В чем виновата смоковница?

Слово в Великий Понедельник

Эти дни Страстной седмицы богаты на притчи и образы, через которые Господь жестко и громко зовет нас от пути погибели к Себе, на спасительный путь домой, в Царство Небесное. Сегодняшнее Евангелие предлагает нам слова о бесплодной смоковнице.

Фото 1. Проклятие смоковницы.jpg
Проклятие смоковницы

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев (Мф. 21: 18–19). Евангелист Марк добавляет, что еще не время было собирания смокв (Мк. 11: 13). Другие смоковницы тоже не имели плодов, но они не имели и листьев, поскольку у смоковниц первыми появляются плоды, а затем листья. Эта же смоковница только обманывала путника, побуждая его подойти к ней, обещая своим зеленеющим видом и плоды, которых не было.

Смысл иссушения смоковницы становится виден из двух следующих притч, сказанных в этот же день, после проклятия смоковницы. Это притчи о двух сынах и о злых виноградарях. Смоковница, обещающая плоды, изображает собой тех же людей – сына, который сказал «иду, государь», и не пошел (Мф. 21: 30) и злых виноградарей, которые должны были дать плоды в свое время, но вместо этого нанесли вред.

Каждое создание в мире имеет свою заданную Богом цель и предназначение. Смоковница, в частности, должна была приносить плоды в свое время.

Каких же плодов ждет от нас Господь? Их называет апостол в послании к Галатам: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22–23).

Мы можем вычитывать все молитвенные правила, усердно ходить каждый день в храм, читать Евангелие и святых отцов, выполнять весь устав Церкви и при этом не иметь плодов духовной жизни.

Мы можем выполнять весь устав Церкви и при этом не иметь плодов духовной жизни

С одной стороны, притча о смоковнице – о народе Израильском, который был избран Богом, покрыт листьями Им данного Закона, но не принес достойных плодов. С другой стороны, эта притча и обо мне, и о вас. Господь привел нас в Свою Церковь, насадил нас при исходищах вод, дал нам все средства ко спасению, росту и плодоношению – Священное Писание, саму Церковь, Свою благодать, дает Самого Себя в Причастии. И вполне правомерно ожидает от нас возрастания и плодоношения. А у большинства из нас в лучшем случае «воз и ныне там».

Еще более прояснить нам смысл проклятия смоковницы поможет притча, которую Христос говорил ранее: Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13: 6–9).

Господу дорога́ каждая смоковница, каждая душа человеческая. Мы, каждый из нас, знаем, сколько Господь нас терпел, сколько удобрял, окапывал, сколько упрашивал исправиться, прийти к Нему, любящему Отцу. Он долготерпелив, но когда закончатся эти «три года» смоковницы, в которые Господь нас еще терпит, мы не знаем.

ПРЕВЬЮ и Фото 2. Проклятие смоковницы. Фреска Спасо-Преображенского монастыря.jpg
Проклятие смоковницы. Фреска Спасо-Преображенского монастыря

Святитель Лука Крымский в одной из своих проповедей заметил: «Зачем же Он проклял смоковницу? В научение нам, чтобы мы содрогнулись, услышав об этом». «Не должны мы обольщаться мыслью о том, что Господь Бог наш неизреченно милосерд и благ и простит нам грехи наши. Многие, многие обольщают себя этой надеждой, а в этой притче, и прежде всего из события проклятия смоковницы, узнаём, что не всегда Господь безгранично милосерд».

О том же пишет и священноисповедник Василий Кинешемский в толковании на эту притчу: «Его суд может быть не только снисходительным, но и строгим и справедливым. Пусть помнят об этом те, которые слишком ласкают себя надеждою на Божественное всепрощение, не заботясь о собственном исправлении».

И еще одни слова, которые ложатся пазлом в призыв к нашему исправлению, мы слышали на сегодняшней Литургии в признаках кончины мiра: где будет труп, там соберутся орлы (Мф. 24: 28). Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Как хищные птицы слетаются туда, где лежит труп, так и карающий суд Божий проявит себя там, где замерла внутренняя жизнь и началось духовное разложение».

Суд Божий проявит себя там, где замерла внутренняя жизнь и началось духовное разложение

Слова, которые приводит евангелист Марк, что еще не время было собирания смокв (Мк. 11: 13), подчеркивают, что народ Израиля упустил свой срок. Христос пришел, а он не готов был Его принять. В проклятии смоковницы Господь, действуя как древние пророки, показал грядущий суд над Израилем. В другой сегодняшней притче, о злых виноградарях, Господь тоже говорит о сроке: Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды (Мф. 21: 34).

И в притче о талантах, когда господин пришел и потребовал отчет о вложенных средствах, и в притче о десяти девах, когда двери на брак закрылись и опоздавших не пустили, часто в эти предпасхальные дни Евангелие предостерегает нас от духовной прокрастинации, от постоянного откладывания духовной жизни: позже, вечером, завтра…

Фото 3. Спасская башня.jpg
Спасская башня

Господь строго предупреждает: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25: 13). «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Ин. 12: 35). «Приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9: 4). Да и плоды вырастают не мгновенно, нужны и время, и труды.

Не будем откладывать свое спасение, духовное возрастание, постараемся уже сейчас приносить плоды, которым рад будет наш Господь. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить