Бабушкина вера

Картинка 1.png
С Виолеттой из Тираны я познакомился на летних семинарах, которые организовал Салоникский университет для учителей греческого происхождения из Албании летом 1992 года, когда открылись границы. Виолетта окончила педагогическую академию в Тиране и довольно хорошо знала греческий. Она была самым молодым человеком в группе. После одного из занятий она испуганно подошла ко мне в коридоре и попросила разрешения побеседовать. Она призналась мне, что хочет принять крещение. Оглашение было очень кратким – оно длилось буквально несколько дней, потому что время шло, и вскоре Виолетте нужно было возвращаться в Албанию. Крещение совершилось 20 июля после литургии в храме пророка Илии в Илиуполи. Вместе с ней были крещены еще трое. На протяжении всего таинства глаза девушки были полны слез. Но с того момента, как она услышала имя, которое сама для себя выбрала, имя Хара (в пер. с греч. «радость». – Примеч. пер.), ее глаза начали сиять.

Когда она услышала имя, которое сама для себя выбрала, имя Хара (в пер. с греч. «радость»), ее глаза начали сиять
Признаюсь, что ни я, ни ее крестная Фотиния не могли сдержать волнения. На лице девушки воистину сияла божественная радость. Ее посетила печать Святого Духа. В ней отразились дарования священного мира, сиял тихий свет Господа. И я спрашивал себя: как взросло столь доброе сердце в такой среде, где все иссушал суховей безбожия? Для меня это было необъяснимо. Не скрою от вас, что в течение некоторого времени я питал беспочвенные убеждения и пребывал под ложным впечатлением. Я думал, что двадцать дней в университетской аудитории говорил о вере в Бога настолько убедительно и с таким энтузиазмом, что ее решение креститься стало результатом моего труда. Я даже сподвиг ученых из других направлений поддержать мою позицию. Такое учение, такое рвение не может пропасть зря, все это дало свои плоды – вот что я думал. Откуда мне было знать, что секрет заключался в другом?

За последние двадцать лет мы встречались с Харой раза четыре. Но всегда отправляли друг другу поздравительные открытки на праздники. Она вернулась в Тирану и помимо работы в школе на добровольных началах трудилась в качестве устного переводчика у архиепископа Албанского Анастасия. «Вначале она была просто незаменима, – рассказывал мне недавно архиепископ. – Сегодня мы почти все в нашей митрополии владеем греческим и албанским. А тогда никто из нас не знал языка. Она нам очень помогла. Она буквально ночи напролет проводила рядом с нами в самые тяжелые времена, когда президент Бериша решил нас прогнать. Тогда ее родители очень беспокоились и даже запрещали ей приходить в резиденцию архиепископа. Все было непонятно и неопределенно. На каждом углу скрывались доносчики. Я понимал их страхи и не осуждал их».

Несколько лет назад Хара мне позвонила. «Приезжайте с крестной ко мне на свадьбу, – сказала она и добавила: – Вы первые, кого я приглашаю. Скажите, когда вам удобно, мы на этот день назначим свадьбу».

Она просто не оставила нам возможности отказаться. Итак, мы пообещали ей, что приедем в Тирану. Но в душе мы сомневались и все обдумывали. Окончательное решение далось нам тяжело. Стоит ли отправляться в такое опасное путешествие просто ради свадьбы? Но те замутненные слезами глаза во время крещения сложно было забыть. Мы непременно хотели стать соучастниками ее радости.

Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа
Свадьба была в субботу. Когда поздним утром мы встретились с ней у нее дома за завтраком, она сказала нам, что совсем не спала прошлой ночью. Волнение и беспокойство не давали ей уснуть. В волнении она открыла Новый Завет и попала на отрывок из Первого послания к Коринфянам апостола Павла. Она прочитала его, а потом проспала два часа. Она попросила, чтобы я тоже прочитал этот отрывок в гостиной, заполненной приглашенными на свадьбу. С сомнением стал я читать следующие строки: Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7: 2–5). Я медленно прочитал и перевод. Ненадолго воцарилась тишина, и мой язык оказался будто связан. Я погрузился в глубокое раздумье. Где Хара – это испуганное создание, с которым я познакомился в аудиториях философского факультета Салоник, нашла такую смелость? Кто из нас или кто из моих духовных детей мог бы совершить нечто подобное?

А после первого изумления пришло и второе. «Я надену традиционное свадебное платье, которое всегда надевали девушки в деревнях Дрополи, по крайней мере для фотографий», – сказала Хара. Она надела традиционный костюм, взяла фотографию бабушки (которая умерла за несколько месяцев до этого в возрасте девяноста лет) и так стала позировать перед камерой. И снова глаза ее наполнились слезами. Проясню ситуацию: сейчас Хара – современная женщина, занимает руководящую должность в банке в Тиране; в доме, где она живет, большинство семей – мусульмане.

Картинка 2.jpg
Так вот, секрет, о котором я упоминал, – это бабушка. Ее бабушка жила в Дрополи, области, пограничной с Яниной. Она девяносто лет прожила в Албании, но ни слова не сказала по-албански. Свою веру и традиции она хранила в сердце и в сундуке и передала их внучке, которая очень ее любила. Несколько месяцев в году Виолетта жила в деревне вместе с бабушкой. Бабушка очень почитала святого Харалампия и Пресвятую Богородицу. Она часто давала внучке советы и говорила с ней о духовном наследии нации. В сундуке она хранила Священное Писание и маленькую Псалтирь, по которой она пела последование Богородице.

– Сейчас, когда поедешь на родину, попроси крестить тебя; пусть тебя назовут Харула, в честь святого Харалампия, – сказала ей бабушка, когда Виолетта приехала к ней попрощаться перед своей первой поездкой в Салоники.

Так вот, секрет, о котором я упоминал, – это бабушка
Так вот как все это объяснялось! Вера и благочестие были вскормлены в ней бабушкой и разрослись в душе девушки благодаря большой к ней любви. Даже во враждебной и трудной обстановке.

Может быть, вы сейчас задаетесь вопросом: что же это все означает? Прежде всего, я считаю, что нам нужно преодолеть общественные стереотипы, которые требуют, чтобы пожилые люди оставались вне христианского воспитания детей. Разве не говорим мы часто, что дедушки и бабушки не должны вмешиваться в воспитание наших детей? Во-вторых, мы должны знать: люди старшего поколения чувствуют, что находятся в слабой позиции, а потому они и отождествляют себя с самыми слабыми членами семьи, детьми. В-третьих, бабушки и дедушки радуются внукам, и, если мы дадим им такую возможность, если будем относиться к ним по-доброму, они могут оказать нам неоценимые услуги по воспитанию наших детей.

Несмотря на это, не всегда все бывает столь радужно. Часто деспотичность, эгоизм, упорство, подозрительность и крайности, в которые впадают пожилые люди, могут формировать очень плохую обстановку для христианского воспитания детей. Но в каждом конкретном случае нужно быть дальнозоркими, иметь духовное богатство и оружие непрестанной молитвы о том, чтобы Господь просветил как родителей наших, так и детей, но прежде всего чтобы Он просветил нас, которых Он удостоил стать родителями и растить детей по Его святому произволению.


Из книги: протопресвитера Василия Каллиакманиса «Брак и семейная жизнь». Пер. с новогреч. Изд-во Сретенского монастыря, 2019.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить