Увидеть в человеке Бога, или Спешите делать добро

Увидеть в человеке Бога, или Спешите делать добро. Проповедь иеромонаха Кирилла (Попова) на Божественной литургии
08 августа 2021 г. (Продолжительность 0:12:10 мин, размер 5.8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

Дорогие братья и сестры! Как нельзя отыскать два одинаковых листка в царстве растений, так и во всем многообразии человеческого рода нельзя найти людей, абсолютно похожих друг на друга. Несмотря на некоторое сходство общечеловеческих качеств, Бог не сотворил нас всех одинаковыми. Мы отличаемся друг от друга и умственными способностями, и цветом кожи, и многим другим, но, несмотря на все это, мы, подобно одному большому пестрому ковру, гармонично дополняем друг друга и формируем единое целое – общество.

Пристально рассматривая это великое мировое целое, состоящее из множества индивидуумов, нельзя не признать, что все мы разные: кто-то более эрудирован, а кто-то менее, кто-то резок и вспыльчив, а кто-то пассивен и холоден, но есть нечто такое, что, несмотря ни на какие различия, объединяет всех нас – это Образ Божий в человеке.

Есть такое понятие, как человечность – это готовность прийти на помощь ближнему без оглядки на его личные достоинства, возможности и социальное положение. Человечность делает нас похожими на Бога. Всматриваясь в жизнь нашего Спасителя Господа Иисуса Христа, понимаешь, что Его миссия в этом мире состояла не только в искуплении нас от грехов, но и в служении тому, кто был рядом. Об этом Он Сам свидетельствует, говоря: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20: 28). Господь никогда не угождал Себе, не жил ради Себя и того же требует от нас. 

Господь никогда не угождал Себе, не жил ради Себя и того же требует от нас

В прочитанном сегодня отрывке из Послания апостола Павла к Римлянам мы слышали удивительные слова, обращенные к каждому, кто принял великое имя христианина: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим. 15: 1). Апостол называет христиан сильными, потому что они черпают силы не в себе, а в Боге, и в решении всех своих жизненных вопросов всегда прибегают к Божественной поддержке. Ведь нести немощи ближнего не так просто, можно и самому прогнуться под тяжестью человеческого горя, поэтому нужно иметь колоссальное терпение. Но порой мы избираем для себя самый легкий путь и просто обходим чужую беду стороной.

Апостол называет христиан сильными, потому что они черпают силы не в себе, а в Боге

В Древнем Патерике есть очень поучительная история, которая наглядно раскрывает перед нами сущность христианской веры. Один брат задал старцу вопрос о том, кто более угождает Богу: тот, кто безмолвствует в своей келье и постится шесть дней, или тот, кто служит ближнему. Старец отвечал следующее: хотя бы тот, который держит пост, возьмет на себя еще многие другие подвиги, и тогда он не может сравняться с тем, который служит ближнему. Так, святые, ставили во главу всех человеческих отношений любовь. 

Если мы внимательно всмотримся в самих себя, то увидим, что наши отношения с ближними очень далеки от идеала. И это касается абсолютно всех. Мы привыкли делить людей на плохих и хороших, добрых и злых, тех, кто нам нравится, и тех, кто не нравится, тех, кто интересен или неинтересен. При этом мы забываем о том, что Христос сошел во ад и претерпел страшные мучения, не разделяя нас по вышеперечисленным признакам. 

Нужно утвердиться в мысли, что каждый человек является видимым отражением Бога в этом мире, и потому в каждом необходимо рассмотреть этот Образ Божий. Ведь даже святые учат: всякий раз, когда ты встречаешь на своем пути человека, ты должен поприветствовать и поклониться ему, потому что, встречая ближнего, ты встречаешь Бога.

Нужно утвердиться в мысли, что каждый человек является видимым отражением Бога в этом мире

Для христиан недопустима такая форма общения, которая бы содержала в себе неприязнь к другому или неприятие. Мы должны уметь отделять грех от человека, любить человека, а грех ненавидеть, и при этом не отворачиваться от ближнего. Мы всегда должны искать удобного случая и быть готовыми протянуть руку помощи. Будем помнить, что, кто бы ни был наш ближний, за него Христос пролил Свою кровь и отдал Свою жизнь. 

Даже в наших храмах прихожане делятся на «своих» и «чужих». «Своим» мы оказываем честь и уважение, а «чужим» или, как принято говорить, «захожанам» мы не особо рады. Запомните, случайных людей в храме не бывает. Ангел Хранитель много времени трудится над тем, чтобы привести того или иного человека в храм, а мы одним своим неосторожным действием или холодным словом способны выгнать человека из храма навсегда. И то, что мы присутствуем в Доме Божием и отстаиваем службы, еще не говорит о том, что мы спасены, ведь вера складывается из добрых дел.

Мы часто находим себе тысячу оправданий, лишь бы не участвовать в каком-либо серьезном деле ради блага ближнего. Хотя если речь идет о добром деле, которое не доставляет много хлопот, то каждый готов его сделать. Легче раздать мелочь нищим, нежели взять такого нищего на поруки и по-настоящему помочь ему. Мы тешим себя ложными мыслями о том, что у нас нет времени, нет возможности, нет сил, да и пусть лучше поможет кто-нибудь другой. Иными словами, когда помощь ближнему требует определенных усилий и самоотдачи, возникает внутренняя дилемма, которую мы быстро разрешаем, находя для себя нужные оправдания. Поэтому и общество наше можно назвать больным. Конечно, нельзя говорить за всех, но большинство зациклены на самих себе и, закрывшись железным занавесом от боли и страдания других, продолжают считать себя христианами. 

Мы не имеем оправдания перед Богом, если не помогаем другим. Даже если в силу определенных жизненных обстоятельств мы не можем оказать ближнему содействие делом, то мы всегда можем помочь ему молитвой. Только вот беда: и молиться за другого нам тоже не хочется, или же мы просто ленимся. Кто из нас тотчас становится на молитву, когда его просят помолиться о ком-либо? Кто берет сразу же в свои руки канонник и начинает читать канон за болящего? Немногие, единицы. Сейчас очень много видеороликов, в которых больные онкологией дети, плача, даже, вернее сказать, рыдая, рассказывают о своей боли и просят о помощи. Сердце сжимается от понимания того, что ты бессилен помочь этому несчастному ребенку. Но ведь никто не требует от нас начать сразу жертвовать, отправляя смс-сообщения на нужные номера, да и не у всех есть такая возможность. Но ведь можно просто записать имя этого маленького страдальца в свой помянник и начать за него молиться в тайне от всех. А как поступаем мы? Стараемся быстрее перелистнуть страницу, где этот угасающий человечек рассказывает о своих страданиях. Какое нам дело до других, у нас у самих в жизни не все так гладко, да и чужая боль никому не больна. Но когда мы заболеваем чем-то менее страшным, тогда мы трубим на каждом углу, что мы самые несчастные и никто больше нас в этом мире не страдает, хотя наша боль и наши проблемы несоизмеримы со страданиями других.

Мы не имеем оправдания перед Богом, если не помогаем другим

Братья и сестры, хотя бы один раз в жизни нужно прочувствовать чужую боль и попытаться помочь человеку от всего сердца, несмотря на трудность совершаемого дела. Это и есть человечность, именно это роднит нас с Богом. Божественным Промыслом нам суждено жить не по отдельности, а в обществе, чтобы иметь возможность делать добро и совершенствоваться в любви. Но важно помнить, что, даже делая добро, мы не всегда бываем честны и искренни перед собой и тем человеком, которому помогаем. Порой наше доброе дело остается бесплодным от того, что мы в тайне преследуем свои интересы. Для того чтобы действительно достичь желаемой пользы для других, научимся понуждать себя творить благо во славу Божию, забывая о себе. Будем помогать не только тому, кто нам приятен, но всякому, кто просит у нас помощи. Очевидно, что всякий нуждающийся человек в нашей жизни послан нам Божественной Десницей неслучайно. 

Московский тюремный врач немецкого происхождения, прозванный своими современниками «святой доктор», Федор Гааз, всегда любил повторять слова апостола Павла: «Спешите делать добро» (Гал. 6: 10), имея в виду, что сегодняшний день еще наш, а завтрашний день нам еще не подарен Богом. Будем же просить Господа, чтобы Он дал нам силы по-настоящему любить Его и наших ближних. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить