В ожидании чуда. Музыка Рождества

Невозможно представить себе богослужения без песнопений, невозможно представить Рождество и другие великие праздники без особой музыки. Мелодия, соединенная со словами Священного Писания, – один из мощнейших инструментов, воздействующих на нашу душу и разум. Пианистка, истинный ценитель музыки Юлия Казанцева вспоминает самые яркие произведения духовной музыки Рождества отечественных и зарубежных композиторов.

– Музыка Рождества на Руси, какой она была изначально? Сразу ли после Крещения Руси мы переняли канонические церковные песнопения, или потребовалось их адаптировать? И какие первые духовные сочинения дошли до нас?

– Рождественская музыка – это одна из самых древних музыкальных традиций. С тех пор как человек стал праздновать Рождество, появилась и музыка Рождества. Такая же древняя традиция – это Пасхальная музыка. Музыка всегда сопровождала все важные праздники. Другое дело – еще в средние века велись споры о том, какой должна быть музыка в церкви. Позволю себе процитировать слова, которые записал Блаженный Августин еще в IV веке о музыке: «Я вспоминаю слезы, которые проливал под звуки церковного пения, когда только что обрел веру мою; и хотя теперь меня больше трогает не пение, а то, о чем поется, но вот это поется чистыми голосами, и я признаю великую пользу этого установленного обычая. Так и колеблюсь я – и наслаждение опасно, и спасительное влияние пения доказано. Пусть душа слабая, упиваясь звуками, воспрянет, исполняясь блаженства».

Если искать корни православной церковной музыки, то искать их надо в Византии. Причем, что интересно, не только церковной музыки, но и светской. Читаем у Николая Федоровича Финдейзена (1868–1928), историка русской музыки, автора труда «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века»: «Музыка сопровождала торжественные обеды: каждая перемена блюд сопровождалась новою песнею». Так описывается прием в тронном зале в Константинополе при императоре Константине.

Каким было древнее византийское пение, которое послужило основой для нашей музыкальной культуры? Основа такого пения – это хоровое одноголосие без инструментального сопровождения (когда несколько голосов поют в унисон). К византийским видам церковных песнопений, перешедшим потом в древнерусское певческое искусство, можно отнести тропари, кондаки и каноны.

Между прочим, в одном из старейших храмов – соборе святой Софии, построенном еще Ярославом Мудрым в XI веке, – сохранилась фреска, на которой изображены музыканты. А первый государственный указ по профессиональной певческой подготовке относится аж к 1274 году, тогда Владимирским собором было принято решение об обязательном обучении будущих певчих.

– Кого из русских композиторов лично Вы и почему считаете самым православным, верующим, как это читается в его произведениях?

– Сложно заглянуть в душу человека. Но иногда лучше слов говорит его музыка. Например, у Римского-Корсакова есть прекрасная Воскресная увертюра, где симфоническим оркестром изображается пасхальная служба. С одной стороны, Воскресная увертюра – это светское произведение, но в нем звучат мотивы пасхальные песнопений.

Воскресная увертюра Римского-Корсакова – это светское произведение, но в нем звучат мотивы пасхальные песнопений

А если начинать по порядку, то в первую очередь нужно назвать Дмитрия Степановича Бортнянского – он многие годы был руководителем Придворной певческой капеллы, а это старейшее музыкальное заведение в России: изначально оно называлось Хором государевых певчих дьяков, потом было переименовано в Капеллу. Дмитрий Степанович Бортнянский был глубоко верующим человеком, он очень много сделал и для развития самой Капеллы, и для хоровой музыки. Между прочим, именно Бортнянский стал автором гимна «Коль славен наш Господь в Сионе», который стал неофициальным гимном России.

Бортнянский Дмитрий Степанович (1751–1825). Портрет кисти Бельского М.И.

Михаил Иванович Глинка тоже служил в Придворной певческой капелле и писал духовную музыку. Вот что сам Глинка говорил: «Обряды богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, наполняли душу мою живейшим поэтическим восторгом». А сестра Глинки вспоминала: «Брат после церкви садился за рояль, чтобы воспроизвести что-то подобное услышанному». У Глинки даже есть «Молитва» для фортепиано – его записанная импровизация. В своих автобиографических «Записках» он написал: «Оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и сымпровизировал "Молитву" без слов для фортепиано». Потом музыку своей «Молитвы» Глинка положил на текст Лермонтова «В минуту жизни трудную».

Сестра Глинки вспоминала: «Брат после церкви садился за рояль, чтобы воспроизвести что-то подобное услышанному»

Следующим композитором назову Милия Алексеевича Балакирева – создателя и вдохновителя «Могучей кучки». Балакирев стал в какой-то период своей жизни истово верующим человеком. Он даже отошел от светской музыки, писал только духовные сочинения, хоры для церкви. И Балакирев тоже был руководителем Придворной певческой капеллы, как и Бортнянский.

Потом обязательно надо назвать Петра Ильича Чайковского. Как не вспомнить слова, когда он работал над своим «Всенощным бдением». «В голове темно, – да иначе и быть не может, ввиду слабо разрешимых для слабого ума вопросов как смерть, цель и смысл жизни, бесконечность и конечность ее; зато в душу мою всё больше проникает свет веры... Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога». А то, что Чайковский свой «Детский альбом» начинает с пьесы «Утренняя молитва», а заканчивает цикл пьесой «В церкви», тоже о многом говорит.

Во многом наследник Чайковского – Сергей Васильевич Рахманинов. Так же, как и у Чайковского, у Рахманинова есть два грандиозных духовных сочинения: «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Рахманинов не говорил о своей вере, но в его светской музыке можно найти отголоски мотивов старинных знаменных распевов. А самым ярким музыкальным впечатлением детства Рахманинов называл момент, когда забрался на колокольню собора святой Софии и слушал оттуда колокольные звоны. И ведь колокольность буквально пронизывает всю музыку Рахманинова.

Рахманинов не говорил о своей вере, но в его светской музыке можно найти отголоски мотивов старинных знаменных распевов

Конечно, как не назвать Сергея Ивановича Танеева – любимого ученика Чайковского. Скромнейшего и честнейшего человека, удивительного композитора, сейчас незаслуженно забытого. Музыка Танеева исполняется, но реже, чем она того заслуживает. Первое сочинение Танеева – это его грандиозная кантата «Иоанн Дамаскин», а последнее его произведение – кантата «По прочтении псалма». Так что сами видите, какая получается смысловая арка его жизни.

Кастальский Александр Дмитриевич (1856–1926)

Обязательно в этом ряду стоит имя Александра Дмитриевича Кастальского. Римский-Корсаков о нем говорил: «Пока жив Александр Дмитриевич, жива русская музыка». Наследие Кастальского – это более сотни духовных хоров. Многие годы он преподавал в Синодальном училище, а потом стал и его директором. Кастальского называют «русским Палестриной», мне кажется, очень точное сравнение, Палестрина – мастер духовной музыки эпохи Возрождения, тоже автор в основном хоровой музыки.

Также композитором духовной музыки был Павел Григорьевич Чесноков – трагической судьбы русский композитор. Его хоры до революции звучали в церквях по всей России. После 1920-х годов его музыка замолкла на долгие годы. Сейчас она снова звучит – и она прекрасна!

И хочу сказать про Георгия Свиридова, который изучал церковное пение в очень непростое время. И, кстати, в его светской музыке тоже можно найти отголоски древнего знаменного распева, потому что он считал, что это основа русской музыки. А последнее его произведение? Своеобразное музыкальное завещание Свиридова: «Песнопения и молитвы».

– А какая духовная музыка иностранных композиторов прижилась и стала русской православной?

– В XVIII веке, после того как Петр Первый сказал, что мы – Европа, изменилась и музыка. Именно тогда зарождается русская классическая музыка, тогда мы перешли на совершенно чужой нам, иностранный музыкальный язык. До этого у нас было всё другое – даже нотопись иная, не европейская.

Такие глобальные перемены происходят, как правило, небыстро. У нас же, наоборот, всё поменялось стремительно. Иностранные музыканты приезжали в Россию, оставались здесь, потому что так, как у нас, нигде не нужны были европейские музыканты. Иностранцы обучали наших композиторов и сами писали музыку. Причем удивительно, но иностранцы писали не только светскую музыку, но и музыку для церкви.

В первую очередь нужно вспомнить итальянца Джузеппе Сарти, который провел много лет в России, приехал еще при Екатерине Великой. Он был очень уважаем при дворе, у него многие русские музыканты учились, и Сарти писал церковную музыку. Сейчас, например, в открытом доступе можно послушать его хор «Ныне силы небесные» – очень интересное ощущение возникает, как будто иностранец говорит на русском языке, то есть традиции европейского хорового письма и русского у Сарти переплетаются.

И обязательно надо вспомнить еще одного итальянского композитора XVIII века – Бальтазаре Галуппи. Он тоже приехал в Россию по приглашению Екатерины Великой, и именно он заметил талант молодого певчего – Дмитрия Бортнянского и предложил заниматься с ним, а потом Бортнянский уехал в Италию к Галуппи – как мы бы сказали, на стажировку. И Бортнянский потом стал, как вы знаете, главным русским композитором XVIII века, «русским Моцартом».

А вообще, иностранные композиторы в России – это отдельная и очень интересная тема. К нам любили приезжать, например, Доменико Чимароза и Джованни Паизиелло.

– Приезжали преимущественно итальянцы?

– Не только. И немецких музыкантов было много. Это часто зависело от личных предпочтений правителей: Екатерина Великая более жаловала итальянских композиторов, а вот Анна Иоанновна – немецких. Именно с ней связана одна их моих любимых историй о том, как Иоганн Себастьян Бах чуть было не приехал в Россию.

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

И это не домыслы, а самые настоящие факты: сохранилось письмо, которое Бах написал своему другу детства – Георгу Эрдману, который был связан с российским посольством. И в этом письме Бах открытым текстом пишет о том, что служба в Лейпциге его не удовлетворяет, и если бы Эрдман порекомендовал Баха на новое место службы (имеется в виду в России), то он был бы в ответ очень признателен. Но, к сожалению, Эрдман тогда ничего не ответил, и Бах в Россию так и не приехал. Хотя, как сказать, ведь родной брат Иоганна Себастьяна – Якоб Бах – поучаствовал в русской истории самым прямым образом: Якоб Бах служил трубачом в военном оркестре Карла ХII и участвовал в знаменитой Полтавской битве...

– Удивительно, но каждый человек знает музыку Рождества, даже атеист! Ведь она не только про храм и Бога, действительно, много светских произведений на эту тему.

– В какой-то момент Рождество стало и светским праздником. А именно в XIX веке, тогда же появляется жанр рождественской литературы: рождественские рассказы Диккенса, Андерсена, Лескова, Достоевского. И тогда же появляется светская рождественская музыка.

Между прочим, одним из символов Рождества стал балет «Щелкунчик». Казалось бы, что в балете от сюжета настоящего Рождества? Но в «Щелкунчике» действуют законы рождественского рассказа: когда есть добро и зло, есть чудо, и в конце добро побеждает. Ну а действие обязательно происходит в рождественскую ночь.

У Чайковского еще есть цикл пьес для фортепиано: «Времена года», и декабрь там называется «Святки». Для меня это тоже относится к рождественской музыке: «Декабрь» – это такой волшебный и одновременно с этим очень уютный и домашний вальс.

Совершенно в ином звучании написана опера Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» – Николай Андреевич специально изучал украинские колядки, когда работал над оперой. Причем можно не слушать оперу целиком, а поставить сюиту «Ночь перед Рождеством» – в ней Николай Андреевич собрал самые яркие номера из оперы.

Еще хочу вспомнить замечательного композитора Сергея Михайловича Ляпунова – ученика Чайковского и Танеева, невероятного виртуоза. Так вот, у него есть очаровательный цикл фортепианных пьес «Святки», сейчас их редко исполняют.

А «Вальс» из оперы Владимира Ребикова «Елка» звучит часто, особенно в рождественских концертах. Опера «Елка» – это самое известное его произведение, написанное на смесь рождественских сюжетов Андерсена «Девочка со спичками» и Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

Так что в XIX веке довольно много появляется светских рождественских произведений, как видите. В европейской музыке тоже, но это отдельный разговор…

– Как Вы оцениваете нынешнее состояние духовной музыки в России. Пишется ли новая? Кто из авторов прошлого незаслуженно забыт или устарел? А кто по-прежнему исполняется?

– Мне кажется, сейчас для русской духовной музыки хорошее время. Я не берусь судить – потому что я всё-так специалист в другой области, в традиционно-классической музыке. Но я, как заинтересованный наблюдатель, не могу не радоваться, когда читаю, как в Торонто происходит церковно-певческий съезд, посвященный творчеству Александра Дмитриевича Кастальского, или когда исполняют музыку Дмитрия Степановича Бортнянского в филармонии, или когда записывают произведения забытого композитора Льва Степановича Гурилева.

На вопрос, кто незаслуженно забыт, ответить сложно, так как, особенно если мы говорим о русской музыке XVIII века, многие и многие композиторы забыты, потому что сохранилось очень мало их произведений. А те, что сохранились, не в открытом доступе. Но еще раз хочу сказать, что сейчас подъем интереса к такой забытой музыке – своими силами музыканты ищут ноты, исполняют, записывают...

Одно из чудес музыки в том, что она нас вырывает из современности и помогает почувствовать связь времен

– Какая музыка сегодня нужна Русской Православной Церкви?

– Кастальский говорил, что, когда заходишь в Успенский собор, ощущаешь, что переносишься в XVII век. Это только мое мнение, но мне кажется, что одно из чудес музыки в том, что она нас вырывает из современности и помогает почувствовать связь эпох, связь времен. Может быть, даже немного помогает почувствовать вечность.

Беседовала Алина Темнова

Юлия Казанцева 3 января 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить