие исцеляющий, трудящихся и обремененных к Себе призывающий и дающий им покой, пришедший призвать не праведных, но грешных к покаянию, очисти и меня от всякой скверны плоти и духа и научи меня проводить святую жизнь в страхе пред Тобою…»

Очевидно, что это не просто сочинение, а крик души. Эти молитвы наполнены трепетом и любовью к Господу. Они искренние. Просто их современники в большинстве своем не умели говорить кратко, и построение речи было не такое, как сегодня.

Фото 2.jpg

Часто в молитвенных и поэтических древних текстах мы видим, что подлежащее находится в конце предложения, и ему предшествуют многочисленные сказуемые, дополнения и определения с попутным размышлением на заданную тему. Например, отпуст на вечерне Пятидесятницы (святителя Василия Великого): «Иже (Тот, Который) от божественных недр Отца Себя источил и с небес на землю сошел…». Затем вспоминается, как Он уловил апостолов и какую миссию на них возложил, как Он даровал им и всему миру Святого Духа. И лишь в конце молитвы звучит: «…Христос, истинный Бог наш…».

Правила культуры речи того времени требовали, чтобы речь была похожа на текст восточной сказки, на обращение героя к возлюбленной или к господину

Также довольно трудными для восприятия кажутся поэтические молитвы, в которых, хотя и нет привычных нам рифм и ритма текста, но ясно звучит поэтическая игра смыслов, перечисление библейских фактов, переходящих в личную просьбу. Как, например, в вечернем правиле обращение к Богородице: Родившая Бога, жизни Подателя, оживи меня, умерщвленного страстями. Родившая Свет Невечерний, душу мою ослепшую просвети. О дивный Чертог Владыки, домом Духа Божественного соделай меня. Врача родившая, уврачуй многолетние страсти души моей. Меня, носимого по волнам житейскою бурею, к пути покаяния направь.

Или молитва преподобного Симеона Метафраста в чине подготовки ко Причастию: Ты, воспринятой Тобою плотью животворящие и спасительные страдания принявший: Крест, гвозди, копье, смерть, умертви мои пагубные для души телесные страсти. Погребением Твоим разоривший царство ада, погреби благими помыслами мои дурные намерения и рассей духов зла. Живоносным Твоим воскресением на третий день, падшего праотца воздвигший, воздвигни и меня, грехом поскользнувшегося, средства к покаянию мне предлагая. Славным Твоим вознесением плоть воспринятую обоживший и давший ей честь восседать по правую руку от Отца, удостой меня причащением святых Твоих Таинств стать вместе со спасенными на правую сторону. Сошествием Утешителя Духа соделавший священных учеников Твоих сосудами драгоценными для Него, яви и меня вместилищем Его пришествия.

Фото 3.jpg
Преподобный Макарий Великий

Но, наряду с ними, в молитвослове мы видим и довольно короткие молитвы. Это тексты преподобного Макария Великого, преподобного Петра Студийского и других святых, живших в более поздние века. И, пожалуй, одной из самых коротких молитв является творение святого преподобного Иоанникия Великого: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святой: Троица Святая, слава Тебе!»

Думаю, каждый из вас останавливался на его молитве подольше, чтобы прочувствовать ее. Такая простая и в то же время глубокая. Даже сейчас остановились, правда? Полагаю, будет разумным немного рассказать о том, что это был за человек.

Святой преподобный Иоанникий родился на территории нынешнего Ближнего Востока в 752 году в селении Марикати, в Вифинии. Он был из бедной семьи и с детства возлюбил молитву. Но по приказу императора Льва IV он со многими другими был призван на военную службу. Военная карьера у него была очень успешной, но тяготила его. Как только святой получил возможность, он бросил службу и ушел в монастырь.

После этого он какое-то время жил в монастыре, потом стал отшельником, принял монашеский постриг и продолжал творить молитву и дела милосердия. По словам очевидцев, во время молитвы он поднимался над землей, предвидел будущее, однажды прошел по воде и вывел пленных греков из-под стражи, словно они сделались невидимыми. Его нередко пытались умертвить враги, но ни яд, ни огонь, ни дикие звери не причиняли ему вреда. Также он предвидел и свою смерть в возрасте 94 лет.

Фото 4.jpeg
Преподобный Иоанникий Великий

Радостно, что до нашего времени сохранилась не только его история жизни, но и его молитва как наставление нам. Любовь и вера, которые мы видим в этой молитве, чувствуются через этот текст.

Тем и прекрасен наш молитвослов, что в нем собраны творения таких великих подвижников! Господь нас учит, что молитва прежде всего должна твориться от чистого сердца, о своих личных переживаниях, должна быть немногословной. Но эти тексты, бережно сохраненные и собранные вместе, дают нам возможность прикоснуться к душам наших святых молитвенников, многому научиться у них. Все это – бесценный опыт святых многих веков. Читая эти молитвы, мы можем понять, что они чувствовали, стоя на молитве перед нашим Всемогущим Небесным Отцом, о чем они думали и переживали. И перенимая от них этот опыт, мы можем научиться молитве. Чистой, искренней, настоящей.

Говоря о длине молитв, не стоит забывать, что Христос с учениками нередко пел псалмы. В иудейской культуре пение псалмов было обычным и любимым для них делом. Их пели и на праздниках, и в пути. Так апостол и евангелист Марк упоминает об их совместном пении: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк. 14: 26). Это были те самые ветхозаветные псалмы, чтимые нами и сегодня. И ведь далеко не все псалмы короткие.

Очевидно, что Богу угодны молитвы любой длины. Главное – чтобы они шли от чистого сердца. В цитате, приведенной в начале статьи, Господь советует не говорить лишнего, то есть избегать именно многословия: самооправдания, обвинения других людей или внешних факторов в своих грехах, подробного описания событий, которые язычники часто использовали в молитвах, чтобы боги точно поняли весь контекст и позицию молящегося. Ведь наш Создатель и так все знает прежде нашей молитвы. Он ждет только нашего выражения покаяния и любви к Нему.

Богу угодны молитвы любой длины. Главное – чтобы они шли от чистого сердца

И даже если у вас нет возможности регулярно быть на службе, то по дороге домой или на работу/учебу постарайтесь зайти в храм. Или хотя бы дома встаньте на молитву. И помолитесь мысленно.

Фото 5.jpeg

Молитва – это разговор с Богом, нашим любящим Небесным Отцом. Осознайте, что сейчас вы с Ним наедине. Поблагодарите Его за те блага, что есть в вашей жизни: здоровье, дом, близкие и многое другое. Попросите прощения за свои грехи, они есть у каждого из нас. Помяните своих живых и усопших. Попросите Его за своих близких, у кого какие нужды и трудности. И в конце попросите за себя. Такая простая и чистая молитва, совершенная в тайне, мысленно, укрепит и поддержит. «И Отец твой, видящий тайное, воздаст явно» (Мф. 6: 4), – так сказал Христос.

Молитва – это разговор с Богом, нашим любящим Небесным Отцом

Быть может, не получится сказать в этот момент то, что хотелось, а вместо этого на сердце ляжет привычная молитва из молитвослова – пусть так. Когда мы встаем пред Богом на молитву, бывает, разум останавливается и нам словно нечего сказать. В эти моменты очень помогают творения наших святых молитвенников, пришедшие к нам сквозь века.

Иерей Алексий Таах 16 ноября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить